Инновационный педагогический опыт
материал (младшая группа)

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_kurnasenkovoy_a.a.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Курнасенковой Анастасии Александровны

ВВЕДЕНИЕ

Тема инновационного педагогического опыта:«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий».

Сведения об авторе:Курнасенкова Анастасия Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» с.Лямбирь, образование  высшее, окончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева, освоила программу бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в 2016г. Прошла профессиональную переподготовку в ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.py» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» в 2019г.

Общий трудовой стаж – 18 лет, педагогический стаж – 8лет, стаж в данном учреждении– 2,5 года.Инновационная педагогическая деятельность по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий»» ведется с 2023 года.

Актуальность.

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. На протяжении всей истории человечества, полноценное развитие ребенка невозможно без систематической работы над его сенсорными способностями. Сенсорное развитие – это не просто знакомство с окружающим миром, а процесс формирования фундаментальных представлений о свойствах предметов: о форме (круглое, квадратное, треугольное, объемное, плоское), цвете (основные и дополнительные цвета, оттенки), величине (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий), пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа, между, за, перед), а также тактильных качествах (гладкое, шероховатое, мягкое, твердое, влажное, сухое), запахах (приятный, неприятный, цветочный, фруктовый) и вкусах (сладкий, кислый, горький, соленый). Это развитие  для формирования более сложных когнитивных функций – мышления, речи, памяти, внимания и воображения. Ранний и младший дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) – именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Благодаря сенсорному воспитанию детей раннего возраста  идет приток новых впечатлений, что необходимо для нормального общего физического и психического развития ребенка. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте детей дошкольного возраста не стоит недооценивать.

Актуальность выбранной темы заключается в том что,  формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и пособий – обусловлена не только биологическими факторами, но и изменениями в системе дошкольного образования. Современный подход к воспитанию ориентирован на индивидуализацию обучения, развитие творческого потенциала и подготовку детей к успешной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира. Традиционные методы сенсорного воспитания, хотя и эффективны, но требуют обновления и совершенствования с учетом современных психолого-педагогических знаний и технологий.

Я считаю, что тема, которую я выбрала, является наиболее актуальной в наше время. Меняется процесс образования, он не стоит  на месте. Появляются новые пособия, разработки и программы, и в результате меняется потребность в новых, умных, любознательных детях. Это значит, что педагог- воспитатель сам должен измениться, сделать что-то новое и светлое.

Основная идея опыта.

Основной идеей моего педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей посредством  дидактических игр и пособий, разработанных с учетом возрастных особенностей детей и принципов развивающего обучения. Это не просто наборы предметов, а целостные системы, позволяющие ребенку активно изучать свойства предметов в процессе игры. Например, для развития цветовосприятия я использую не только традиционные цветные кубики и пирамидки, но и интерактивные игры на планшетах с яркими изображениями и заданиями на сопоставление цветов. Для развития тактильной чувствительности я использую разнообразные материалы с различной текстурой: мягкие и шершавые ткани, дерево, пластмассу, мех, бумагу. Дети сортируют предметы по текстуре, создают аппликации из разных материалов, играют с кинетическим песком. Для развития пространственного мышления я использую конструкторы, мозаики, логические игры и задания на ориентирование в пространстве. Я стараюсь создать  специальные сенсорные уголки в группе, оборудованные разными предметами для исследования и игры. Важно отметить, что все игры и пособия должны быть яркими, интересными и доступными для детей. Они должны стимулировать активность, любознательность и творчество ребенка. Педагог должен быть не просто наблюдателем, а активным участником игры, направляющим и поддерживающим развитие каждого ребенка. Эффективность данного педагогического опыта подтверждается положительными результатами развития сенсорных способностей детей, повышением их когнитивных навыков и улучшением адаптации к учебному процессу. Дети становятся более внимательными, наблюдательными, сообразительными и творческими. Они легче овладевают новыми знаниями и навыками, а также более успешно адаптируются в школе.

Целью моего опыта – является создание и внедрение эффективной системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста, которая бы обеспечила значительный прогресс в их сенсорном восприятии и координации.

Для достижения поставленной цели были выделены основные задачи:

1. Создать эффективный механизм совершенствования сенсорного и сенсомоторного опыта детей через использование дидактических игр и пособий.

2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет средствами дидактических игр и пособий.

3. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в процессе предметно-игровой деятельности посредством игр с дидактическим материалом.

4. Развить первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными  действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до конца, стремиться к получению положительного результата и др.).

4. Привлечь родителей для обогащения сенсорного опыта детей, выполняя с ними различные виды заданий.

При решении поставленных задач я исходила из следующих принципов:

- принцип взаимосвязи сенсорного, познавательного, и речевого развития детей;

- пошаговый принцип, разделение и интеграция взаимосвязанных частей;

- принцип обеспечения активной речевой практики;

- принцип индивидуально-личностной ориентации;

- принцип успеха.

Перспективность моего опыта заключается в его дальнейшем усовершенствовании и распространении. Планируется разработать новые дидактические игры и пособия, ориентированные на развитие конкретных сенсорных способностей. Также планируется продолжить работу с родителями, распространяя опыт и методики сенсорного развития среди широкого круга родителей и педагогов.

Реализация педагогического опыта решается в совместной деятельности взрослых и детей, а также в проведении режимных моментов, которые помогают дошкольникам обеспечить накопление представлений о сенсорном развитии детей через дидактические игры и пособия.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Изучение работ отечественных исследователей и педагогов Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радинойпо теме:«Дидактические игры» привели меня к выводу, что одним из основных средств формирования сенсорного развития детей младшего возраста являются дидактические игры и пособия.

Дидактическая игра становится реальной игровой формой обучения только тогда, когда задачи ставятся перед детьми не непосредственно, а через игру. В игре дети развивают организаторские способности, развивают самоконтроль, умение взвешивать обстоятельства. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей и направлены на умственное  развитие дошкольника в целом.

В инновационном педагогическом опыте были использованы следующие методические пособия:

1. Венгер., Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под редакцией Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988.-144 с.: ил.

В своей книге авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений для детей от рождения до 6 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.

2. Венгер., Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателя дет.сада / Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1978.-145 с.

В пособии представлены основные дидактические игры и упражнения для ознакомления дошкольников с цветом, формой и размерами предмета.

Дополнительно использую учебно-методическую литературу:

1. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори/ М.И. Богомолова. – Ульяновск: Издательство «Вектор – С», 2008.

2.Удальцова., Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная света, 2007.

3.Янушко., Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Интернет-ресурсы, электронные учебные пособия.

Анализ литературы, представленный выше, позволил выявить несколько взаимосвязанных условий, которые способствуют формированию сенсорного развития детей раннего возраста с помощью дидактических игр и пособий в современном мире.

Исходя из полученных знаний, я поставила перед собой задачу развить у детей представления о цвете, форме и размере предметов через игру. Игра позволяет ребенку научиться осязанию и восприятию, а также развивает его способность сравнивать, сопоставлять, находить закономерности и принимать самостоятельные решения. В процессе игры ребенок начинает применять свои знания, что способствует его более внимательному отношению к окружающему миру.

Новизна опыта

Новизна моего опыта заключается в том, что я использую систематический и поэтапный подход к формированию сенсорного развития у детей. Я стараюсь научить их развивать ум, абстрактное и образное мышление, воображение, фантазию, интуицию, цветовое восприятие и различные виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную, логическую) с помощью дидактических игр. Я подобрала комплекс игр и пособий и создала условия для их эффективного использования, основываясь на своем опыте педагогической работы и изучении методической литературы. Все это происходит естественно и параллельно друг другу.

Технология опыта.

Методы и приемы, используемые педагогом для формирования сенсорного развития у детей младшего возраста, основаны на технологии опыта. Это означает, что педагог выбирает и применяет различные методы и формы работы с детьми, которые позволяют им получать опыт восприятия и познания окружающего мира через различные рецепторы (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус).

Основной задачей педагога является правильный выбор методов и форм организации работы с детьми, а также инновационных технологий, способствующих формированию сенсорного развития у детей младшего возраста.

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования и приёмы:

- словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок…)

- наглядные ( использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия…)

-практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….).

- игровые(игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).

Помимо дидактических игр, были включены разнообразные формы работы:

- НОД: «Мишки», «Машенька и геометрические фигуры», «Гости»;

- дидактические игры: «Разложи (найди по цвету)», «Веселые гномы», «Спрячь мышку», «Собери урожай»;

- пальчиковые игры: «Кот и мышь», «Паучок», «Рыбки», «Шла кукушка»;

- подвижные и малоподвижные игры: «Найди свое место», «Жучки на листиках», «Три медведя», «Прокати шарик к своему флажку»;

- настольно игры: «ДосочкиСегена», «Из каких фигур состоит машина», «Подбери чашки к блюдцам», «Какая фигура лишняя?», «Какие цвета использованы?», «Найди пару» ит.д;

- чтение художественной литературы: Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Гербова «Приключения зеленой елочки», «Хитрые башмаки», И. Токмакова «На машине ехали».

Опыт работы включает в себя единую систему организации образовательного процесса, включающую проекты, конспекты, консультации для родителей и педагогов.

На этапе формирования были разработаны проекты:«Цветной мир» и «Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста».

С родителями была проведена активная работа, включающая консультации, рекомендации и советы по формированию сенсорного развития детей через дидактические игры.

Родительские собрания проходили в нетрадиционной форме, включая практическую часть с участием родителей в играх и практических занятиях.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы по формированию сенсорногоразвития детей наблюдается положительная динамика:

- у детей повышается активность в речевой деятельности и интерес к играм и пособиям, связанным с сенсорным развитием;

- дети с удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, проявляя положительные эмоции и активность в общении;
- они способны целенаправленно наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира;

- стремятся передать взаимосвязь цветов, размеров и форм в своей конструктивной деятельности.

Стабильность.

В результате внедрения инновационного опыта были изучены требования ФГОС к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании; систематизированы методические материалы по формированию сенсорного развития дошкольников; разработаны основные приемы и методы развития сенсорного восприятия у детей; представлены дидактические материалы и пособия.

Доступность. Перспективы применения опыта в массовой практике.

Опыт работы будет доступен многим специалистам и педагогам в совместной комплексной работе по формированию сенсорного развития детей раннего возрастапосредством дидактических игр и пособий.

Наработанный материал размещен на мини - сайте «https://nsportal.ru/yfcnz1985»/. Своим опытом работы делюсь с коллегами на уровне дошкольной организации, а также в СМИ: публикую  статьи, презентации развлечений, игровых моментов.

Педагогические проекты: «Цветной мир», «Развитие сенсорных навыков посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста»; конспекты НОД по сенсорному развитию: «Мишки», «Машенька и геометрические фигуры», «Гости»; дидактическое пособие «Сенсорная коробка»;консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактических игр », «Сенсорное развитие с помощью дидактических игр», «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»; картотека дидактических игр на развитие тактильных ощущений; картотека дидактических игр на тактильное восприятие- опубликованы на сайте «Социальная сеть педагогических работников nsportal. ru», работа доступна «https://nsportal.ru//yfcnz1985»,  мой мини-сайт, ttps://www.maam.ru/users/521266.

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры и пособия в детском саду» по обобщению своего педагогического опыта опубликована в печатном сборнике «Академия Педагогических Знаний».

Список литературы.

1.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. - 424 с.

2. Венгер., Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателя дет.сада – М. : Просвещение, 1978.-145 с.

3. Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях. Журнал «Воспитатель ДОУ»2008г., №124-28 с.

4. Колос Г.Г Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2011.

5. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...