РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
методическая разработка

Виктория Десинова

План по самообразованию

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanie_desinova_24-25_god.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6» г. ОРЕНБУРГА

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2024-2025 г.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

Воспитатель: Десинова В.В.

г. Оренбург, 2024г.

План самообразования воспитателя второй младшей группы

на 2024-2025 год

Тема: «Развитие речи и активизация словарного запаса детей 3-4 лет»

Цель:

  • Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
  • развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
  • обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
  • развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

Актуальность

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Дети к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей улучшение в речевой активности, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Перспективный план самообразования педагога:

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практический выход

Теоретическое изучение

проблемы

Сентябрь 2024г.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

Создание развивающей среды

Оформление центра развития речи детей:

Оформление Картотеки игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

-изготовление альбомов предметных картинок (игрушки, транспорт),

-пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года,)

Изготовление д\и: «Назови одним словом», «Из какой сказки» Оформление дидактических пособий : «Загадки», «Расскажи сказку», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки» Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Практическая деятельность с детьми

Октябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Осень». Беседа «Осень» Отгадывание загадок про овощи, фрукты, ягоды; Рассматривание картин с сельскохозяйственной техникой, домашними и дикими животными и птицами.

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Листопад, листопад листья жёлтые летят» Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, городе; Приготовить картотеку загадок на темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

Ноябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Безопасность».

Рассматривание альбома «Безопасность»

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», ,«Машинки», «Большие и маленькие»

«Артикуляционная гимнастика»

Изготовление папки с картинками на тему «Безопасность» Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения

Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок»

Декабрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Новый год у ворот» Беседа «Что такое новый год?». Рассматривание картин с изображением елочки Уточнение и закрепление в словаре слов Чтение художественной литературы Елочка

Презентация на тему: «Новый год у ворот».

Приготовить подборку книг на тему: «Новый год»

Новогодний утренник

Январь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зима». Беседа «Зима» Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей. Рассматривание картин с лесными зверями и птицами зимой. Отмечать красоту зимней природы на прогулках. Чтение художественной литературы по программе

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно»

Показ презентации «Зима»

Рассматривание воды и льда при экспериментировании с ними.

Презентация на тему: «Зимующие птицы»

Февраль

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы». Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда. Чтение художественной литературы по программе

Изготовление папки с иллюстрациями на тему «Зимние забавы»

Подвижные игры на улице с использованием санок, ледянок, лыж. Катание с горки, игра в снежки, лепка снеговика.

Март

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы» «Маму я свою люблю»

Беседа «Моя мама»

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового,

Развлечение «Мамин праздник»

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Апрель

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Весна». Беседа «Признаки весны» Рассматривание картин с домашними и дикими животными; Беседа об особенностях поведения лесных зверей и птиц весной.

Чтение художественной литературы по программе. сезону

Конспект занятия по развитию речи по теме:« «Здравствуй, весна!»

Презентация «Домашние животные», «Лесные звери и птицы»

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, на участке ДОУ.

Май

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой дом, мой город». Рассматривание картин и предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности. Рассматривание открыток, фотографий беседы о родном городе.,

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

Тематическая фото-выставка «Моя семья»

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Октябрь

Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей. Острый слух – правильная речь».

Ноябрь

Консультация для родителей «Как рассказывать сказки детям».

Декабрь

Совместная организация тематической выставки «Мастерская Деда Мороза», Проведение праздника» Новый год»: поем песни и читаем стихи.

Январь

Привлечение родителей к оформлению презентации «Зима».

Февраль

Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

Март

Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

Апрель

Совместная организация тематической фото- выставки «Моя семья»

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.

Май

Совместное составление детьми и родителями мини-рассказа «Дом, в котором мы живем».

Памятки для родителей.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006.

9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

12. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

13. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

15. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 3-4 года"

Особенность речевого развития детей 3-4 лет заключается в формировании мыслей. Влияние электронных устройств на развитие речи ребенка в раннем возрасте.Развитие речи у детей 3-4 лет вызывает множество...

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 4-5 лет"

Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить п...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста....

Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения

Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составл...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...