Тренинг "В гармонии с собой"
материал
Эмоции играют важную роль в жизни педагога! Они не только влияют нав аше настроение, но и определяют атмосферу, в которой мы работаем с детьми. Во время тренинга педагоги обсуждают, как управлять своими эмрциями, находить внутренний баланс и создавать позитивную среду для воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.9 КБ |
![]() | 82.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов и обучение способам саморегуляции (управления своим эмоциональным состоянием).
Задачи:
- Повысить групповую сплоченность;
- Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Форма проведения: тренинг.
Категория: педагоги ДО.
Ход тренинга:
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с воспитанниками, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Часто педагоги находятся в ситуации крайнего эмоционального напряжении. Эмоциональное напряжение испытывают не в конце года, а уже в его начале, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым мы работаем.
Смена настроения – это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни.
Однако стоит помнить, что смена настроения может происходить по разным причинам – от незначительных до самых серьезных. Тем временем, перепады сильно влияют на качество нашей жизни: мы либо горим и сворачиваем горы, либо лежим, смотря в потолок и растрачивая все достижения.
Для наших близких это тоже испытание – тяжело общаться с человеком, настроение которого нельзя предугадать, а значит непонятно, как себя вести. И вот они мучаются в догадках, что же случилось и как вам помочь. Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно. Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, т. к. у всех он разный.
Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться с друзьями, кто-то радуется общению с близкими, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь «подкидывает» вам не приятные сюрпризы. Всем нам приходится сталкиваться со сложностями.
1.Упражнение: «Имя»
Цель: создание положительного эмоционального фона группы.
Ход упражнения: участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.
2.Диагностическое упражнение: «Цвет настроения»
Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
Значение цвета:
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.
Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Упражнение 3: «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Психолог: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 4: «Коллективный коллаж «Радуга настроения»
Цель: установление контакта между членами группы.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам свои цветные квадратики наклеить на «Облако», что бы оно стало ярким.
Педагоги крепят свои квадратики к ватману, создавая коллаж «Радуга настроения»
Посмотрите на это облако, какое красочное и яркое оно получилось, каждый квадратик индивидуален, но все вместе они составляют единое целое, так и мы с вами – один большой, дружный коллектив.
Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.
Что же такое саморегуляция?
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.
К сожалению, подобные средства, нельзя, как правило, использовать на рабочем месте или непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Поэтому в рамках сегодняшней встречи Вы познакомитесь со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение или избавиться от усталости.
5. Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)
Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.
Упражнение 6: «Танец отдельных частей тела» (3 мин)
Цели: осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара, «выплеск» негативной энергии безопасным способом и преобразование ее в позитивную.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Инструкция: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец головы - танец плеч – танец- танец кистей рук – танец рук - танец живота - танец ног. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Молодцы! А сейчас немного отдохнем!
7.Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: сплочение педагогического коллектива,
Ход упражнения: в руках у психолога мешочек с предметами, он предлагает участникам взять один предмет и ассоциировать его с собой.
Педагог-психолог: У меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что – то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и этот предмет (название предмет)…»
Например: «Никто не знает, что я, как это перышко легкая и беззаботная» и т.д.
8. Психологические притчи
Инструкция: участники разбиваются на две команды. Получают по одной притче. Зачитывают их в своих командах и анализируют. Затем проходит совместное обсуждение. Далее участники получают еще по одной притче. Притчи совместно анализируются по порядку как в конспекте. Ведущий за этим следит.
«Притча о добре и зле»
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
«Притча об ученике и учителе»
Приходит ученик к Учителю и говорит:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил…что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
- Что изменилось? – спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель, - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе? – спросил ученик.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Педагог-психолог: Мораль притчи: есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!
Педагог-психолог: На этом наш путь не заканчивается, мы продолжаем упорно идти к нашей Гармонии и Равновесию дальше.
9. Упражнение «Карандаши»
Цель: снятие психомышечного напряжения и сплочение коллектива.
Описание: участники становятся в круг, берут карандаши в руки и касаясь одним пальцем карандаша с одной и другой стороны выполняют команды ведущего. Выглядит это как цепочка, где участники «соединены» через карандаши. Задача участников по команде то садиться, то вставать, то двигаться в стороны и при этом не потерять «связь», то есть не уронить карандаши. Это достигается не сразу, а лишь когда все участники станут присматриваться и чувствовать друг друга.
Педагог-психолог: Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?
Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы сделаем подарок для себя.
10. Упражнение «Дневник»
Педагог-психолог: Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Если дневник будет красиво оформлен и вызывать приятные ощущения от внешнего вида, то это только добавит вам удовольствие от выполнения следующей ежедневной тренировке позитивного мышления.
- Радостные события. Записывайте сюда фрагменты жизни, которые вас приятно удивили, рассмешили, доставили массу удовольствия. Описывайте свои чувства, переживания, передайте краски! Пусть это будет экстремальный полет на тарзанке в борьбе со страхом высоты или удивительный подарок, врученный вам на день рождения, который вы никогда не забудете. А может, какой-нибудь до умопомрачения нелепый и курьезный поступок вашего лучшего друга, над которым вы хохотали еще не одну неделю. Помните, в тяжелые для вас дни эта книжечка станет настоящим спасательным кругом. Просто откройте ее и улыбнитесь.
- Успехи/Удача. Здесь вы записываете ваши удачи (в чем вам сегодня повезло)и успехи (то, чего вы добились, что у вас получилось). Многие люди запоминают в первую очередь свои ошибки и промахи, постоянно к ним возвращаются, игнорируя и не замечая свои удачи и успехи. В результате у них складывается искаженное представление о себе, как о неудачнике.
Полезно записывать все хорошее, все, что вас радует: ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и ваши успехи - то, чего вы добились, что у вас получилось. Не обязательно вести записи успеха много лет. Но хотя бы месяц - хорошо. Наладили уверенность в себе - и занялись другими, более практичными делами!
11.Упражнение «Пожелание на будущее»
Цель: помочь почувствовать возможность положительных изменений в будущем.
Материал: шкатулка, маленькие кусочки бумаги, карандаши/ ручки
Ход упражнения: Каждый пишет на листочке позитивное пожелание своим коллегам, затем скручивает листочек в трубочку и бросает в шкатулку.
Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
12.Упражнение «Мои негативные эмоции»
Цель: овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.
Материал: листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, маркеры, карандаши, корзина для мусора.
Ход упражнения: Изобразить на листочке любым способом свои негативные эмоции, то, что вызывает дискомфорт в работе. Смять листок/разорвать и выкинуть в корзину.
Рефлексия. Высказывание участников о своих чувствах, впечатлениях.
13. Упражнение «Дерево помощи»
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.
Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, воспитанники, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество.
Ход упражнения: Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки.
Рефлексия. Обсуждение участниками того, как много у нас есть ресурсов в разных сферах нашей жизни, способствующих снижению стрессовых состояний.
14. Упражнение «Волшебная шляпа»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «Волшебная шляпа» (игровой элемент, обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик
Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа». Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
- Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
- Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…»
Участникам предлагается на отдельных листах написать:
- Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
- Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
- Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
15. Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения и хорошее завершение тренинга в эмоциональном плане.
Ход упражнения: Участники достают из шкатулки трубочки с позитивными пожеланиями на будущее.
Рефлексия: впечатления о тренинге.
Варианты пожеланий:
— Тебе сегодня особенно повезет!
— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
— Сегодня твой день, успехов тебе!
— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
16. Памятка педагогу
- Ø Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
- Ø Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
- Ø Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
- Ø Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
- Ø Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
- Ø Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
- Ø Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
17. Изготовление талисмана «Божья коровка»
Божья коровка - древнейший символ счастья и удачи. По одной из славянских легенд в Божью коровку обратилась жена Перуна. Девушка была неверной своему мужу, за что и поплатилась. С тех самых пор женщина работала на своего мужа. Спускалась на землю, одаривала смертных приятными, радостными посланиями по поручению Перуна.
Талисман Божья коровка выполняется в виде фигурки из керамики, дерева, воска.
Не меньшей силой обладают и талисманы с изображением Божьей коровки - рисунки, фотографии, открытки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания педагогов.
Смена настроения – это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни. Смена настроения может происходить по разным причинам – от незначительных до самых серьезных.
Для наших близких это тоже испытание. Когда рядом с вами человек, настроение которого невозможно предугадать, это создаёт атмосферу неопределенности. В такие моменты наши родные и друзья оказываются в сложной ситуации. Они мучаются в догадках, что же произошло, что вызвало перемены в нашем состоянии.
Упражнение: «Имя» По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.
Диагностическое упражнение: «Цвет настроения» Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность. Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения. Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении. Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать. Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья. Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Упражнение: «Плюс-минус» «Нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина Инструкция: о тметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».
Упражнение «Дневник» Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Радостные события. Успехи/Удача.
Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…» Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще. Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать. Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "В гармонии с собой и другими".
Дети дошкольного возраста далеко не всегда могут описать свои чувства, мысли, а детские рисунки являются инструментами исследования бессознательных процессов. Ребенок в результате художественных занят...

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"
Семинар-практикум для педагогов:«В гармонии с собой» Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.Задачи:·...
Тренинг для педагогов "В гармонии с собой!"
Трениг посвящен созданию условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности....