Тема:Развитие экспериментальной деятельности дошкольников"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ефимова Надежда Борисовна

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

1 слайд: На сегодняшний день приоритетными целями развития и воспитания детей становится не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность свободно оперировать, пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать её, анализировать и моделировать.

Поэтому на первый план дошкольного образования выходит задача подготовки именно активного юного исследователя.

Среди возможных средств развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

При экспериментировании ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Работая в  разновозрастной группе, с детьми от 2х до 7-и лет,  мы включаем экспериментирование  в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, занятия, наблюдения, самостоятельную деятельность. Опыты и эксперименты подбираем с учетом возрастных особенностей детей.

Исследовательскую деятельность проводим по подгруппам.

Во время эксперимента сочетается показ с активным действием, благодаря этому решается несколько задач: восприятие на вкус, запах, ощупывание и т.д…

2 слайд:Цель экспериментирования и задачи экспериментирования для детей младшего и старшего возраста представлены на слайде.

3 слайд: Зимнее время года особенно привлекательно малышам, они очень любят играть со снегом. На прогулке мы часто замечали, что дети младшего возраста пробовали снег на вкус. В связи с этими решили провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу,  и когда он растаял, налили воду в стаканчики, процедили её и посмотрели через лупу.

Дети увидели, что снег – грязный.  Сделали вывод: со снегом можно играть, строить снежные фигуры и постройки, но нельзя есть.

4 слайд: Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом. С детьми младшего возраста проводили опыт с полиэтиленовыми мешками: набрали воздух  в мешки  и заметили, что мешки  становятся плотными и упругими. Если на них подуть, то мешки с воздухом начнут двигаться.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Дети старшего возраста занимаются более сложной исследовательской деятельностью.

5 слайд: Например, проведенный нами эксперимент:«Пшеничные ежики».

Целью представленного эксперимента является наблюдение за  процессом  прорастания побегов из зерен пшеницы.

Выращивание пшеницы из зерна – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания зерна до появления первых побегов – волшебство природы, требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Вели дневник наблюдений и фиксировали этапы наблюдения.

В результате дети узнали, что одинаковые по размерам зерна не всегда дают дружные и ровные всходы, многое зависит от внешних факторов: света, тепла, воды.

6 слайд:Так же провели эксперимент с выращиванием лука

Его целью было: формировать практические знания о посадке лука в землю и воду.

 Дети наблюдали за ростом лука в разных условиях - в земле и в воде и сделали вывод. Корни раньше появились в воде,а перышки выше и быстрее выросли в стаканчиках с землей. Пока луковки стояли на столе, перышки были бледные. Но стоило стаканчики переставить на окно, перышки стали зеленее и быстро вытянулись.

Дети сделали вывод: для быстрого выращивания лука на перо в домашних условиях нужны земля, вода, свет и тепло.

7 слайд: Эксперимент: «Песок и глина”

Его цель: Показать на примере, свойства песка и глины:сыпучесть, липкость, способность пропускать воду, сравнить, чем они отличаются и чем похожи.

После проведения опытов дети сделали вывод, что песок легче  сыпется, чем глина и хорошо пропускает воду, а глина плохо. А из мокрого песка и глины можно лепить фигурки.

Однажды на прогулке мы с детьми наблюдали за облаками, и заметили, что некоторые из них темнее, чем другие. Я сказала им, что это собираются тучки и пойдет дождь.  Детей заинтересовало, как устроены облака и как появляется дождь.

И тогда с детьми старшего возраста мы провели эксперимент, который я предлагаю вам. Он называется  «Тучка с дождём»

Его цель: узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента нам понадобится:

1. Стакан, пена для бритья, вода. краска гуашевая (синяя),пипетка.

Ход:

1. В стакан наливаем воду, но не доливаем до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

2. Сверху воды, аккуратно выдавливаем из флакона пену для бритья  (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился)

Необходимо показать ребенку на этом примере,что:прозрачная вода – это воздух а пена — это облако!(посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу)

3. Краску заранее размешиваем с несколькими каплями воды. Затем, с помощью пипетки капаем на слой пены для бритья и ждём чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Работа по экспериментированию завершена, думаю мы справились!

Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....