Рабочие программы, план по самообразованию
материал

Казакова Леся Ивановна

Результаты участия в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Черепашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

по самообразованию на 2024-2025 г.

 

 

 

 

Тема: «Формирование финансовой грамотности дошкольников с использованием дидактических и сюжетно-ролевых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Казакова Леся Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Радужный, 2024 г.

 

Актуальность темы 

 

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое         воспитание         дошкольников         надо         начинать не позднее         пяти         лет,         так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

 

Предполагаемый результат: 

Воспитатели: 

  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители: повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети: 

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как

ведет хозяйство.).

 

Развивающая предметно-пространственная среда: 

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • приобретение         художественной         литературы         на         экономическую         тематику; приобретение и изготовление дидактических игр.

 

Основные формы реализации плана по самообразованию: 

  • Беседы.
  • Организованная образовательная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Моделирование ситуаций – тренингов.
  • Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: опросы, досуги, беседы и консультации.

 

Этапы самообразования: 

  1. Подбор и изучение методической литературы
  2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
  3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
  4. Представление опыта работы по теме.

 

Изучение методической литературы 

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня.

  

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2024-2025г.

№ п/п

Месяц

План работы с детьми, педагогами, родителями

1.

Сентябрь

  1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».
  2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.
  3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

  1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»
  2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»
  3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

3.

Ноябрь

  1. Квест – игра «Путешествие Буратино»
  2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности»
  3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.

Декабрь

  1. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».
  2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»
  3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «ФИНАНСЫ»

2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

3.Буклет «История о дереве и человеке

8.

            Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну»

2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

9.

           Май

1. Формирование представлений детей о рекламе. С.В. Михалков «Как старик корову продавал».

2. Консультация для родителей « Учите ребенка считать деньги».

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

 

Тема

Содержание работы

Наши потребности.

Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.

Показ сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-

Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;

Развлечение «Путешествие» (потребности человека)

Труд-продукт-товар.

Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Знакомство детей с понятием «династия»;

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла»,

С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;

Игра по картинкам «Назови профессию»;

Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»; Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»

Почему все взрослые работают?

Беседа о необходимости трудиться;

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);

Игра «Кто больше назовет профессий».

Работа и заработок.

Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке; Выполнение заданий на листках «Профессии».

Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».

Когда продукт труда превращается в товар.

Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.

Ценность и украшение товара – его качество.

Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

В гостях у сказки.

Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как  Миша стал бизнесменом»;

Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме

Менеджер – интересная профессия.

Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде

Игровое занятие.

Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Сколько заработал – столько купил.

Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;  

Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купляпродажа товара собственного приготовления)

Игровое занятие.

Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано

Что такое реклама?

Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);

Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.

Кто делает рекламу?

Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение и инсценирование  сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»; Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама в сказках.

Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал  бизнесменом»;

Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.

Если бы у меня было собственное дело.

Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия);

Придумываем рекламу своего предприятия;

Чтение стихотворения  Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама»

 

Новогодние каникулы

Что такое деньги.

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»); Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;

Деньги счет любят.

Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Выполнение детьми практических заданий по теме

Как правильно распоряжаться деньгами.

Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога; Выполнение детьми практических заданий по теме

Игровые занятия.

Игровое занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет семьи.  

 

Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

В гостях у сказки.

Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы;

Показ спектакля «Муха-Цокотуха»

Подведение итогов.

Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи; Игра «Семейный бюджет».

Что такое экономика.

Игра-беседа «Экономика и человек»;

Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;

Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»

Бизнес и капитал.

Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;

Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал»,

«Чудесная рубашка»

Игровые занятия.

Игра-занятие «Экономическая рыбалка»; Экономическая игра «КВН»

Игровые занятия.

Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Что такое налоги и почему их надо платить.

Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение практических занятий по теме

Бартер.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;

Игровая ситуация «Бартер»;

Дидактическая игра «Бартер»

Выгода и убыток.

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль; Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»

Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи

Благотворительная деятельность. Меценаты.

Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;

 

Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду.

Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Благотворительность.

Практические занятия.

Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»

Итоговое занятие.

Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»

 

 

Список литературы 

 

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  2. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  3. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  5. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349– 351.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
  7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме самообразования

laquo;Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Рабочие программы, планы по самообразованию

Своё профессиональное развитие выстраиваю в соответствии с разработанным планом...

Рабочие программы, план по самообразованию

Воспитательно-образовательный процесс обеспечен разработанной мной рабочей программой в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ ДС № 9 «Черепашка», включающей комплексно-т...

Рабочие программы, план по самообразованию

Воспитательно-образовательный процесс обеспечен разработанной мной рабочей программой в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ ДС № 9 «Черепашка», разработала и реализова...

Рабочие программы, план по самообразованию

Воспитательно-образовательный процесс обеспечен разработанной мной рабочей программой в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ ДС № 9 «Черепашка», включающей комплексно-т...

Рабочая программа, план по самообразованию

Воспитательно-образовательный процесс обеспечен разработанной мной рабочей программой в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ ДС № 9 «Черепашка», включающей комплексно-т...