РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
методическая разработка
План по самообразованию
"РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6» г. ОРЕНБУРГА
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2024-2025 г.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Воспитатель: Десинова В.В.
г. Оренбург, 2024г.
План самообразования воспитателя второй младшей группы
на 2024-2025 год
Тема: «Развитие речи и активизация словарного запаса детей 3-4 лет»
Цель:
- Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
- Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
- обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)
Актуальность
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
Дети к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей улучшение в речевой активности, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Перспективный план самообразования педагога:
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практический выход | ||
Теоретическое изучение проблемы | Сентябрь 2024г. | 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. 5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. 7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г. | |||
Создание развивающей среды | – | Оформление центра развития речи детей: Оформление Картотеки игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. | -изготовление альбомов предметных картинок (игрушки, транспорт), -пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года,) Изготовление д\и: «Назови одним словом», «Из какой сказки» Оформление дидактических пособий : «Загадки», «Расскажи сказку», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки» Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр | ||
Практическая деятельность с детьми | – Октябрь | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Осень». Беседа «Осень» Отгадывание загадок про овощи, фрукты, ягоды; Рассматривание картин с сельскохозяйственной техникой, домашними и дикими животными и птицами. | Конспект занятия по развитию речи по теме: «Листопад, листопад листья жёлтые летят» Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, городе; Приготовить картотеку загадок на темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды». | ||
Ноябрь | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Безопасность». Рассматривание альбома «Безопасность» Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», ,«Машинки», «Большие и маленькие» «Артикуляционная гимнастика» | Изготовление папки с картинками на тему «Безопасность» Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок» | |||
Декабрь | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Новый год у ворот» Беседа «Что такое новый год?». Рассматривание картин с изображением елочки Уточнение и закрепление в словаре слов Чтение художественной литературы Елочка | Презентация на тему: «Новый год у ворот». Приготовить подборку книг на тему: «Новый год» Новогодний утренник | |||
Январь |
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» | Показ презентации «Зима» Рассматривание воды и льда при экспериментировании с ними. Презентация на тему: «Зимующие птицы» | |||
Февраль | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы». Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда. Чтение художественной литературы по программе | Изготовление папки с иллюстрациями на тему «Зимние забавы» Подвижные игры на улице с использованием санок, ледянок, лыж. Катание с горки, игра в снежки, лепка снеговика. | |||
Март |
| Развлечение «Мамин праздник» Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы. | |||
Апрель | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Весна». Беседа «Признаки весны» Рассматривание картин с домашними и дикими животными; Беседа об особенностях поведения лесных зверей и птиц весной. Чтение художественной литературы по программе. сезону | Конспект занятия по развитию речи по теме:« «Здравствуй, весна!» Презентация «Домашние животные», «Лесные звери и птицы» Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, на участке ДОУ. | |||
Май | Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой дом, мой город». Рассматривание картин и предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности. Рассматривание открыток, фотографий беседы о родном городе., | Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» Тематическая фото-выставка «Моя семья» | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Учим ребёнка общаться». | |||
Октябрь | Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей. Острый слух – правильная речь». | ||||
Ноябрь | Консультация для родителей «Как рассказывать сказки детям». | ||||
Декабрь | Совместная организация тематической выставки «Мастерская Деда Мороза», Проведение праздника» Новый год»: поем песни и читаем стихи. | ||||
Январь | Привлечение родителей к оформлению презентации «Зима». | ||||
Февраль | Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?» | ||||
Март | Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи. | ||||
Апрель | Совместная организация тематической фото- выставки «Моя семья» Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка. | ||||
Май | Совместное составление детьми и родителями мини-рассказа «Дом, в котором мы живем». Памятки для родителей. |
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
12. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
13. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
15. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 3-4 года"
Особенность речевого развития детей 3-4 лет заключается в формировании мыслей. Влияние электронных устройств на развитие речи ребенка в раннем возрасте.Развитие речи у детей 3-4 лет вызывает множество...

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 4-5 лет"
Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить п...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста....

Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения
Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....
«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составл...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...