Конспект открытого занятия в старшей группе "Квест в русскую избу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Костюра Виктория Сергеевна

Комитет по образованию

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«СОШ №108»

 

Конспект открытого занятия

на тему: Знакомство с бытом русских народов»

(для старшей группы 5-6 лет)

 

 

Подготовила: воспитатель 1 группы

Костюра В.С

 

 

2024 г.

 

Цель: содействовать созданию условия для расширения представлений о быте русских народов посредством сказок

Задачи:

Образовательные:

-содействовать актуализации знаний героев русских сказок,

-способствовать закреплению знания детей посредством русского фольклора.

Развивающие:

-содействовать развитию исследовательскую гипотезу, нахожджение решения проблемы,

-способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, формировать выводы),

-создавать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

-способствовать бережному воспитанию по отношению к своему народу,

-создавать условия для воспитания сплоченной работы в коллективе.

Планируемые результаты:

1. Дети проявляют элементы творчества в двигательной деятельности

2. Соблюдают элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

3. Владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками

4. Проявляют положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе

5. Способны решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу

6. Способны к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии

7. Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

8.  Выражают интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;

9. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками

10. Проявляют любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;

Используемые материалы:  костюм Царевны-лягушки, квест-карта, предметы русского быта (печь, чугунок, лукошко, ухват, кочерга, самовар, секретный пазл, солома, синельная проволка)

Используемые методы:

-словесный (беседа, рассказ воспитателя)

-наглядный (костюм царевны-лягушки, предметы русского быта,  сосуд, кувшинки, цветные ленточки)

-практический (квест-игра, изобразительная деятельность)

 

Характеристика этапов занятия

Этап, фрагмент занятия

Обр.задача этапа

Деят-ть воспитателя

Деят-ть воспитанников

Форма орг-и УД

Дид.сред-а, оборудование

Планир.рез-ты

Мотив.этап

 Мотивирование воспитанников для дальнейшей игровой деятельности

В: здравствуйте гости и ребята. Давайте поздороваемся с нашими воспитателями, они пришли в гости на нашего сегодняшнее занятие

В: Перед тем как мы начнем наше сегодняшнее занятие, я хотела бы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Возьмите пожалуйста смайлики и расставьте на одну из досок.

Звучит музыка «скачет лягушка».

Стучится и заходит главный герой: Царевна-лягушка

 Лягушка: Ребята, ква-ква, всем привет! Мне срочно нудна ваша помощь. Попал своей стрелой в меня Иван Царевич ква, теперь мы спешим к его величеству батюшке царю, а подарок приготовить я не успела. У меня есть ква- одна идея и только вы мне сможете помочь.

Есть у меня сундучок, а в нем лежит (открывает сундучок). Ах, а куда же все пропало? Ребята, кажется меня кто-то ограбил! Постойте, постойте, кажется здесь что то лежит! Точно, кажется это какая-то карта! (открывает карту, показывает ребятам). Все, все, я поняла – в этой карте указано где спрятан настоящий мой сундучок. Но мне очень нужна ваша помощь, а вдруг я одна не справлюсь. Вы сможете мне помочь? (ответы детей). Здорово. Так отправляемся поскорее.

 

В: Постойте ребята и Царевна-лягушка, чтобы отправиться на поиске сундучка,я хочу дать вам подсказку. Царь-батюшка когда был маленький жил не в царстве, а в старенькой избушке и вы сейчас отправитесь именно в ту самую избушку. За каждое верно выполненное задание вы получите-подсказку, которую в конце необходимо разгадать.Готовы?

 

 

Фронт

Стол, эмблемы со смайликами, 3 коробки, аудио-сопровождение из сказки «Царевна-лягушка», квест-карта

 

Актуализация знаний

Актуализация раннее изученного материала на практических заданиях

Путь к кувшинке 1:

В: что бы достать 1 кувшинку, нам необходима крепкая, дружная и командная работа. Кувшинка находится на улице в самом низу. Как нам ее достать? (ответы детей)

 Посмотрите, вот узелок. Помните сказку «Репку» (ответы детей). Так вот беритесь крепко за веревку и вытяните нашу первую кувшинку.

Кувшинка 1

В: Послушайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит…. (чугунок). (Царевна-лягушка-показывает ребятам чугунок с пояснением для чего нужен чугунок)

Воспитатель: неплохое начало! Вот ваша подсказка, следуйте дальше!

2 кувшинка:

В: для того, чтобы получить следующую подсказку, вам придется потрудиться! Я уже вижу вторую кувшинку, оглядитесь, нашли ее? (подойти к сосуду (сосуд с водой, где на дне лежит кувшинка).

Ц-Л: В старину, да и в некоторых деревнях брали воду от куда, кто знает? (ответы детей).

В: Верно из колодца, представьте, что в колодец (сосуд) упала какая то ценная вещь. Как нам достать нашу третью подсказку? (ответы детей, помощь в разъяснении).

3 кувшинка:

В: слушаем загадку- Сестрица Аленкушка туда прятала своег братца от гусей-лебедей, а Емеля использовал как транспорт. (царевна-лягушка вносит печь для наглядного рассматривания детям)

4 кувшинка

В: Загадка: Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. (кочерга), (лягушка выносит кочергу и демонстрирует ее ребятам)

В: замечательно, получайте подсказку!

Кувшинка 5

В: Ребус по картинке (загаданное слово-изба)

В: получайте свою последнюю подсказку и скажите, что у вас получилось (ответы детей)

Ц-Л: Верно- это кукла-оберег, который был в каждой русской избе.  Я хотела бы подарить царю именно ее, так как оберег был в абсолютно в каждой избе и царском дворце!

 

 

Фронт

Кувшинки, колодец, чугунок и ухват, ведерки для воды,

 

Изобразительная деятельность

 

Ц-Л: На самом деле, в старину из соломы женщины изготавливали кукол-оберегов. В старину верили, что если кукла «стригушка» без очертаний лица есть в избе, то она способна защитить семью от злых сил, а еще этот оберег был совсем безопасен для детей

В:  Соломенных кукол плели везде, где выращивали хлеб. А стригушками называли потому, что в самом низу готовую куколку подстригали. Итак, приступим? (ответы детей). присаживаемся на свои места.

Ц-Л: Я сделаю подарок для батюшки-царя, а вы каждый для себя!

В: Итак, приступим: Технология изготовления куклы-оберега:

1. Берем пучок соломы, складываем пополам, затем берем синельную проволку и закрепляем верхную часть -это будет голова, затем делаем такое же крепление чуть ниже. Посмотрите, у нас получается как-будто туловище человечка.

2. Берем еще один небольшой пучок соломы, делаем дырочку посередине «живота» проталкиваем вторую часть нашего пучка. Теперь у нашей куклы появились руки. Затем перевязываем проволкой нижнюю часть у двух рук.

3. Если вы хотите сделать мальчика: разделите ниже пояса солому на две части и закрепите нижние части-получатся ноги, если же вы хотите девочку- берем разноцветные ленточки и продеваем за синельную проволку вниз.

4. Подстригаем концы соломы всех конечностей куколки и наш оберег готов.

В: Такие чудесные у вас получились куколки-обереги. Оставляете свои работы на своих местах и подойдите пожалуйста все ко мне.

 

Фронт, индв.подсказки

Опорная иллюстрация, разноцветные синельные проволки, хоз.нитка

 

Рефлексия

Рефлексия и самооценка воспитанников своей деятельности

 В: Сделаем кружок. Посмотрите, я принесла с собой рюкзачок и он из нашего современного мира, верно же? (ответы детей). мне бы хотелось, чтоб вы положили туда все важные знания, умения, которые сегодня получили благодаря нашей главной гостьи царевны-лягушки. Возможно у вас возникли какие то затруднения, их тоже можно положить с собой. Начнем, каждый по очереди и по кругу. (мысли и ответы детей).

Ц-Л: спасибо вам, ребята, за помощь! Мне было интересно с вами и за это я хочу вам приподнести угощение (вносит сушки и конфеты для чаепития), (ответы детей и прощание с гостьей)

В: наше путешествие подошло к концу. Перед тем как вы отправитесь по другим нашим утренним делам, подойдите пожалуйста к доске со смайликами и поставьте ваше настроение сейчас. (обсуждение настроения детей).

В: Спасибо за вашу активность сегодня и хорошее настроение!

 

Выполняют указания воспитателя и главного героя

Фронт

Современный школьный рюкзак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest_v_russkuyu_izbu.docx22.57 КБ
Файл russkaya_izba_byt.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«СОШ №108»

Конспект открытого занятия

на тему: Знакомство с бытом русских народов»

(для старшей группы 5-6 лет)

Подготовила: воспитатель 1 группы

Костюра В.С

2024 г.

Цель: содействовать созданию условия для расширения представлений о быте русских народов посредством сказок

Задачи: 

Образовательные:

-содействовать актуализации знаний героев русских сказок,

-способствовать закреплению знания детей посредством русского фольклора.

Развивающие:

-содействовать развитию исследовательскую гипотезу, нахожджение решения проблемы,

-способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, формировать выводы),

-создавать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

-способствовать бережному воспитанию по отношению к своему народу,

-создавать условия для воспитания сплоченной работы в коллективе.

