Сценарий конспекта "Деление на равные части"
план-конспект занятия (средняя группа)
Тип занятия: тренировочное.
Тема: «Деление на равные части». Цель:
- закрепить знания детей о делении предмета на восемь равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам;
- уточнить представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; 3.тренировать умение в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство;
4.сформировать опыт работы в группе, выполнения с комментированием, самопроверки по образцу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
плоскостная кукла Геометрик; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;
Раздаточный материал:
по 4 квадрата разного цвета на каждого воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника., клеѐнка, простой карандаш ,клей-карандаш, магниты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип занятия: тренировочное.
Тема: «Деление на равные части». Цель:
- закрепить знания детей о делении предмета на восемь равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам;
- уточнить представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; 3.тренировать умение в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство;
4.сформировать опыт работы в группе, выполнения с комментированием, самопроверки по образцу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
плоскостная кукла Геометрик; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;
Раздаточный материал:
по 4 квадрата разного цвета на каждого воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника., клеѐнка, простой карандаш ,клей-карандаш, магниты.
Ход занятия
Введение в ситуацию.
(Дети собираются на ковре, около воспитателя, стоит мольберт, геометрические фигуры)
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказку у вас самые любимые?
- Я тоже их люблю. Поэтому сейчас я вам хотела предложить послушать одну необыкновенную сказку:
«Давным - давно жил на свете волшебник Геометрик. Он очень любил геометрические фигуры и бродил повсюду в их поисках. Все найденные им фигуры селились в стране под названием Математика и даже, становились родственниками. (выкладывается на магнитную доску геометрические фигуры ). Так, круг породнился с овалом, треугольник с трапецией и ромбом, а вот прямоугольник захотел породниться с квадратом. Однако квадрат был очень важным, потому как, считал себя особенной, выдающейся фигурой. Он не захотел родниться с каким-то там прямоугольником, чем очень сильно обидел последнего. Геометрику, стало жалко прямоугольник, и он решил преподнести квадрату небольшой урок. Чтоб доказать квадрату, что он ничем не лучше и не главнее других фигур, он его просто видоизменил».
- Хотите помочь Геометрику, проучить квадрат?
- Сможете это сделать?
Игровая деятельность.
- А как это, спросите вы?
- Да очень просто. Геометрик, просто разделил его пополам, и вот что произошло? ( загнуть квадрат пополам).
- Что значить разделить пополам? (на две равные части)
- Я предлагаю, вам подойти к столам. (лежат квадраты 4 цветов) – Посмотрите, что здесь лежит? (квадраты)
- Сколько их? (4) - Какого они цвета? (4, синего, красного, жѐлтого и зелѐного цвета.
- Синий квадрат мы оставим без изменения, а вот красный квадрат я предлагаю вам разделить пополам так, как это сделал Геометрик. Для этого необходимо загнуть одну сторону квадрата так, чтобы верхний угол совпал с противоположным нижним углом квадрата.
- На сколько частей мы разделили красный квадрат? (на 2).
- Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые)
- Почему их можно назвать одинаковыми? (потому что все углы совпали).
- Сколько раз мы сгибали квадрат, чтобы получить две равные части? (один).
- Какой формы эти части? (треугольной формы). Итак, мы разделили квадрат на 2 равные половины, по-другому можно сказать на 2 одинаковые части треугольной формы.
- Как вы думаете, можно ли продолжить деление на меньшие части?
- Я предлагаю вам, разделить жѐлтый квадрат уже не на 2 , а на 4 равные части.
- Что для этого мы должны сделать? (сгибаем жѐлтый квадрат пополам и ещѐ пополам).
-Какой формы части жѐлтого квадрата? (треугольной).
- Посчитайте, на сколько частей вы разделили квадрат? (на 4).
- Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые, равные).
- Сколько раз вы сложили фигуру, чтоб получить 4 равные части? (2 раза). Итак, мы разделили красный квадрат на 2 равные половины, а жѐлтый квадрат на 4 равные части треугольной формы. Если в красном квадрате всего 2 части, то каждую из них мы можем называть половиной или одной второй части квадрата, а жѐлтый квадрат мы разделили на 4 равные части, поэтому одна из его частей называется одна четвѐртая
(По просьбе воспитателя дети повторяют понятия «одна вторая» и «одна четвѐртая»).
Физкультминутка «Живые фигуры».
Дети встают в центре комнаты. Они получают верѐвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верѐвку обеими руками и образуют их.
Загадки:
- Нет углов у меня, И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
- Треугольник с полукругом Круг дразнили "толстым другом". Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос. Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал).
- Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник).
- Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад, А зовут его (квадрат)
- Обведи кирпич мелком На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).
- Молодцы, мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить помогать Геомерику. (Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами)
- Можно ли продолжить деление квадрата на большее количество частей? (можно)
Перед вами лежит квадрат зелѐного цвета, попробуем вместе его поделить на большее количество частей.
- Как это сделать?
Складываем квадрат пополам 1 раз, сколько частей у нас получилось?(2) Продолжаем складывать его дальше, снова загибаем пополам, сколько частей у нас получилось? (4) И ещѐ раз сложим его пополам. Вы пока свои квадраты не разворачивайте, а посмотрите на мой квадрат. Давайте посчитаем, на сколько одинаковых частей мне удалось его разделить? (Считает ребѐнок) На 8 частей. Теперь проверьте, на сколько частей вы разделили свои зелѐные квадраты? Итак, мы сумели разделить 1 целый квадрат на 2, 4 и 8 одинаковые между собой части треугольной формы.
- Как вы думаете, квадрат из нашей сказки после таких неожиданных превращений по-прежнему был гордым и заносчивым или он изменился? (изменился)
- Да, он изменился в лучшую сторону, и теперь он не один, у него есть большая семья и друзья в лице других геометрических фигур.
- Мы сегодня стали волшебниками, потому что, как Геометрик, совершили с квадратом разные превращения. Сейчас я предлагаю продолжить творить волшебство, но уже на скорость и в командах. Для этого вам необходимо не глядя вытянуть из моего «чудесного» мешочка фигуру. Фигуры в мешочке 2- х цветов: игроки в команду собираются по общему цвету. (Дети вытягивают фигуры)
Игра «Кто быстрее?
- Я предлагаю каждой команде построить целый квадрат из 8-ми частей треугольной формы. Построить квадрат надо успеть за то время, пока играет музыка.
- Из скольких частей получился квадрат? (8)
- Как называется одна часть из восьми? (одна восьмая)
- Что больше часть или целое? Целое состоит из восьми частей.
Осмысление занятия.
- Где вы сегодня побывали?
-Кому сумели помочь?
- Из каких фигур вы сделали свои работы? (ответы детей)
-Сколько треугольников вам понадобилось? (8)
- Напомните, пожалуйста, какую фигуру мы делили на части? (квадрат)
- На сколько частей вы научились делить квадрат? (на 8)
(Воспитатель предлагает украсить группу работами детей, чтобы создать праздничную обстановку, как в стране Математика. По окончании деятельности дети приводят в порядок рабочие места.)