Сценарий конспекта "Деление на равные части"
план-конспект занятия (средняя группа)

Тип занятия: тренировочное.

Тема: «Деление на равные части». Цель:

  1. закрепить знания детей о делении   предмета на восемь   равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам;
  2. уточнить представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; 3.тренировать умение в способе сравнения частей, полученных при делении целого  на              равные    части,   путем  наложения,   уточнить          значение       слова равенство;

4.сформировать опыт работы в группе, выполнения с комментированием, самопроверки по образцу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал:

плоскостная кукла Геометрик; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;

Раздаточный материал:

по 4 квадрата разного цвета на каждого воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника., клеѐнка, простой карандаш ,клей-карандаш, магниты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenieina_ravnye_chasti.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: тренировочное.

Тема: «Деление на равные части». Цель:

  1. закрепить знания детей о делении        предмета на восемь        равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам;
  2. уточнить представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; 3.тренировать умение в способе сравнения частей, полученных при делении целого        на        равные        части,        путем        наложения,        уточнить        значение        слова равенство;

4.сформировать опыт работы в группе, выполнения с комментированием, самопроверки по образцу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал:

плоскостная кукла Геометрик; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;

Раздаточный материал:

по 4 квадрата разного цвета на каждого воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника., клеѐнка, простой карандаш ,клей-карандаш, магниты.

Ход занятия

  1. Введение в ситуацию.

(Дети собираются на ковре, около воспитателя, стоит мольберт, геометрические фигуры)

  • Любите ли вы сказки?
  • Какие сказку у вас самые любимые?
  • Я тоже их люблю. Поэтому сейчас я вам хотела предложить послушать одну необыкновенную сказку:

«Давным - давно жил на свете волшебник Геометрик. Он очень любил геометрические фигуры и бродил повсюду в их поисках. Все найденные им фигуры селились в стране под названием Математика и даже, становились родственниками. (выкладывается на магнитную доску геометрические фигуры ). Так, круг породнился с овалом, треугольник с трапецией и ромбом, а вот прямоугольник захотел породниться с квадратом. Однако квадрат был очень важным, потому как, считал себя особенной, выдающейся фигурой. Он не захотел родниться с каким-то там прямоугольником, чем очень сильно обидел последнего. Геометрику, стало жалко прямоугольник, и он решил преподнести квадрату небольшой урок. Чтоб доказать квадрату, что он ничем не лучше и не главнее других фигур, он его просто видоизменил».

  • Хотите помочь Геометрику, проучить квадрат?
  • Сможете это сделать?
  1. Игровая деятельность.

  • А как это, спросите вы?
  • Да очень просто. Геометрик, просто разделил его пополам, и вот что произошло? ( загнуть квадрат пополам).
  • Что значить разделить пополам? (на две равные части)
  • Я предлагаю, вам подойти к столам. (лежат квадраты 4 цветов) – Посмотрите, что здесь лежит? (квадраты)
  • Сколько их? (4) -        Какого они цвета? (4, синего, красного, жѐлтого и зелѐного цвета.
  • Синий квадрат мы оставим без изменения, а вот красный квадрат я предлагаю вам разделить пополам так, как это сделал Геометрик. Для этого необходимо загнуть одну сторону квадрата так, чтобы верхний угол совпал с противоположным нижним углом квадрата.
  • На  сколько  частей  мы  разделили  красный  квадрат?  (на  2).
  • Эти  части   между  собой  одинаковые  или  разные?  (одинаковые)
  • Почему их можно назвать одинаковыми? (потому что все углы совпали).
  • Сколько раз мы сгибали квадрат, чтобы получить две равные части? (один).
  • Какой   формы   эти   части?   (треугольной   формы). Итак, мы разделили квадрат на 2 равные половины, по-другому можно сказать на 2 одинаковые части треугольной формы.
  • Как вы думаете, можно ли продолжить деление на меньшие части?
  • Я предлагаю вам, разделить жѐлтый квадрат уже не на 2 , а на 4 равные части.
  • Что для этого мы должны сделать? (сгибаем жѐлтый квадрат пополам и ещѐ        пополам).