Планируемые результаты:

  1. Дети проявляют элементы творчества в двигательной деятельности
  2. Соблюдают элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  3. Владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками
  4. Проявляют положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе
  5. Способны решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу
  6. Способны к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии
  7. Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  8.  Выражают интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
  9. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками
  10. Проявляют любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;

Используемые материалы:  костюм Царевны-лягушки, квест-карта, предметы русского быта (печь, чугунок, лукошко, ухват, кочерга, самовар, секретный пазл, солома, синельная проволка)

Используемые методы:

-словесный (беседа, рассказ воспитателя)

-наглядный (костюм царевны-лягушки, предметы русского быта,  сосуд, кувшинки, цветные ленточки)

-практический (квест-игра, изобразительная деятельность)

Характеристика этапов занятия

Этап, фрагмент занятия

Обр.задача этапа

Деят-ть воспитателя

Деят-ть воспитанников

Форма орг-и УД

Дид.сред-а, оборудование

Планир.рез-ты

Мотив.этап

 Мотивирование воспитанников для дальнейшей игровой деятельности

В: здравствуйте гости и ребята. Давайте поздороваемся с нашими воспитателями, они пришли в гости на нашего сегодняшнее занятие

В: Перед тем как мы начнем наше сегодняшнее занятие, я хотела бы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Возьмите пожалуйста смайлики и расставьте на одну из досок.

Звучит музыка «скачет лягушка».

Стучится и заходит главный герой: Царевна-лягушка

 Лягушка: Ребята, ква-ква, всем привет! Мне срочно нудна ваша помощь. Попал своей стрелой в меня Иван Царевич ква, теперь мы спешим к его величеству батюшке царю, а подарок приготовить я не успела. У меня есть ква- одна идея и только вы мне сможете помочь.

Есть у меня сундучок, а в нем лежит (открывает сундучок). Ах, а куда же все пропало? Ребята, кажется меня кто-то ограбил! Постойте, постойте, кажется здесь что то лежит! Точно, кажется это какая-то карта! (открывает карту, показывает ребятам). Все, все, я поняла – в этой карте указано где спрятан настоящий мой сундучок. Но мне очень нужна ваша помощь, а вдруг я одна не справлюсь. Вы сможете мне помочь? (ответы детей). Здорово. Так отправляемся поскорее.

В: Постойте ребята и Царевна-лягушка, чтобы отправиться на поиске сундучка,я хочу дать вам подсказку. Царь-батюшка когда был маленький жил не в царстве, а в старенькой избушке и вы сейчас отправитесь именно в ту самую избушку. За каждое верно выполненное задание вы получите-подсказку, которую в конце необходимо разгадать.Готовы?

Фронт

Стол, эмблемы со смайликами, 3 коробки, аудио-сопровождение из сказки «Царевна-лягушка», квест-карта

Актуализация знаний

Актуализация раннее изученного материала на практических заданиях

Путь к кувшинке 1:

В: что бы достать 1 кувшинку, нам необходима крепкая, дружная и командная работа. Кувшинка находится на улице в самом низу. Как нам ее достать? (ответы детей)

 Посмотрите, вот узелок. Помните сказку «Репку» (ответы детей). Так вот беритесь крепко за веревку и вытяните нашу первую кувшинку.

Кувшинка 1

В: Послушайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит…. (чугунок). (Царевна-лягушка-показывает ребятам чугунок с пояснением для чего нужен чугунок)

Воспитатель: неплохое начало! Вот ваша подсказка, следуйте дальше!

2 кувшинка:

В: для того, чтобы получить следующую подсказку, вам придется потрудиться! Я уже вижу вторую кувшинку, оглядитесь, нашли ее? (подойти к сосуду (сосуд с водой, где на дне лежит кувшинка).

Ц-Л: В старину, да и в некоторых деревнях брали воду от куда, кто знает? (ответы детей).

В: Верно из колодца, представьте, что в колодец (сосуд) упала какая то ценная вещь. Как нам достать нашу третью подсказку? (ответы детей, помощь в разъяснении).

3 кувшинка:

В: слушаем загадку- Сестрица Аленкушка туда прятала своег братца от гусей-лебедей, а Емеля использовал как транспорт. (царевна-лягушка вносит печь для наглядного рассматривания детям)

4 кувшинка

В: Загадка: Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. (кочерга), (лягушка выносит кочергу и демонстрирует ее ребятам)

В: замечательно, получайте подсказку!

