Программа "Росинка" социально-гуманитарной направленности для детей 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 413.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росинка» во второй младшей группе» - модифицированная, разработана на основе ФГОС ДОО
Программа социально-гуманитарной направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду в первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Педагогическая целесообразность программы: занятия по программе подразумевают развитие у дошкольников доброжелательности, сочувствия, гуманного отношения к природе. Дети учатся любить природу и осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Отличительная особенность данной программы формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей 2-ой младшей группы
Уровень программы: ознакомительный.
Форма обучения: очная
Режим занятий: один раз в неделю
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы постоянный –15 человек.
Формы обучения и виды занятий Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Цель: Основная цель работы кружка - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи программы:
Предметные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
Личностные:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Метапредметные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
Для работы по формированию социально-гуманитарной направленности дошкольников был разработан нами перспективный план работы с детьми.
Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Всего | Теорети ческие занятия | Практич еские занятия | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | опрос |
Тема: «Есть у нас огород». | 8 | 1 | 7 | опрос беседа игра | |
2. | «Божья коровка улети на небо». | 8 | 1 | 7 | Ролевая игра |
3. | Тема: «Осень в гости к нам пришла». | 10 | 2 | 8 | беседа игра |
4. | Тема: « В гости к нам зима пришла». | 10 | 2 | 8 | игра |
6. | Тема: «Посадка луковиц в ящик». | 12 | 3 | 9 | опрос беседа игра |
7. | Песок | 2 | 0 | 2 | игра |
Итого: | 50 | 9 | 41 |
Содержание программы курса
Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:
Первый тематический блок: природа в жизни человека.
понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
Второй тематический блок: наблюдение за неживой природой.
осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
Третий тематический блок: бережное отношение к птицам, насекомым.
знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух
Четвёртый тематический блок: уход за комнатными растениями
Уход за животными уголками природы и комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
Пятый тематический блок: бережное отношения к объектам неживой природы
развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
Шестой тематический блок: уход за растениями
выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
Седьмой тематический блок: бережное отношения к растениям
воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.
Восьмой тематический блок: бережное отношения к животным
воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
Девятый тематический блок: соблюдение правил поведения в лесу
бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы.
Десятый тематический блок: поведение в природе и быту.
закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Планируемые результаты:
Предметные: научить детей простейшим правилам поведения в природе; Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Наблюдать за растениями, зверями, птицами, делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире, правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Личностные: правила поведения в природе. Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном
особенности жизни людей, животных, растений. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными). Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Метапредметные: Дети знают представителей животного мира: зверей, пресмыкающихся, птиц, земноводных,
насекомых. Знают несколько видов деревьев, кустарников, растений сада, луга, леса. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; участвовать в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им
Календарный учебный график программы
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часо в | Содержание занятия | Дата |
1. | Тема: «Есть у нас огород». | 2 | Цель: познакомить детей с растениями, которые растут на мини-огороде детского сада. | сентябрь |
2. | Тема: «Божья коровка улети на небо». | 2 | Цель: познакомить детей с насекомым божья коровка, формировать желание наблюдать за ней, подвести к пониманию того, что насекомые живые. | сентябрь |
3. | Тема: «Осень в гости к нам пришла». | 2 | Цель: дать элементарные представления о явлениях осенней природы. | октябрь |
4. | Тема: «Воробышек чик-чирик». | 2 | Цель: познакомить детей с птицей воробей; учить замечать: как птица передвигается, клюёт корм, прыгает; формировать эмоциональную отзывчивость. | октябрь |
5. | Тема: «Дождик – дождик, кап- кап-кап». | 2 | Цель: показать простейшие связи между явлениями в природе; обратить внимание на лужи, набрать в ведёрко дождевой воды. | ноябрь |
6. | Тема: «Дует, дует ветерок». | 2 | Цель: при помощи вертушки познакомить детей с природным явлением – ветер; учить определять ветреную погоду. | ноябрь |
7. | Тема: « В гости к нам зима пришла». | 2 | Цель: формировать элементарные представления о явлениях зимней природы: идёт снег, стало холодно, на деревьях нет листьев; развивать внимание, восприятие. | декабрь |
8. | Тема: «Водичка, водичка» | 2 | Цель: познакомить детей со свойствами воды: она льётся, бывает тёплой и холодной. | декабрь |
