Консультация для воспитателей «Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»
консультация

Даянова Ирина Владимировна

Консультация для воспитателей

«Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников»

Игровые обучающие ситуации

Герои любимых сказок, рассказов, диафильмов и мультфильмов вызывают у детей яркие эмоции, пробуждают воображение и становятся примером для подражания. В экологическом воспитании дошкольников успешно применяются различные персонажи, основанные на литературных произведениях, с их характерными событиями, ситуациями и поведением.

В игровых обучающих ситуациях сказочные герои выходят за рамки сюжета и действуют в новых, но похожих ситуациях, сохраняя при этом свойственные им черты характера.

Для реализации целей экологического воспитания подходят произведения, в которых так или иначе присутствует природа, а герои имеют кукольное воплощение. В детском репертуаре таких произведений много — это, например, «Репка», «Красная Шапочка» и «Доктор Айболит».

С помощью кукол, изображающих главных героев сказок, можно создать множество игровых обучающих ситуаций, которые помогут решить различные задачи, связанные с ознакомлением детей с природой и формированием необходимых навыков.

Каждая игровая обучающая ситуация решает свою дидактическую задачу с помощью персонажа: его вопросов, высказываний, советов и игровых действий. Воспитатели при разработке таких ситуаций должны помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературному образу: в новой ситуации она должна вести себя так же, как и в произведении.

Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которые могут быть использованы для создания игровых обучающих ситуаций.

Чипполино — персонаж, который вызывает симпатию у детей благодаря своей смелости и находчивости. Его сходство с луковицей помогает детям лучше понять разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением.

Главная особенность Чипполино — его знания об овощах и фруктах, ведь он живёт в стране, где они растут. Он рассказывает детям о новых плодах, даёт советы по их выращиванию и уходу за растениями.

Эта игрушка может быть использована на занятиях, посвящённых фруктам и овощам, а также при выращивании лука на подоконнике и создании календаря наблюдений за его ростом.

Незнайка из сказки Н. Носова часто приходит к детям и участвует в различных мероприятиях, но каждый раз попадает в неловкие ситуации, делает странные предложения и даёт неправильные советы. Дети учат Незнайку, а он, в свою очередь, учится у них, исправляя свои ошибки и передавая новые знания.

Образ Айболита у дошкольников ассоциируется с добрым доктором, который лечит животных и заботится о них. Этот персонаж может быть использован в игровых обучающих ситуациях с детьми любого возраста.

В процессе игры Айболит выполняет важную функцию в экологическом воспитании — он проводит профилактический осмотр животных, растений и даже детей, чтобы оценить их состояние здоровья. Он даёт рекомендации и назначает лечение.

Например, осматривая аквариум с рыбками, Айболит советует долить воду или заменить её на свежую, а также рассказывает, как правильно кормить рыб. Осматривая комнатные растения ранней весной, доктор прописывает им «лекарства» для восстановления сил — удобрения, пересадку, подрезку и дополнительный полив.

Большую роль в игре с Айболитом играет атрибутика: кукла должна быть среднего размера, в белом халате и колпаке. В чемоданчике доктора должны быть предметы, необходимые для осмотра пациентов: традиционный набор, если осматриваются дети, и набор, который меняется, если пациентами становятся растения (бумажки-рецепты, палочки для рыхления, пакетики с удобрениями, опрыскиватель и т.д.).

Таким образом, литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, — это не просто игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, который помогает решать дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в новой ситуации проявляет свои типичные черты и взаимодействует с ними непосредственно.

Важно отметить, что в каждой игровой обучающей ситуации литературный герой может выступать в двух ролях: знающего и хорошо осведомлённого в какой-либо области персонажа или, наоборот, ничего не знающего и наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенно обучить детей, передавая новые знания через персонажа. Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепить материал.

В традиционном занятии воспитатель всегда находится «над детьми»: он задаёт вопросы, поучает, рассказывает и объясняет. В случае использования персонажа-простака, например, Незнайки, который проявляет полную неосведомлённость в событиях, статус детей меняется: они становятся «выше» куклы и учат её, поправляют и сообщают то, что знают сами.

Такое распределение ролей в игровых обучающих ситуациях придаёт детям уверенность и авторитет в собственных глазах. Возникает сильная мотивация к игре, и дети не обращают внимания на то, что за Незнайку говорит воспитатель: они находятся во власти игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.      Игров...

Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игра как метод экологического воспитания- это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней....

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе позволит сформулировать у дошкольников  представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологическог...

Доклад «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников...

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем для познания природы и взаимодействия с ней. Такую  форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую ...