Конспект открытого занятия в старшей группе "Квест в русскую избу"
план-конспект занятия (старшая группа)
Комитет по образованию
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«СОШ №108»
Конспект открытого занятия
на тему: Знакомство с бытом русских народов»
(для старшей группы 5-6 лет)
Подготовила: воспитатель 1 группы
Костюра В.С
2024 г.
Цель: содействовать созданию условия для расширения представлений о быте русских народов посредством сказок
Задачи:
Образовательные:
-содействовать актуализации знаний героев русских сказок,
-способствовать закреплению знания детей посредством русского фольклора.
Развивающие:
-содействовать развитию исследовательскую гипотезу, нахожджение решения проблемы,
-способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, формировать выводы),
-создавать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
-способствовать бережному воспитанию по отношению к своему народу,
-создавать условия для воспитания сплоченной работы в коллективе.
Планируемые результаты:
1. Дети проявляют элементы творчества в двигательной деятельности
2. Соблюдают элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
3. Владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками
4. Проявляют положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе
5. Способны решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу
6. Способны к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии
7. Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
8. Выражают интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
9. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками
10. Проявляют любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
Используемые материалы: костюм Царевны-лягушки, квест-карта, предметы русского быта (печь, чугунок, лукошко, ухват, кочерга, самовар, секретный пазл, солома, синельная проволка)
Используемые методы:
-словесный (беседа, рассказ воспитателя)
-наглядный (костюм царевны-лягушки, предметы русского быта, сосуд, кувшинки, цветные ленточки)
-практический (квест-игра, изобразительная деятельность)
Характеристика этапов занятия
Этап, фрагмент занятия | Обр.задача этапа | Деят-ть воспитателя | Деят-ть воспитанников | Форма орг-и УД | Дид.сред-а, оборудование | Планир.рез-ты |
Мотив.этап | Мотивирование воспитанников для дальнейшей игровой деятельности | В: здравствуйте гости и ребята. Давайте поздороваемся с нашими воспитателями, они пришли в гости на нашего сегодняшнее занятие В: Перед тем как мы начнем наше сегодняшнее занятие, я хотела бы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Возьмите пожалуйста смайлики и расставьте на одну из досок. Звучит музыка «скачет лягушка». Стучится и заходит главный герой: Царевна-лягушка Лягушка: Ребята, ква-ква, всем привет! Мне срочно нудна ваша помощь. Попал своей стрелой в меня Иван Царевич ква, теперь мы спешим к его величеству батюшке царю, а подарок приготовить я не успела. У меня есть ква- одна идея и только вы мне сможете помочь. Есть у меня сундучок, а в нем лежит (открывает сундучок). Ах, а куда же все пропало? Ребята, кажется меня кто-то ограбил! Постойте, постойте, кажется здесь что то лежит! Точно, кажется это какая-то карта! (открывает карту, показывает ребятам). Все, все, я поняла – в этой карте указано где спрятан настоящий мой сундучок. Но мне очень нужна ваша помощь, а вдруг я одна не справлюсь. Вы сможете мне помочь? (ответы детей). Здорово. Так отправляемся поскорее.
В: Постойте ребята и Царевна-лягушка, чтобы отправиться на поиске сундучка,я хочу дать вам подсказку. Царь-батюшка когда был маленький жил не в царстве, а в старенькой избушке и вы сейчас отправитесь именно в ту самую избушку. За каждое верно выполненное задание вы получите-подсказку, которую в конце необходимо разгадать.Готовы?