9. | Тема: «Снег, снежок». | 2 | Цель: показать свойства снега: холодный, белого цвета, в тепле тает. Из снега можно лепить снежки. | Январь |
10. | Тема: «Песок». | 2 | Цель: закрепить представления о сухом и влажном песке: сухой сыпется, а влажный лепится. | январь |
11. | Тема: «Посадка луковиц в ящик». | 2 | Цель: познакомить детей с внешним видом луковицы, формировать умение наблюдать за процессом посадки лука. | февраль |
12. | Тема: «Камушки». | 2 | Цель: познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, гладки и шершавые. | февраль |
13. | Тема: «Уход за традесканцией». | 2 | Цель: познакомить детей с комнатным растением традесканция; формировать умение наблюдать за процессом ухода за растением; побуждать к совместным действиям по уходу. | март |
14. | Тема: « Наблюдение за растущим луком». | 2 | Цель: рассмотреть зелёные перья лука, произвести срезку лука, попробовать на вкус. | март |
15. | Тема: «Солнышко, солнышко выгляни в окошко». | 2 | Цель: дать элементарные представления о весенних изменениях в природе; солнышко светит ярко, тает снег, бегут ручьи; вызывать интерес к явлениям природы. | апрель |
16. | Тема: «Бегут ручьи». | 2 | Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужа - это вода. | апрель |
17. | Тема: «А у нас во дворе». | 2 | Цель: закрепить представление о дереве, кустарнике; учить узнавать и называть | май |
растение; воспитывать бережное отношение к природе. | ||||
18. | Тема: «Бабочка красавица». | 2 | Цель: продолжить знакомство с насекомыми; рассмотреть бабочку (в прозрачной ёмкости): крылья, лапки, усики; закрепить понятие о том, что насекомые живые. После наблюдения бабочку отпустить. | май |
Календарный учебный график программы на 2024-2025 учебный год
№ | Дата начала и окончания занятий | Количеств о учебных недель | Количество учебных дней | Начала и окончание каникул | Продолжительность каникул | Количество учебных часов на период освоения программы |
1 | 01.09. 2024 по 30.08.2025 | 36 | 36 | 30.12.24- 08.01.2025 | 36 | |
ИТОГО | 36 |
Условия реализации: занятия проходят в группе, в которой оборудован информационный стенд объединения «», возможна демонстрация учебных презентаций, фильмов. И включает в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Формы аттестации: в качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Оценочные материалы: достижение планируемых результатов по программе оценивается тестированием, викторинами, анализом результатов участия в познавательных играх, интеллектуально-творческих играх, анализом участия в ситуационно-ролевых играх.
Методические материалы:
Программа предусматривает применение традиционных методов изложения материала (показ, рассказ). Учитывая психологические особенности воспитанников данного возраста, на занятиях используются игровые и наглядные методы обучения.
Дети просматривают альбомы, книги, буклеты, фотографии. Широко применяются разнообразные формы нестандартных занятий: час вопросов и ответов, ролевые игры.
Учитываются интересы и потребности детей, развитие и самореализация способностей, создаются благоприятные условия установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми.
В программе предусмотрено осуществление совместных проектов, при выполнении заданий в группах. Данная программа направлена на удовлетворение разносторонних интересов и потребностей детей, в ее реализации можно эффективно сочетать разнообразные формы, методы и приемы обучения в зависимости от личности
Основными методами преподавания следует считать:
- объяснительно - иллюстративный (устное изложение материала)
- метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио)
- Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
- Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
- К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе
- Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
- Экологические праздники и досуги
- Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой и по экологическому воспитанию. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Литература для педагогов:
В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей/ ., . – Ростов н/д: Легион, 2013. – 144с – (Дошкольное образование)
Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами». Мозаика-Синтез, 2005г.
Зенина Т.Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой». М.1998г.
Соломенникова О.А. «Формирование элементарных экологических представлений». Мозаика-Синтез, 2005г.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика- Синтез, 2002. – 128 с.
Литература для обучающихся и родителей:
Н.М. Павлова «Желтый, белый и лиловый» (сказка)
В. Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», «Наши птицы»
Н. Акимушкин «Это все кошки», «Это все собаки» В. Бианки «Рыбий дом» (сказка)
Г. Ганейзер «На лугу»
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», «Рассказы моей полянки» Н. Павлова «Бабочки»
М.Д. Махлин «О тех, кого не любят» Н. Осипов «В воде и у воды»
Е. Серова «Наши цветы»
Н. Сладков «Грачи прилетели», «Пестрые крылья», «Солнцеворот», «От зари до зорьки» Г. Снегирев «Кто сажает лес» (сказка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей 4- го года жизни
рабочая учебная программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни №6 срок реализации 01.09. 2017г. – 31.05.2018г.
I Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об ...

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни
Программа расчитана для обучения детей 4-го года жизни...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 5-го года жизни
Рабочая программа состоит из 2 частей: обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений - обязательная часть, составляет не менее 60% объема программы - часть, ф...