-Какой        формы        части        жѐлтого        квадрата?        (треугольной).

  • Посчитайте,        на        сколько        частей        вы        разделили        квадрат?        (на        4).
  • Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые, равные).
  • Сколько раз вы сложили фигуру, чтоб получить 4 равные части? (2 раза). Итак, мы разделили красный квадрат на 2 равные половины, а жѐлтый квадрат на 4 равные части треугольной формы. Если в красном квадрате всего 2 части, то каждую из них мы можем называть половиной или одной второй части квадрата, а жѐлтый квадрат мы разделили на 4 равные части, поэтому одна из его частей называется одна четвѐртая

(По просьбе воспитателя дети повторяют понятия «одна вторая» и «одна четвѐртая»).

Физкультминутка «Живые фигуры».

Дети встают в центре комнаты. Они получают верѐвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верѐвку обеими руками и образуют их.

Загадки:

  1. Нет углов у меня, И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг).

  1. Треугольник с полукругом Круг дразнили "толстым другом". Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос. Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут? (овал).

  1. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник).

  1. Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться он рад, А зовут его (квадрат)

  1. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).

  • Молодцы, мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить помогать Геомерику. (Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами)
  • Можно ли продолжить деление квадрата на большее количество частей? (можно)

Перед вами лежит квадрат зелѐного цвета, попробуем вместе его поделить на большее        количество        частей.

  • Как это сделать?

Складываем квадрат пополам 1 раз, сколько частей у нас получилось?(2) Продолжаем складывать его дальше, снова загибаем пополам, сколько частей у нас получилось? (4) И ещѐ раз сложим его пополам. Вы пока свои квадраты не разворачивайте, а посмотрите на мой квадрат. Давайте посчитаем, на сколько одинаковых частей мне удалось его разделить? (Считает ребѐнок) На 8 частей. Теперь проверьте, на сколько частей вы разделили свои зелѐные квадраты? Итак, мы сумели разделить 1 целый квадрат на 2, 4 и 8 одинаковые между собой части треугольной формы.

  • Как вы думаете, квадрат из нашей сказки после таких неожиданных превращений по-прежнему был гордым и заносчивым или он изменился? (изменился)
  • Да, он изменился в лучшую сторону, и теперь он не один, у него есть большая семья и друзья в лице других геометрических фигур.
  • Мы сегодня стали волшебниками, потому что, как Геометрик, совершили с квадратом разные превращения. Сейчас я предлагаю продолжить творить волшебство, но уже на скорость и в командах. Для этого вам необходимо не глядя вытянуть из моего «чудесного» мешочка фигуру. Фигуры в мешочке 2- х цветов: игроки в команду собираются по общему цвету. (Дети вытягивают фигуры)

Игра «Кто быстрее?

  • Я предлагаю каждой команде построить целый квадрат из 8-ми частей треугольной формы. Построить квадрат надо успеть за то время, пока играет музыка.
  • Из        скольких        частей        получился        квадрат?        (8)
  • Как   называется   одна   часть   из   восьми?   (одна   восьмая)
  • Что больше часть или целое? Целое состоит из восьми частей.
  1. Осмысление занятия.

  • Где вы сегодня побывали?

-Кому сумели помочь?

  • Из  каких  фигур  вы  сделали  свои  работы?    (ответы  детей)

-Сколько        треугольников        вам        понадобилось?        (8)

  • Напомните, пожалуйста, какую фигуру  мы делили на части? (квадрат)
  • На сколько частей вы научились делить квадрат? (на 8)

(Воспитатель предлагает украсить группу работами детей, чтобы создать праздничную обстановку, как в стране Математика. По окончании деятельности дети приводят в порядок рабочие места.)