|
| Фронт | Стол, эмблемы со смайликами, 3 коробки, аудио-сопровождение из сказки «Царевна-лягушка», квест-карта |
|
Актуализация знаний | Актуализация раннее изученного материала на практических заданиях | Путь к кувшинке 1: В: что бы достать 1 кувшинку, нам необходима крепкая, дружная и командная работа. Кувшинка находится на улице в самом низу. Как нам ее достать? (ответы детей) Посмотрите, вот узелок. Помните сказку «Репку» (ответы детей). Так вот беритесь крепко за веревку и вытяните нашу первую кувшинку. Кувшинка 1 В: Послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголек Кашу сварит…. (чугунок). (Царевна-лягушка-показывает ребятам чугунок с пояснением для чего нужен чугунок) Воспитатель: неплохое начало! Вот ваша подсказка, следуйте дальше! 2 кувшинка: В: для того, чтобы получить следующую подсказку, вам придется потрудиться! Я уже вижу вторую кувшинку, оглядитесь, нашли ее? (подойти к сосуду (сосуд с водой, где на дне лежит кувшинка). Ц-Л: В старину, да и в некоторых деревнях брали воду от куда, кто знает? (ответы детей). В: Верно из колодца, представьте, что в колодец (сосуд) упала какая то ценная вещь. Как нам достать нашу третью подсказку? (ответы детей, помощь в разъяснении). 3 кувшинка: В: слушаем загадку- Сестрица Аленкушка туда прятала своег братца от гусей-лебедей, а Емеля использовал как транспорт. (царевна-лягушка вносит печь для наглядного рассматривания детям) 4 кувшинка В: Загадка: Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. (кочерга), (лягушка выносит кочергу и демонстрирует ее ребятам) В: замечательно, получайте подсказку! Кувшинка 5 В: Ребус по картинке (загаданное слово-изба) В: получайте свою последнюю подсказку и скажите, что у вас получилось (ответы детей) Ц-Л: Верно- это кукла-оберег, который был в каждой русской избе. Я хотела бы подарить царю именно ее, так как оберег был в абсолютно в каждой избе и царском дворце!
|
| Фронт | Кувшинки, колодец, чугунок и ухват, ведерки для воды, |
|
Изобразительная деятельность |
| Ц-Л: На самом деле, в старину из соломы женщины изготавливали кукол-оберегов. В старину верили, что если кукла «стригушка» без очертаний лица есть в избе, то она способна защитить семью от злых сил, а еще этот оберег был совсем безопасен для детей В: Соломенных кукол плели везде, где выращивали хлеб. А стригушками называли потому, что в самом низу готовую куколку подстригали. Итак, приступим? (ответы детей). присаживаемся на свои места. Ц-Л: Я сделаю подарок для батюшки-царя, а вы каждый для себя! В: Итак, приступим: Технология изготовления куклы-оберега: 1. Берем пучок соломы, складываем пополам, затем берем синельную проволку и закрепляем верхную часть -это будет голова, затем делаем такое же крепление чуть ниже. Посмотрите, у нас получается как-будто туловище человечка. 2. Берем еще один небольшой пучок соломы, делаем дырочку посередине «живота» проталкиваем вторую часть нашего пучка. Теперь у нашей куклы появились руки. Затем перевязываем проволкой нижнюю часть у двух рук. 3. Если вы хотите сделать мальчика: разделите ниже пояса солому на две части и закрепите нижние части-получатся ноги, если же вы хотите девочку- берем разноцветные ленточки и продеваем за синельную проволку вниз. 4. Подстригаем концы соломы всех конечностей куколки и наш оберег готов. В: Такие чудесные у вас получились куколки-обереги. Оставляете свои работы на своих местах и подойдите пожалуйста все ко мне. |
| Фронт, индв.подсказки | Опорная иллюстрация, разноцветные синельные проволки, хоз.нитка |
|
Рефлексия | Рефлексия и самооценка воспитанников своей деятельности | В: Сделаем кружок. Посмотрите, я принесла с собой рюкзачок и он из нашего современного мира, верно же? (ответы детей). мне бы хотелось, чтоб вы положили туда все важные знания, умения, которые сегодня получили благодаря нашей главной гостьи царевны-лягушки. Возможно у вас возникли какие то затруднения, их тоже можно положить с собой. Начнем, каждый по очереди и по кругу. (мысли и ответы детей). Ц-Л: спасибо вам, ребята, за помощь! Мне было интересно с вами и за это я хочу вам приподнести угощение (вносит сушки и конфеты для чаепития), (ответы детей и прощание с гостьей) В: наше путешествие подошло к концу. Перед тем как вы отправитесь по другим нашим утренним делам, подойдите пожалуйста к доске со смайликами и поставьте ваше настроение сейчас. (обсуждение настроения детей). В: Спасибо за вашу активность сегодня и хорошее настроение!
| Выполняют указания воспитателя и главного героя | Фронт | Современный школьный рюкзак |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.57 КБ |
![]() | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«СОШ №108»
Конспект открытого занятия
на тему: Знакомство с бытом русских народов»
(для старшей группы 5-6 лет)
Подготовила: воспитатель 1 группы
Костюра В.С
2024 г.
