Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
материал (подготовительная группа)
Основные цели театрализованной деятельности в дошкольном образовании включают:
Развитие творческих способностей детей.
Формирование навыков коллективной деятельности.
Развитие речи и коммуникативных навыков.
Воспитание нравственных и эстетических качеств.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие творческих способностей детей
средствами театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность в детском саду представляет собой важный элемент воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), она приобретает особое значение, способствуя не только развитию творческих способностей, но и общему гармоничному развитию ребенка. Театрализованная деятельность является уникальным способом общения ребенка с окружающим миром, она помогает детям выражать свои мысли и чувства, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки. Через игру и инсценировку дети учатся понимать себя и других, осваивают социальные роли, что способствует формированию базовых навыков межличностного взаимодействия.
Основные цели театрализованной деятельности в дошкольном образовании включают:
Развитие творческих способностей детей.
Формирование навыков коллективной деятельности.
Развитие речи и коммуникативных навыков.
Воспитание нравственных и эстетических качеств.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
В соответствии с ФОП ДО в содержание образовательного процесса включены следующие задачи:
- Изучить различные виды театрального искусства, среди них: ознакомление с кукольным театром, балетом, оперой и др. Для решения этой задачи приемлемо демонстрировать дошкольникам видеосюжеты постановок, иллюстрированный материал по темам, совершать виртуальные экскурсии.
- Познакомить дошкольников с театральной терминологией, помочь им узнать суть таких понятий, как: акт, театральное ложе, антракт, кулисы и др.
- Повышать интерес к сценическому искусству. Решение этой задачи осуществимо через привлечение детей к участию в театральных постановках разного формата.
- Содействовать формированию навыков оперирования с воображаемыми предметами и предметами – заместителями, одновременно развивая фантазию.
- Поддерживать творческую инициативу каждого ребёнка. При этом к окончанию периода дошкольного детства дети должны овладеть умением распределять роли между собой, знать о функционале театральных профессий: режиссера, сценариста, актеров.
- Содействовать развитию социально значимых личностных качеств, коммуникативных компетенций, партнерских взаимоотношений.
- Содействовать развитию навыков невербального общения.
В условиях реализации ФОП ДО театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в различных формах:
Игры-драматизации — простейшие формы театрализованной деятельности, которые основаны на импровизации и спонтанности. Дети сами придумывают сюжеты и роли, что способствует развитию творческого мышления и воображения.
Инсценировки — это более сложные формы театрализованной деятельности, требующие предварительной подготовки. Дети разучивают роли, диалоги, подбирают костюмы и декорации. Такая деятельность способствует развитию памяти, внимательности и дисциплинированности.
Кукольный театр — одна из популярных форм театрализованной деятельности. Дети осваивают управление куклами, учатся выражать эмоции через кукольных персонажей, что помогает развитию мелкой моторики и координации движений.
Мюзиклы и музыкальные спектакли — интеграция театрального искусства с музыкой. Дети исполняют роли, поют, танцуют, что способствует развитию музыкальных и двигательных навыков.
Педагог играет ключевую роль в организации и проведении театрализованной деятельности. Он выступает не только как режиссер и организатор, но и как вдохновитель и наставник. Важно, чтобы педагог умел создать условия для самовыражения каждого ребенка, стимулировал их творческую активность, помогал преодолевать страхи и стеснительность.
Театрализованная деятельность в детском саду — это не просто развлечение, а мощный инструмент развития личности ребенка. В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, она приобретает особую значимость, способствуя всестороннему развитию ребенка, формированию его творческих способностей и социальной адаптации. Важно, чтобы педагоги активно использовали театрализованные игры и постановки в своей работе, создавая условия для развития каждого ребенка.
Ход мастер класса
Один шалун и озорник,
Другой добряк, а третий скромник.
Один командовать привык,
Другой – прилежный ученик…
Один кричит: «Меня на трон!»
Другой же ласково прижмется…
Но сказка увлекает всех,
Здесь творчество, талант проснется!
- Уважаемые коллеги, нам хочется начать словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир».
- Сегодня мы поговорим о театре.
Для начала проведем небольшую разминку
«Разминка».
А сейчас мы проверим какие вы знатоки театра.
1.В какой стране появился первый театр? (В Греции)
2.Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)
3.Главное место в театре? (сцена)
4.Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
5.Перерыв во время спектакля? (Антракт)
6.Обьявление о спектакле? (Афиша)
7.Что такое мимика? (Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.)
8.Что означает слово «жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли).
9.Что такое декорация? (Художественное оформление театральной сцены)
10. Первое представление спектакля? (премьера).
11. Как называется зрительный зал, ряды, стульев и кресел (партер)
12. Что такое авансцена? (передняя часть сцены)
13. Предлагаю перечислить виды кукольного театра, используемого в детском саду при организации театрализованной деятельности в ДОУ?
(пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, плоскостной, би-ба-бо, на фланелеграфе, ростовые куклы и т.д.).
5. Что такое театр?
(Это место зрелищ, однако театр — это само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства).
И сегодня мы вам предлагаем окунуться в не большой мир театра.
Появляется Рассказчица!
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять!
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь)
(Предлагаю подобрать себе костюм) а вот и наши герои.
Рассказчица: Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали? Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется друзья?
Все вместе отгадайте.
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Рассказчица: Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Вот по полю, полю Мышка бежит (звучит музыка) у дверей остановилась и
стучит.
Мышка: Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем Мышка, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока игру не проведешь?
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Рассказчица: На зеленую опушку прискакала тут Лягушка.
Прыг да скок, прыг да скок, раз — вскочила на пенек.
Чуть прокашлялась и смело, как заквакала, запела!
Лягушка: Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем правда, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока ты песню не споешь?
Песня «Две лягушки вечерком»
Две лягушки вечерком
На лугу сидели.
Две лягушки вечерком
На луну глядели.
Вот комарик на лужок
Прилетел под липки.
Сел на тонкий лопушок
Заиграл на скрипке.
Две лягушки комара
Сразу увидали.
На лужайке до утра
Польку танцевали.
Рассказчица: По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам, дети?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка: Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем Зайка, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока ты пантомиму нам не покажешь?
(Стих. А. Барто «Зайка»)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Весь до ниточки промок,
Со скамейки слезть не смог.
– покажите это стих. грустно.
– покажите это стих. весело.
Рассказчица: Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса: Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем Лисонька хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока танец не станцуешь
Танец лисички.
Рассказчица: Про слыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Миша: Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты мимику свою смени,
И нам скорее покажи?
Мимические картинки.
Удивленное, печальное, испуганное, хмурое, хитрое, веселое.
Рассказчица: Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок.
Петя: Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Рассказчица: Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Проверим наши знания и определим, какой инструмент звучит?
Проводит Петушёк.
Петя: Инструменты есть у меня,
Вы друзья скорей берите,
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
(Музыкальные инструменты: металлофон, колокольчик, ложки, трещотка,
барабан, треугольник, бубен.) Оркестр «Во саду ли, в огороде»
Рассказчица: Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Уважаемые педагоги, а сейчас оцените наш мастер класс, выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению.
Таким образом очевидно, что театральная деятельность учит детей быть
творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Список ресурсов:
1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования // https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 20.02.2024).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 20.02.2024).
3.Турыгина, И. Н. Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования / И. Н. Турыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112227/ (дата обращения: 08.02.2025).
4.Реализация ФОП ДО. Театральная деятельность. — URL: https: //www. youtube. com/watch? v=jroHirywNCM (Дата обращения: 24. 07. 2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".
В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.
Мастер-класс...

Мастер-класс "Способ развития творческих способностей дошкольников средствами продуктивной деятельности"
Двнный материал предназначен для педагогов и родителей воспитанников. В нем пошагово продемонстрировано изготовление цветов из цветных лент....