Кружок "Умнички"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружка «УМНИЧКИ»
по развитию межполушарного взаимодействия детей 4 – 5 лет
Воспитатель: Бартновская Н.Н.
пгт.Южно-Курильск 2025г.
Пояснительная записка.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации мозговой деятельности и передачи информации из одного полушария в другое. У ребёнка поначалу ярко выражена работа правого полушария, но при систематической, целенаправленной работе специалиста по развитию межполушарного взаимодействия у дошкольника начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной асимметрии становятся более обозначенными (А. Р. Лурия, А. Л. Сиротюк, М. Шичида и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие синхронной работы и согласованного взаимодействия двух полушарий головного мозга основной причиной возникающих трудностей в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова и др.). При несогласованности межполушарного взаимодействия не совершается полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями головного мозга, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Так, правое полушарие отвечает за чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём устанавливается сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Кроме того, правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, которая поступает из противоположной половины тела.
В последнее время в коррекционной педагогике много внимания акцентируют на роль межполушарного взаимодействия для развития интеллекта ребёнка, данные игры рекомендуют и врачи-неврологи. И это неспроста, так как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития межполушарных структур головного мозга, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована и происходит активное формирование новых нейронных связей. Таким образом, если в дошкольном возрасте применять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную и систематическую работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счёт развития новых нервных связей, что в свою очередь будет являться важным условием успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования, но и залогом благополучного обучения ребёнка в школе.
Многие родители начинают готовить ребёнка к школьному обучению еще задолго до поступления в первый класс, акцентируя внимание на обучению чтению и письму, счёту и иностранным языкам. Тем самым, они упускают из виду развитие самых главных психических функций, таких как внимание, память, мышление, процессы самоконтроля и саморегуляции, которые являются залогом успешного освоения школьных образовательных ориентиров. Именно в процессе развития межполушарного взаимодействия, начиная с младшего дошкольного возраста, данные когнитивные процессы развиваются и совершенствуются, создавая фундамент для дальнейшего развития ребёнка в целом.
При переходе на школьную ступень обучения упражнения для развития мозговой активности повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают
мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма. Также данные упражнения формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями.
Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей дошкольного возраста могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Именно специальные упражнения для синхронного взаимодействия двух полушарий головного мозга в полном объёме способны справиться с этой задачей.
Предлагаемые нейроигры и упражнения на развитие межполушарных связей способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Применение нейроигр и упражнений в образовательном процессе позволит педагогам повысить интеллектуального возможности воспитанников, вывести потенциальные возможности детей на качественно новый уровень актуального развития. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению, а в условиях дошкольного образовательного учреждения позволит:
- расширить круг интересов и общения детей;
- активизировать познавательные процессы;
- совершенствовать мелкую и общую моторику;
- синхронизировать общие движения;
- совершенствовать речевую активность.
Исходя из вышесказанного, формирование межполушарного взаимодействия именно в дошкольном возрасте является очень актуальным для успешного обучения в школе и развитии ребёнка в целом.
Важным фактором при построении работы по развитию межполушарного взаимодействия является систематичность проводимой работы в данном направлении и точность выполнения упражнений.
Цель программы: развитие и активизация межполушарного взаимодействия посредством использования кинезиологических упражнений и графической деятельности.
Задачи:
Развивать синхронную работу полушарий мозга, оптимизировать функционирования мозга;
Активизировать познавательный интерес и приёмы умственных действий у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать когнитивную сферу, общую и мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию, связную речь, способности к обучению и усвоению информации;
Формировать навыки произвольности и самоконтроля;
Ожидаемые результаты реализации программы.
Для детей:
- Положительное отношение к нейроиграм и упражнениям по межполушарному взаимодействию.
- Повышение уровня развития познавательных процессов.
- Улучшение речевой активности.
- Формирование предпосылок к школьному обучению.
Для родителей:
- Положительное восприятие значения игр и упражнений по межполушарному взаимодействию для успешного развития ребёнка в целом.
- Применение нейроигр и упражнений в совместной деятельности с ребёнком.
- Гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
- Обогащение родителей (законных представителей) знаниями в вопросах по развитию межполушарной активности, обучение родителей (законных представителей) практическим приёмам межполушарного взаимодействия, повышение педагогической компетентности.
Для педагогов:
- Овладение техниками по развитию межполушарного взаимодействия.
- Осознание значимости проводимых занятий на развитие детей и качество усвоения программного материала.
- Расширение профессионального кругозора.
Содержание программы.
Программа рассчитана на работу с дошкольниками 4-5 лет (с февраля по май).
Коррекционно-развивающая деятельность по развитию межполушарного взаимодействия представляет систему развивающих упражнений с использованием тренажеров для синхронного выполнения руками, применение графических упражнений, дополнительного материала (пластилин, камушки и т.д.).