Кувшинка 5

В: Ребус по картинке (загаданное слово-изба)

В: получайте свою последнюю подсказку и скажите, что у вас получилось (ответы детей)

Ц-Л: Верно- это кукла-оберег, который был в каждой русской избе.  Я хотела бы подарить царю именно ее, так как оберег был в абсолютно в каждой избе и царском дворце!

Фронт

Кувшинки, колодец, чугунок и ухват, ведерки для воды,

Изобразительная деятельность

Ц-Л: На самом деле, в старину из соломы женщины изготавливали кукол-оберегов. В старину верили, что если кукла «стригушка» без очертаний лица есть в избе, то она способна защитить семью от злых сил, а еще этот оберег был совсем безопасен для детей

В:  Соломенных кукол плели везде, где выращивали хлеб. А стригушками называли потому, что в самом низу готовую куколку подстригали. Итак, приступим? (ответы детей). присаживаемся на свои места.

Ц-Л: Я сделаю подарок для батюшки-царя, а вы каждый для себя!

В: Итак, приступим: Технология изготовления куклы-оберега:

  1. Берем пучок соломы, складываем пополам, затем берем синельную проволку и закрепляем верхную часть -это будет голова, затем делаем такое же крепление чуть ниже. Посмотрите, у нас получается как-будто туловище человечка.
  2. Берем еще один небольшой пучок соломы, делаем дырочку посередине «живота» проталкиваем вторую часть нашего пучка. Теперь у нашей куклы появились руки. Затем перевязываем проволкой нижнюю часть у двух рук.
  3. Если вы хотите сделать мальчика: разделите ниже пояса солому на две части и закрепите нижние части-получатся ноги, если же вы хотите девочку- берем разноцветные ленточки и продеваем за синельную проволку вниз.
  4. Подстригаем концы соломы всех конечностей куколки и наш оберег готов.

В: Такие чудесные у вас получились куколки-обереги. Оставляете свои работы на своих местах и подойдите пожалуйста все ко мне.

Фронт, индв.подсказки

Опорная иллюстрация, разноцветные синельные проволки, хоз.нитка

Рефлексия

Рефлексия и самооценка воспитанников своей деятельности

 В: Сделаем кружок. Посмотрите, я принесла с собой рюкзачок и он из нашего современного мира, верно же? (ответы детей). мне бы хотелось, чтоб вы положили туда все важные знания, умения, которые сегодня получили благодаря нашей главной гостьи царевны-лягушки. Возможно у вас возникли какие то затруднения, их тоже можно положить с собой. Начнем, каждый по очереди и по кругу. (мысли и ответы детей).

Ц-Л: спасибо вам, ребята, за помощь! Мне было интересно с вами и за это я хочу вам приподнести угощение (вносит сушки и конфеты для чаепития), (ответы детей и прощание с гостьей)

В: наше путешествие подошло к концу. Перед тем как вы отправитесь по другим нашим утренним делам, подойдите пожалуйста к доске со смайликами и поставьте ваше настроение сейчас. (обсуждение настроения детей).

В: Спасибо за вашу активность сегодня и хорошее настроение!

Выполняют указания воспитателя и главного героя

Фронт

Современный школьный рюкзак


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей «Русская изба. Предметы быта»

Слайд 2

Царь живет вот в такой избушке, которую раньше строили из дерева Русская изба

Слайд 3

единственная комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?

Слайд 4

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?

Слайд 5

Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней .

Слайд 6

Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней .

Слайд 7

Кочерга -предмет для печи, которым распределями дрова

Слайд 8

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ –использовали для того, чтобы достать из печи на стол чугунок с горячей едой

Слайд 11

стол занимал в доме важное место и служил для ежедневной и праздничной трапезы

Слайд 12

самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости

Слайд 13

чай готовили в самоварах, а еду в чугунках

Слайд 14

воду для самовара приносили в ведрах при этом использовали коромысло

Слайд 15

из посуды были: горшки, крынки и миски, ложки

Слайд 16

мебель в русской избе: лавки, шкафы для посуды, да сундук где хранили одежду

Слайд 18

в каждой горнице был красный угол с иконками и лампадкой

Слайд 19

В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней.

Слайд 20

Рядом с печкой был закут - бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи

Слайд 21

обязательным Занятием крестьянской женщины зимой было прядение

Слайд 22

Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги

Слайд 23

мужчины на Руси плели корзины и лапти

Слайд 24

Лапти- плетеная обувь из лыка или бересты

Слайд 25

Лапти- плетеная обувь из лыка или бересты

Слайд 26

Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»

1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русский платок».

Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей русского платка.Программные задачи:- развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа,...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Русские народные инструменты"

Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Развивать эмоциональную отзы...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"

Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....