Проектная деятельность «Волшебный мир логики»
проект

Курцева Светлана Федоровна

Проект составлен с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

«Волшебный мир логики»

Занятия с блоками Дьенеша  

для детей второй младшей группы «Ягодка»

 Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой.

Участники проекта: педагог, дети 3- 4 лет.

Пояснительная записка:

Проект составлен с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером-большие и маленькие;

4. толщиной-толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.

Гипотеза проекта: Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Планируемые результаты освоения программы.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша являются эффективным материалом для работы по сенсорному воспитанию малышей. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Ожидаемый результат:

- Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

-  Дети научатся соблюдать правила в играх.

-  У детей заметно повысится уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

Цель проекта: формирование у детей умения решать логические задачи на разбиение по свойствам, предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

1. Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Основные принципы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие логического и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке в пространстве.

Ожидаемый  результат:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно два признака (цвета, формы, величины)
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Волшебный зимний лес"

В конспекте проектной деятельности "Волшебный зимний лес"представлены полное описание хода деятельности с указанием целей, предврительной работы и ходом самой деятельности, предназначенной для детей с...

Проектная деятельность "Волшебный мир бумаги"

Вид проекта: Экспериментально - исследовательский,  групповойБазисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы   Н. Е. Вераксы " От рождения до школы".Проектн...

Проектная деятельность «Волшебная страна Математика» для детей 5 – 7 лет

Пояснительная записка.Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения...

Проектная деятельность "Волшебная осень"

Проектная деятельность «Волшебная осень»Вид проекта: групповой.Срок проекта: краткосрочныйТип проекта: познавательный, творческий.Участники проекта: дети средней группывоспитателиродители воспитаннико...

Проектная деятельность "Волшебный мир морей и океанов"

Проектная деятельность в подготовительной группе Проект   «Волшебный мир морей и океанов»Тип проекта – информационно-исследовательский – творческий.По характеру содержания – включает ребенка...

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Проектная деятельность "Волшебный мир игры" в средней группе

Проектная деятельность "Волшебный мир игры" в средней группе Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фунд...