Тренинг "В гармонии с собой"
материал

Подлесная Юлия Викторовна

Эмоции играют важную роль в жизни педагога! Они не только влияют нав аше настроение, но и определяют атмосферу, в которой мы работаем с детьми. Во время тренинга педагоги обсуждают, как управлять своими эмрциями, находить внутренний баланс  и создавать позитивную среду для воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_garmonii_s_soboy.docx35.9 КБ
Файл prezentatsiyav_garmonii_s_soboy.pptx82.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов и обучение способам саморегуляции (управления своим эмоциональным состоянием).

Задачи:

  • Повысить групповую сплоченность;
  • Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Форма проведения: тренинг.

Категория: педагоги ДО.

Ход тренинга:

       Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с воспитанниками, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Часто педагоги находятся в ситуации крайнего эмоционального напряжении. Эмоциональное напряжение испытывают не в конце года, а уже в его начале, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым мы работаем.

Смена настроения – это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни.

Однако стоит помнить, что смена настроения может происходить по разным причинам – от незначительных до самых серьезных. Тем временем, перепады сильно влияют на качество нашей жизни: мы либо горим и сворачиваем горы, либо лежим, смотря в потолок и растрачивая все достижения.

Для наших близких это тоже испытание – тяжело общаться с человеком, настроение которого нельзя предугадать, а значит непонятно, как себя вести. И вот они мучаются в догадках, что же случилось и как вам помочь. Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно. Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, т. к. у всех он разный.

Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться с друзьями, кто-то радуется общению с близкими, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь «подкидывает» вам не приятные сюрпризы. Всем нам приходится сталкиваться со сложностями.

1.Упражнение: «Имя»

Цель: создание положительного эмоционального фона группы.

Ход упражнения: участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и  прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.

2.Диагностическое упражнение: «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

 Значение цвета: 

 Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.

Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Упражнение 3:  «Плюс-минус»

Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Психолог: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результатпедагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение 4: «Коллективный коллаж «Радуга настроения»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам свои цветные квадратики наклеить на «Облако», что бы оно стало ярким.

Педагоги крепят свои квадратики к ватману, создавая коллаж «Радуга настроения»

Посмотрите на это облако, какое красочное и яркое оно получилось, каждый квадратик индивидуален, но все вместе они составляют единое целое, так и мы с вами – один большой, дружный коллектив.

Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.

Что же такое саморегуляция?

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.

К сожалению, подобные средства,  нельзя, как правило, использовать на рабочем месте или непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Поэтому в рамках сегодняшней встречи Вы познакомитесь со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение или избавиться от усталости.  

5. Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)

Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.

Упражнение 6: «Танец отдельных частей тела» (3 мин)

 Цели: осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара, «выплеск» негативной энергии безопасным способом и преобразование ее в позитивную.

 Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Инструкция: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец головы -  танец плеч – танец- танец кистей рук – танец рук -  танец живота - танец ног. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

 - какой танец было легко исполнить, какой трудно?

 - почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

 Молодцы! А сейчас немного отдохнем!

7.Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: сплочение педагогического коллектива,

Ход упражнения: в руках у психолога мешочек с предметами, он предлагает участникам взять один предмет и ассоциировать его с собой.

Педагог-психолог: У меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что – то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и этот предмет (название предмет)…»

Например: «Никто не знает, что я, как  это перышко легкая и беззаботная» и т.д.

8. Психологические притчи

Инструкция: участники разбиваются на две команды. Получают по одной притче. Зачитывают их в своих командах и анализируют. Затем проходит совместное обсуждение. Далее участники получают еще по одной притче. Притчи совместно анализируются по порядку как в конспекте. Ведущий за этим следит.

«Притча о добре и зле»

 Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Притча об ученике и учителе»

Приходит ученик к Учителю и говорит:

- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил…что мне делать?

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.

- Что изменилось? – спросил он ученика.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.

- Нет, -  сказал Учитель, - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились,  они лишь изменили  свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.

Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? – спросил ученик.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный  ароматный напиток.

 Педагог-психолог:  Мораль притчи:  есть особые люди, которые не изменяются в силу   обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

Педагог-психолог:  На этом наш путь не заканчивается, мы продолжаем упорно идти к нашей Гармонии и Равновесию дальше.

9. Упражнение «Карандаши»

Цель: снятие психомышечного напряжения и сплочение коллектива.

Описание: участники становятся в круг, берут карандаши в руки и касаясь одним пальцем карандаша с одной и другой стороны выполняют команды ведущего. Выглядит это как цепочка, где участники «соединены» через карандаши. Задача участников по команде то садиться, то вставать, то двигаться в стороны и при этом не потерять «связь», то есть не уронить карандаши. Это достигается не сразу, а лишь когда все участники станут присматриваться и чувствовать друг друга.

 Педагог-психолог:  Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения? 
Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы сделаем подарок для себя.  

 10. Упражнение «Дневник»

Педагог-психолог: Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Если дневник будет красиво оформлен и вызывать приятные ощущения от внешнего вида, то это только добавит вам удовольствие от выполнения следующей ежедневной тренировке позитивного мышления.

  1. Радостные события. Записывайте сюда фрагменты жизни, которые вас приятно удивили, рассмешили, доставили массу удовольствия. Описывайте свои чувства, переживания, передайте краски! Пусть это будет экстремальный полет на тарзанке в борьбе со страхом высоты или удивительный подарок, врученный вам на день рождения, который вы никогда не забудете. А может, какой-нибудь до умопомрачения нелепый и курьезный поступок вашего лучшего друга, над которым вы хохотали еще не одну неделю. Помните, в тяжелые для вас дни эта книжечка станет настоящим спасательным кругом. Просто откройте ее и улыбнитесь.
  2. Успехи/Удача. Здесь вы записываете ваши удачи (в чем вам сегодня повезло)и успехи (то, чего вы добились, что у вас получилось). Многие люди запоминают в первую очередь свои ошибки и промахи, постоянно к ним возвращаются, игнорируя и не замечая свои удачи и успехи. В результате у них складывается искаженное представление о себе, как о неудачнике.

Полезно записывать все хорошее, все, что вас радует: ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и ваши успехи - то, чего вы добились, что у вас получилось. Не обязательно вести записи успеха много лет. Но хотя бы месяц - хорошо. Наладили уверенность в себе - и занялись другими, более практичными делами!

11.Упражнение «Пожелание на будущее»

Цель: помочь почувствовать возможность положительных изменений в будущем.

Материал: шкатулка, маленькие кусочки бумаги, карандаши/ ручки

Ход упражнения: Каждый пишет на листочке позитивное пожелание своим коллегам, затем скручивает листочек в трубочку и бросает в шкатулку.

Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

12.Упражнение «Мои негативные эмоции»

Цель: овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

Материал: листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, маркеры, карандаши, корзина для мусора.

Ход упражнения: Изобразить на листочке любым способом свои негативные эмоции, то, что вызывает дискомфорт в работе. Смять листок/разорвать и выкинуть в корзину.

Рефлексия. Высказывание участников о своих чувствах, впечатлениях.

13. Упражнение «Дерево помощи»

Цель:  конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.

Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, воспитанники, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество.

Ход упражнения: Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки.

Рефлексия. Обсуждение участниками того, как много у нас есть ресурсов в разных сферах нашей жизни, способствующих снижению стрессовых состояний.

14. Упражнение «Волшебная шляпа» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «Волшебная шляпа» (игровой элемент, обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа». Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

 

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
  •  

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.
  •  

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Упражнение  «Хочу – не хочу, но делаю…»

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

15. Упражнение «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения и хорошее завершение тренинга в эмоциональном плане.

Ход упражнения: Участники достают из шкатулки трубочки с позитивными пожеланиями на будущее.

Рефлексия: впечатления о тренинге.

Варианты пожеланий:

 — Тебе сегодня особенно повезет!

 — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

 — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 — Сегодня твой день, успехов тебе!

 — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

16. Памятка педагогу

  • Ø Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
  • Ø Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • Ø Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
  • Ø Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
  • Ø Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
  • Ø Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • Ø Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.

17. Изготовление талисмана «Божья коровка»

Божья коровка - древнейший символ счастья и удачи. По одной из славянских легенд в Божью коровку обратилась жена Перуна. Девушка была неверной своему мужу, за что и поплатилась. С тех самых пор женщина работала на своего мужа. Спускалась на землю, одаривала смертных приятными, радостными посланиями по поручению Перуна.

Талисман Божья коровка выполняется в виде фигурки из керамики, дерева, воска.

Не меньшей силой обладают и талисманы с изображением Божьей коровки - рисунки, фотографии, открытки. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексивный тренинг «В гармонии с собой» Подготовила: педагог – психолог Подлесная Ю.В.

Слайд 2

Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания педагогов.

Слайд 3

Смена настроения – это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни. Смена настроения может происходить по разным причинам – от незначительных до самых серьезных.

Слайд 4

Для наших близких это тоже испытание. Когда рядом с вами человек, настроение которого невозможно предугадать, это создаёт атмосферу неопределенности. В такие моменты наши родные и друзья оказываются в сложной ситуации. Они мучаются в догадках, что же произошло, что вызвало перемены в нашем состоянии.

Слайд 5

Упражнение: «Имя» По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.

Слайд 6

Диагностическое упражнение: «Цвет настроения» Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность. Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения. Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении. Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать. Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья. Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Слайд 7

Упражнение: «Плюс-минус» «Нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».

Слайд 8

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Слайд 9

Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина Инструкция: о тметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Слайд 10

Упражнение «Дневник» Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Радостные события. Успехи/Удача.

Слайд 11

Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…» Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще. Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать. Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "В гармонии с собой и другими".

Дети дошкольного возраста далеко не всегда могут описать свои чувства, мысли, а детские рисунки являются инструментами исследования бессознательных процессов. Ребенок в результате художественных занят...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

"В гармонии с собой и миром"

Как научить ребенка строить отношения...

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"

Семинар-практикум для педагогов:«В гармонии с собой» Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.Задачи:·...

Тренинг для педагогов "В гармонии с собой!"

Трениг посвящен созданию условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности....