Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года"
консультация (младшая группа)

Пащенко Наталья Петровна

   В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.

То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_melkaya_motorika.docx89.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Развитие у ребенка мелкой моторики важно потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности.

От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры.

Способы развития мелкой моторики

Игры с мелкими предметами: крупа, бусины, камешки, шарики. Использование предметов различной величины, фактуры приводит в активное действие пальцевые ощущения. Этот эффективный массаж содействует притоку крови к пальчикам, делает их более чувствительными и посылает в головной мозг положительные импульсы.

Пальчиковые игры: «Сорока – белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Ладушки» - эти старые добрые игры способствуют тесной связи между дыхательной системой и речевыми функциями;

Игры с нитками – сматывать нитки в клубок, плетение, выкладывание узоров и вышивание;

Игры с бумагой – вырезание, выкладывание узоров, обрывание, складывание;

«Чудесный мешочек» - собрать в мешочек различные предметы и предлагать ребенку определить на ощупь что за предмет, дать описание предмета, назвать его;

Шнуровки, кнопки, молнии, застежки – не только прекрасно помогут развить движения пальчиков, но и набраться опыта, чтобы с успехом применять эти действия в повседневной жизни.

 Массаж пальцев и кистей.

Самомассаж – легкие растирания подушечек пальчиков в направлении от кончиков к ладони обеих рук. Растирание ладоней: большим пальцем одной руки растирать ладошку другой руки от середины к краям.

«Назовем пальчики» - поочередное поглаживание средним и указательным пальчиками правой руки пальчиков левой руки, каждый пальчик 2 – 3 раза. По ходу выполнения упражнения знакомить ребенка с названиями пальцев.

Массаж оказывает на нервную систему тонизирующее действие, повышает чувствительность рецепторов проводящих путей.

Лепка – вдохновенный для ребенка труд. Хлопать ладошками по кусочкам (пластилин, тесто) доставит ему удовольствие. Осваивайте вместе с ним шарики, блинчики, комочки, колбаски. Когда пальчики привыкнут, можно пробовать лепить птичек, зверушек. Предложите ребенку их покормить. Можно нарисовать птичку и предложить ребенку покормить ее, катая маленькие горошинки, комочки.

Наряду с мелкой моторикой, лепка поможет ребенку развить внимание и усидчивость, воображение и творческие способности.

Рисование – радостный для ребенка труд. Позвольте ребенку рисовать пальчиками, без кисточки. Конечно, к такому оригинальному рисованию нужно предусмотреть свободное пространство, фартук, клеенку.

Такой вдохновенный труд поможет развить творческие возможности малыша, позволит почувствовать настроение и характер красок.

Советы для родителей

  • Сначала ребенку покажите упражнение и объясните, как делать. Вместе с ним выполните упражнение. Если ребенок затрудняется выполнить упражнение правильно – помогите ему.
  • «Не замечайте», если ребенок что-то делает неправильно. Больше обращайте внимание на то, что у него получается. Радуйтесь каждому успеху. Рассказывайте другим о его достижениях при ребенке.
  • Никогда ребенка не принуждайте к участию в игре. Подумайте, почему он не хочет делать упражнение. Может быть  у него что-то не получается – приободрите его. Включите в занятия какое-нибудь стихотворение или песенку с прослушиванием (или проговариванием) ребенком. Сделайте занятия увлекательными.
  • Включайте в занятия различные упражнения: на растяжение кистей, на расслабление и сжатие. Обязательно начинайте или заканчивайте свои занятия с массажа кистей и пальчиков рук.

Учитывая возраст и уровень физического развития вашего ребенка, выбирайте для него интересные занятия и упражнения, чтобы он с удовольствием их выполнял и радовал вас своими успехами!

Рисование

C:\Users\HP\Desktop\rasvitie-melkoj-motoriki3.jpeg

Лепка

Картинки по запросу мелкая моторика рук ребенка раннего возраста через пластилин

Игры с крупой

C:\Users\HP\Desktop\rasvitie-melkoj-motoriki1.jpeg

Игры с бусинами

C:\Users\HP\Desktop\rasvitie-melkoj-motoriki2.jpeg

МБДОУ д/с №12 «Сказка»

C:\Users\HP\Desktop\rasvitie-melkoj-motoriki.jpeg

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года.

Подготовила: воспитатель

Пащенко Н.П.

Январь 225г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет. Упражнения.

Буклет предазначен для родителей детей посещающих 1 и 2 младшие группы детского сада....

"Развитие мелкой моторики у детей 3-4 года"

содержит перспективно-тематическое планирование на год...

развитие мелкой моторики рук детей 2-3 года

развитие мелкой моторики рук детей 2-3 года...

Буклет «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года».

Буклет «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года»....

Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 1 года до 2 лет

quot;Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 1 года до 2 лет"...

Использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийВ настоящее время делается акцент на интеллектуальное развитие детей. И мы наблюдаем такую картину – ребенок умеет читать и считать, ...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...