Родители (законные представители) воспитанников имеют возможность познакомится с проводимой работой по развитию межполушарного взаимодействия на родительских собраниях.
I ЭТАП. Подготовительный
- Диагностический блок .
На начало учебного года педагоги группы заполняют мониторинг образовательного процесса (уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям). В данном случае для реализации Программы важными областями являются: «Познавательное развитие, «Речевое развитие».
Цель: определение у дошкольников уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
II ЭТАП. Основной
1.Коррекционно-развивающий блок
Цель: формирование у дошкольников положительных установок к выполнению заданий, развитие межполушарной активности.
Коррекционно-развивающий блок состоит из календарно-тематического планирования занятий на период с 1 февраля по 31 мая.
Структура занятий для детей 4-5 лет:
1.Кинезиологические комплексы,
2.Графические упражнения .
3.Упражнения на межполушарных дорожках.
III ЭТАП. Заключительный
1. Диагностический блок
Цель: определение у дошкольников уровня усвоения образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» на конец учебного года и выявление качественных изменений в актуальном развитии детей.
Оценка эффективности коррекционных воздействий устанавливается на основе мониторинга усвоения данных образовательных областей.
Организация деятельности по развитию
межполушарного взаимодействия.
Задания предназначены для выполнения в групповых формах работы. Для детей с ОВЗ рекомендовано использование индивидуального формата работы.
Комплексы кинезиологических упражнений рекомендовано проводить в первой половине дня перед началом ООД, в качестве стимулятора мозговой активности.
Графические упражнения и упражнения с применением межполушарных дорожек можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, а также использовать как часть занятия по лексической теме.
Календарно-тематическое планирование занятий составлено на каждый месяц .
Методы, приёмы и технологии, используемые в программе.
- Информационно - компьютерные технологии;
- Нейродинамическая гимнастика (кинезиологические упражнения, пальчиковые игры, зеркальное рисование);
- Словесные методы (беседа, инструкции, объяснения);
- Наглядные (показ действий, демонстрационный материал);
- Практические (пальчиковые игры, графические работы)
Календарно-тематическое планирование по развитию межполушарного взаимодействия для детей 4-5 лет
Дата | Тема недели | Содержание |
Февраль 1 неделя | «Транспорт. Военная техника» | 1.Выполнение кинезиологического комплекса №1 2. Выполнение графических упражнений. |
2 неделя | «Российская армия. Военные профессии» | |
3 неделя | «Москва-столица нашей Родины» | |
4 неделя | «День защитника Отечества» | |
Март | ||
1 неделя | «Мамин день-8 Марта» | 1.Выполнение кинезиологического комплекса №1 2. Выполнение графических упражнений. 3. Упражнения на межполушарных дорожках. |
2 неделя | «Народные традиции. Масленица» | |
3 неделя | «В окно повеяло весною» | |
4 неделя | «День театра. Что за чудо эти сказки» | |
Апрель | ||
1 неделя | «Профессии» | 1.Выполнение кинезиологического комплекса № 2 2. Выполнение графических упражнений. 3. Упражнения на межполушарных дорожках. |
2 неделя | «Космос» | |
3 неделя | «Транспорт» | |
4 неделя | «День Земли» | |
Май | ||
1 неделя | «День Победы» | 1.Выполнение кинезиологического комплекса № 3 2. Выполнение графических упражнений. 3. Упражнения на межполушарных дорожках. |
2 неделя | «Весна» | |
3 неделя | «Насекомые» | |
4 неделя | «Цветы» |
Методическое обеспечение.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
- печатные пособия, раздаточный материал к занятиям;
- методические материалы;
- дополнительные средства: бумага формата А4, пластилин, карандаши.
Список литературы
- Габибов Исламагомед. Межполушарная асимметрия и структурные основы межнейронной интеграции / Исламагомед Габибов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. С. 50-51.
- Давыдова Ольга Александровна. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений / Давыдова Ольга Александровна. - М.: Школьная Пресса, 2018. С.95-96.
- Жаворонкова, Л. А. Правши-левши. Межполушарная асимметрия биопотенциалов мозга человека: моногр. / Л.А. Жаворонкова. - М.: Экоинвест, 2009. С.112-113. 4. Межполушарное взаимодействие / Коллектив авторов. - М.: Теревинф, 2009. С. 87-89.
5. Семенович, А.В. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия: моногр. / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018. С. 776-778. Интернет-источники:
https://www.kladovaya-t.ru/eto-interesno/kineziologicheskie-uprazhneniya-dlyarazvitiya-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html; http://logoped.gmn25.edusite.ru/p48aa1.html; https://educ.wikireading.ru/535; https://tvoiraskraski.ru/razvivayushchie-raskraski/raskraski-shtrihovki; https://mentalar.ru/risuem-dvumya-rukami/.