Консультация для родителей "Ритм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Ритм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 431 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ритм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
«И все-таки, главное в музыке – ритм и только он один!».
Н.А. Римский-Корсаков
«Ритм (в переводе с греч. - соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм обладает большой выразительной силой. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определёнными длительностями».
В силу универсальной природы ритма в музыкальных произведениях он воспринимается легче, чем мелодия и гармония. Ритм рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, позволяющих ему осуществлять музыкальную деятельность, но и как первооснова человеческой сущности. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма.
Велико могущество музыкального ритма… Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живём в определённом ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определённом ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что где-то нарушается ритм нашей жизнедеятельности. То есть ритм является символом организованности жизнедеятельности человека. Это значит, что ритм, во-первых, упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке; во-вторых, выступает в качестве механизма, позволяющего найти собственный путь вхождения в мир музыкального искусства.
«Пророком ритма» называют Э.Жака-Далькроза. Эмиль Жак-Далькроз – швейцарский педагог, композитор, органист и пианист, автор системы, которая получила название ритмика или ритмическая гимнастика. В основу этой системы положено понятие ритма как универсального начала. Ведь ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Ритм рассматривался Э.Жаком-Далькрозом, как «универсальный символ всеобщей упорядоченности и организованности». Работая в Женевской консерватории, он заинтересовался феноменом ритма, подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность. В 1910 году он создаёт Институт ритма. Посещать занятия могли и взрослые, и дети. В России пропагандистом новой системы стал князь С.М.Волконский, который открыл в Петербурге филиал Института ритма. Идея формирования нового, гармоничного, развитого поколения посредством ритма была востребована пролетарским государством. Вслед за Петербургом Школы ритма появились в других городах России. К сожалению, они просуществовали недолго. Возможность получить профессиональное образование педагога-ритмиста в России исчезла. Но поиск эффективных форм, методов воплощения музыки и движения продолжался на всех исторических этапах развития музыкальной педагогики.
Известный немецкий композитор и педагог К.Орф дополнил синтез музыки и движения словом, разработав на основе триединства слова, музыки и движения свою концепцию музыкального воспитания детей. Её стержнем стал ритм. По мнению К.Орфа именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека. Согласно его идее, в музыкальном развитии ребёнка идти надо не к ритму, а от ритма. Идеи К.Орфа нашли своё продолжение в методике Т.Э.Тютюнниковой, которая широко используется в работе с дошкольниками.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной речи), она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В детском саду наряду с развитием музыкальных способностей детей серьёзное внимание уделяется ритмическому воспитанию. Ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. В основе чувства ритма лежит и восприятие выразительности музыки, то есть, не менее важна и эмоциональная природа ритма. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения становление чувства ритма в дошкольном возрасте играет положительную роль.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто используются звучащие жесты (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки), речевые упражнения, музицирование на музыкальных инструментах и т.п. Постепенно ритмические формулы усложняются.
А для того чтобы ребёнок действительно проникся чувством ритма, нужно заниматься ритмической гимнастикой. Начинать рекомендуется с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими), позволяющими выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты и образы.
Процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от музыкально - ритмических упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Игры на развитие чувства ритма.
«Научи матрёшку танцевать».
Взрослый говорит, что большая матрёшка учит маленькую танцевать; отстукивает большой матрёшкой по столу ритмический рисунок; ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.
«Ну-ка повтори».
Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз-два-три, ну-ка повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Катей, Сашей и др.) повторяй!»; ребёнок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм; все дети повторяют.
«Передай ритм».
Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего; последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит; тот передаёт ритм следующему ребёнку; последний участник передаёт ритм, хлопая в ладоши; этот ритм сравнивают с первоначальным.
«Ритмострана».
Взрослый и ребёнок договариваются о том, что попали в волшебную страну, где все жители говорят необычно – всё, что видят перед собой (де-ре-во, ка-че-ли и т.п.), они называют, отхлопывая каждый слог в словах или топая ногами, или шлёпая по коленям.
«Стихи в хлопках».
Рассказывая небольшие стихотворения, ребёнок отхлопывает каждый слог в словах.
«Ритмическое эхо».
Взрослый и ребёнок договариваются о том, кто будет «эхом», которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно поменяться ролями. Можно использовать музыкальные инструменты.
Советы по использованию ритмических игр.
Старайтесь использовать любой предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
Чем чаще играть в ритмические игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
Если говорить с ребёнком спокойным голосом, правильно и чётко произнося слова, исправляя его речь, произнося слово по слогам, то он научится чувствовать ритмику слов. Ребёнок быстрее научится читать. Ритмические игры будут для него понятными.
Заинтересовать ребёнка нужно, широко используя игровые ситуации. Следить, чтобы ребёнок не переутомился и не скучал.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции организма в разных ситуациях. Речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Музыкальный руководитель МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик»
Чупанова Анна Витальевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста....

Консультация "Характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста"
Характеристика музыкального развития детей На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционал...

Консультация для родителей " Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста...
консультация для родителей "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"Роль музыкального воспитания в жизни ребенка в период посещения детского образовательного учреждения. Цели и...

Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей " Музыкальное развитие детей дошкольного возраста, что важно знать для воспитателя"
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Возрастные уровни музыкального развития детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Повышение компетентности педагогов ДОУ в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"...