Цель: содействовать созданию условия для расширения представлений о быте русских народов посредством сказок
Задачи:
Образовательные:
-содействовать актуализации знаний героев русских сказок,
-способствовать закреплению знания детей посредством русского фольклора.
Развивающие:
-содействовать развитию исследовательскую гипотезу, нахожджение решения проблемы,
-способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, формировать выводы),
-создавать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
-способствовать бережному воспитанию по отношению к своему народу,
-создавать условия для воспитания сплоченной работы в коллективе.
Планируемые результаты:
- Дети проявляют элементы творчества в двигательной деятельности
- Соблюдают элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
- Владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками
- Проявляют положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе
- Способны решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу
- Способны к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии
- Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- Выражают интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками
- Проявляют любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
Используемые материалы: костюм Царевны-лягушки, квест-карта, предметы русского быта (печь, чугунок, лукошко, ухват, кочерга, самовар, секретный пазл, солома, синельная проволка)
Используемые методы:
-словесный (беседа, рассказ воспитателя)
-наглядный (костюм царевны-лягушки, предметы русского быта, сосуд, кувшинки, цветные ленточки)
-практический (квест-игра, изобразительная деятельность)
Характеристика этапов занятия
Этап, фрагмент занятия | Обр.задача этапа | Деят-ть воспитателя | Деят-ть воспитанников | Форма орг-и УД | Дид.сред-а, оборудование | Планир.рез-ты |
Мотив.этап | Мотивирование воспитанников для дальнейшей игровой деятельности | В: здравствуйте гости и ребята. Давайте поздороваемся с нашими воспитателями, они пришли в гости на нашего сегодняшнее занятие В: Перед тем как мы начнем наше сегодняшнее занятие, я хотела бы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Возьмите пожалуйста смайлики и расставьте на одну из досок. Звучит музыка «скачет лягушка». Стучится и заходит главный герой: Царевна-лягушка Лягушка: Ребята, ква-ква, всем привет! Мне срочно нудна ваша помощь. Попал своей стрелой в меня Иван Царевич ква, теперь мы спешим к его величеству батюшке царю, а подарок приготовить я не успела. У меня есть ква- одна идея и только вы мне сможете помочь. Есть у меня сундучок, а в нем лежит (открывает сундучок). Ах, а куда же все пропало? Ребята, кажется меня кто-то ограбил! Постойте, постойте, кажется здесь что то лежит! Точно, кажется это какая-то карта! (открывает карту, показывает ребятам). Все, все, я поняла – в этой карте указано где спрятан настоящий мой сундучок. Но мне очень нужна ваша помощь, а вдруг я одна не справлюсь. Вы сможете мне помочь? (ответы детей). Здорово. Так отправляемся поскорее. В: Постойте ребята и Царевна-лягушка, чтобы отправиться на поиске сундучка,я хочу дать вам подсказку. Царь-батюшка когда был маленький жил не в царстве, а в старенькой избушке и вы сейчас отправитесь именно в ту самую избушку. За каждое верно выполненное задание вы получите-подсказку, которую в конце необходимо разгадать.Готовы? | Фронт | Стол, эмблемы со смайликами, 3 коробки, аудио-сопровождение из сказки «Царевна-лягушка», квест-карта | ||
Актуализация знаний | Актуализация раннее изученного материала на практических заданиях | Путь к кувшинке 1: В: что бы достать 1 кувшинку, нам необходима крепкая, дружная и командная работа. Кувшинка находится на улице в самом низу. Как нам ее достать? (ответы детей) Посмотрите, вот узелок. Помните сказку «Репку» (ответы детей). Так вот беритесь крепко за веревку и вытяните нашу первую кувшинку. Кувшинка 1 В: Послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголек Кашу сварит…. (чугунок). (Царевна-лягушка-показывает ребятам чугунок с пояснением для чего нужен чугунок) Воспитатель: неплохое начало! Вот ваша подсказка, следуйте дальше! 2 кувшинка: В: для того, чтобы получить следующую подсказку, вам придется потрудиться! Я уже вижу вторую кувшинку, оглядитесь, нашли ее? (подойти к сосуду (сосуд с водой, где на дне лежит кувшинка). Ц-Л: В старину, да и в некоторых деревнях брали воду от куда, кто знает? (ответы детей). В: Верно из колодца, представьте, что в колодец (сосуд) упала какая то ценная вещь. Как нам достать нашу третью подсказку? (ответы детей, помощь в разъяснении). 3 кувшинка: В: слушаем загадку- Сестрица Аленкушка туда прятала своег братца от гусей-лебедей, а Емеля использовал как транспорт. (царевна-лягушка вносит печь для наглядного рассматривания детям) 4 кувшинка В: Загадка: Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. (кочерга), (лягушка выносит кочергу и демонстрирует ее ребятам) В: замечательно, получайте подсказку! Кувшинка 5 В: Ребус по картинке (загаданное слово-изба) В: получайте свою последнюю подсказку и скажите, что у вас получилось (ответы детей) Ц-Л: Верно- это кукла-оберег, который был в каждой русской избе. Я хотела бы подарить царю именно ее, так как оберег был в абсолютно в каждой избе и царском дворце! | Фронт | Кувшинки, колодец, чугунок и ухват, ведерки для воды, | ||
Изобразительная деятельность | Ц-Л: На самом деле, в старину из соломы женщины изготавливали кукол-оберегов. В старину верили, что если кукла «стригушка» без очертаний лица есть в избе, то она способна защитить семью от злых сил, а еще этот оберег был совсем безопасен для детей В: Соломенных кукол плели везде, где выращивали хлеб. А стригушками называли потому, что в самом низу готовую куколку подстригали. Итак, приступим? (ответы детей). присаживаемся на свои места. Ц-Л: Я сделаю подарок для батюшки-царя, а вы каждый для себя! В: Итак, приступим: Технология изготовления куклы-оберега:
В: Такие чудесные у вас получились куколки-обереги. Оставляете свои работы на своих местах и подойдите пожалуйста все ко мне. | Фронт, индв.подсказки | Опорная иллюстрация, разноцветные синельные проволки, хоз.нитка | |||
Рефлексия | Рефлексия и самооценка воспитанников своей деятельности | В: Сделаем кружок. Посмотрите, я принесла с собой рюкзачок и он из нашего современного мира, верно же? (ответы детей). мне бы хотелось, чтоб вы положили туда все важные знания, умения, которые сегодня получили благодаря нашей главной гостьи царевны-лягушки. Возможно у вас возникли какие то затруднения, их тоже можно положить с собой. Начнем, каждый по очереди и по кругу. (мысли и ответы детей). Ц-Л: спасибо вам, ребята, за помощь! Мне было интересно с вами и за это я хочу вам приподнести угощение (вносит сушки и конфеты для чаепития), (ответы детей и прощание с гостьей) В: наше путешествие подошло к концу. Перед тем как вы отправитесь по другим нашим утренним делам, подойдите пожалуйста к доске со смайликами и поставьте ваше настроение сейчас. (обсуждение настроения детей). В: Спасибо за вашу активность сегодня и хорошее настроение! | Выполняют указания воспитателя и главного героя | Фронт | Современный школьный рюкзак | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царь живет вот в такой избушке, которую раньше строили из дерева Русская изба
единственная комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?
Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней .
Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней .
Кочерга -предмет для печи, которым распределями дрова
УХВАТ ИЛИ РОГАЧ –использовали для того, чтобы достать из печи на стол чугунок с горячей едой
стол занимал в доме важное место и служил для ежедневной и праздничной трапезы
самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости
чай готовили в самоварах, а еду в чугунках
воду для самовара приносили в ведрах при этом использовали коромысло
из посуды были: горшки, крынки и миски, ложки
мебель в русской избе: лавки, шкафы для посуды, да сундук где хранили одежду
в каждой горнице был красный угол с иконками и лампадкой
В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней.
Рядом с печкой был закут - бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи
обязательным Занятием крестьянской женщины зимой было прядение
Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги
мужчины на Руси плели корзины и лапти
Лапти- плетеная обувь из лыка или бересты
Лапти- плетеная обувь из лыка или бересты
Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
Воспитатель предлагает детям отправиться на необычную выставку....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русский платок».
Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей русского платка.Программные задачи:- развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа,...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Русские народные инструменты"
Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Развивать эмоциональную отзы...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"
Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....