" Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Потапова Дарья Вячеславовна

Актуальность темы : 

В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.  

Игра - наиболее доступный для детей основной вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_obshcheniya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста.

И начать мне хотелось бы со слов Егора Арсеньевича Покровского:

“...Дайте же детям играть, пока их игра радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу.”

Актуальность темы :

В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.

Игра - наиболее доступный для детей основной вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Уже в раннем детстве ребенок имеет возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки, преодолевать трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений в игре.

Ребенку, который не до играл в детстве, будет сложнее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что даёт нам игра - это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Цель проекта: Способствовать общению детей через разнообразные виды игр.

Задачи :

Образовательные Формировать у ребенка интерес к игре, желание участвовать в ней. Активизировать речь детей.

 Развивающие Развивать активность, самостоятельность детей.

Воспитательные  помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

 В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяется дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. При обучении и правильном подборе материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками такими как: разборные пирамиды, матрёшки, башенки, строительный материал и сюжетные игрушки, куклы с атрибутами и др. Эти действия ребенок производит по подражанию, после показа взрослого. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другую (зайки, мишки) они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия например: одеяло чтоб уложить куклу спать, мисочку, чтобы покормить мишку. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность. Погуляв с куклой кормят её и укладывают спать. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно. Дети понимают элементарные человеческие чувства, такие как: радуется, сердиться, испугался, жалеет. В речи появляются оценочные суждения: плохой, хороший, красивый.

По классификации игр больше. Я озвучу основные виды игр для детей младшего дошкольного возраста.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально - окрашенная деятельность ребенка, характеризующая с точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющими правилами. ( след.слайд). Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.  Посмотрите на слайд, здесь дети играют в игру “ Лиса и зайчики”

Дидактические игры - это незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.(след.слайд). Играя, он изучает цвет, форму, свойство материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Театрализованные игры - у детей формируется уважительное отношение к друг другу. Они понимают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, формирует их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое общение взрослого и ребенка.(след.слайд). Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

Сюжетно-ролевые игры - первая проба социальных сил и первое их испытание(след.слайд). Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.

Детей младшего дошкольного возраста учим обыгрывать игрушки. Для этого используем кошек, собачек, зайцев мишек и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, учим ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяем кукле. Мы учим ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем знакомим детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого нами проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Мы обращаем внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты» и т. д.).

Таким образом, как я говорила в начале своего выступления- игра является основным видом деятельности ребенка. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая все необходимые для жизни навыки. Воспитатель в играх является организатором, участником, учителем- учит детей играть. Коллеги, давайте с Вами подумаем- Что общего во всех играх для детей младшего дошкольного возраста? (Общение, развитие речи).

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Антона Семеновича Макаренко “ Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, комбинирует, преодолевает трудность”. Именно к этому я, как педагог, и стремлюсь.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.-М.: Просвещение,2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 2008.
  3. Воспитание детей в игра: Пособие для воспитателя дет.сада/ Сост. А.К. Бондаренко. - М. Просвещение, 2003.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: -2006.-№ 6.
  5. Никитин Б.П, Развивающие игры.-2-е изд.- М.: Педагогика,1985.
  6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб.Науч.трудов,-Новосибирск: изд. НГПИ,2005.
  7. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре

Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений  вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...

План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »

Цель:  изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...

Презентация на тему " Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста"

Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений в игре. Ребенку, который не до играл в детстве, будет сложнее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющи...