" Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Актуальность темы :
В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Игра - наиболее доступный для детей основной вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления: Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста.
И начать мне хотелось бы со слов Егора Арсеньевича Покровского:
“...Дайте же детям играть, пока их игра радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу.”
Актуальность темы :
В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Игра - наиболее доступный для детей основной вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Уже в раннем детстве ребенок имеет возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки, преодолевать трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений в игре.
Ребенку, который не до играл в детстве, будет сложнее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что даёт нам игра - это самосовершенствование, стремление стать лучше.
Цель проекта: Способствовать общению детей через разнообразные виды игр.
Задачи :
Образовательные Формировать у ребенка интерес к игре, желание участвовать в ней. Активизировать речь детей.
Развивающие Развивать активность, самостоятельность детей.
Воспитательные помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяется дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. При обучении и правильном подборе материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками такими как: разборные пирамиды, матрёшки, башенки, строительный материал и сюжетные игрушки, куклы с атрибутами и др. Эти действия ребенок производит по подражанию, после показа взрослого. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другую (зайки, мишки) они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия например: одеяло чтоб уложить куклу спать, мисочку, чтобы покормить мишку. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность. Погуляв с куклой кормят её и укладывают спать. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно. Дети понимают элементарные человеческие чувства, такие как: радуется, сердиться, испугался, жалеет. В речи появляются оценочные суждения: плохой, хороший, красивый.
По классификации игр больше. Я озвучу основные виды игр для детей младшего дошкольного возраста.
Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально - окрашенная деятельность ребенка, характеризующая с точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющими правилами. ( след.слайд). Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Посмотрите на слайд, здесь дети играют в игру “ Лиса и зайчики”
Дидактические игры - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.(след.слайд). Играя, он изучает цвет, форму, свойство материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Театрализованные игры - у детей формируется уважительное отношение к друг другу. Они понимают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, формирует их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое общение взрослого и ребенка.(след.слайд). Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.
Сюжетно-ролевые игры - первая проба социальных сил и первое их испытание(след.слайд). Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.
Детей младшего дошкольного возраста учим обыгрывать игрушки. Для этого используем кошек, собачек, зайцев мишек и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, учим ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяем кукле. Мы учим ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем знакомим детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого нами проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Мы обращаем внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.
Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты» и т. д.).
Таким образом, как я говорила в начале своего выступления- игра является основным видом деятельности ребенка. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая все необходимые для жизни навыки. Воспитатель в играх является организатором, участником, учителем- учит детей играть. Коллеги, давайте с Вами подумаем- Что общего во всех играх для детей младшего дошкольного возраста? (Общение, развитие речи).
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Антона Семеновича Макаренко “ Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, комбинирует, преодолевает трудность”. Именно к этому я, как педагог, и стремлюсь.
Список литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.-М.: Просвещение,2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 2008.
- Воспитание детей в игра: Пособие для воспитателя дет.сада/ Сост. А.К. Бондаренко. - М. Просвещение, 2003.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: -2006.-№ 6.
- Никитин Б.П, Развивающие игры.-2-е изд.- М.: Педагогика,1985.
- Педагогика и психология игры: Межвузовский сб.Науч.трудов,-Новосибирск: изд. НГПИ,2005.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре
Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
Воспитателям...

План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »
Цель: изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...

Презентация на тему " Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста"
Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений в игре. Ребенку, который не до играл в детстве, будет сложнее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющи...