Народные праздники в детском саду
консультация
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет, во время когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 541.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной.
Народные праздники
в детском саду
Подготовила:
Богданова Л. А.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности» - писал М. И. Калинин.
Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по - новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности воспитанников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет, во время когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народным календарем, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Обучая детей народному творчеству, решались следующие задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.
4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.
Приоритеты:
1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Организация народных праздников и соблюдений традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
В своей работе я использую программу, направленную на формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Непосредственно связанной с народной праздничной культурой - «Добрый мир» (православная культура для малышей) автора Шевченко Л.Л.
Программа является содержательным модулем «Духовно- нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Народные праздники имеют особую значимость, по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности.
Ценность фольклорного или народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых.
Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:
– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.
Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что необходимо формировать нравственно-эстетические чувства, воспитывать любовь к Родине.
Народные праздники представляют собой единое праздничное действие и детей и взрослых.
Разработан системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенины», «Рождество-Христово», «Зимние колядки», «Масленица», «Вербное-Воскресенье», «Пасха» и др. Активными участниками которых являются взрослые и дети.
Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.
Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим.
Обязательно учитываю уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных данных, двигательных навыков. В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки. Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность. Значимую часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.
Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.
Этапы проведения праздника
Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.
1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показываем родителям исполнительские возможности детей, закрепляем с детьми народные игры.
Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать?
Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.
В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.
Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.
Используемая литература
1.Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2011. 6 с.
2. Шевченко Л.Л Добрый мир. Чему мы радуемся? Православные праздники. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники в детском саду.
Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глу...

Народные праздники в детском саду №78 «Серебряное копытце» - это истоки возрождения культуры русского народа.
Статья для педагогов и родителей....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа.
Материал носит познавательный характер. Будет полезен воспитателям и родителям. Цель познакомить детей с народным праздником и его традициями ....

Сценарий для проведения народного праздника в детском саду с детьми разновозрастной группы неделе"Ай, да Масленица!"
Данное мероприятие поможет познакомить с Масленичной неделей. Создать благоприятную обстановку, увидеть настоящую Масленицу, повеселиться, поиграть, исполнить народные песни, поучаствовать в сор...

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа
Воспитателям для детей младшей группы. Прилёт птиц....