Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.
Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, качеством выполнения всего программного материала.
Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.
При обучении детей музыкально – ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя детей.
В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная:
он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности.
Для этого педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
7. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
9. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
10. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
12. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
13. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
14. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
15. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Компьютер используется в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. Широко используются ресурсы сети Интернет, где размещаются материалы на страницах интернет-сообществ, создаются видеоролики, презентаци
Видеозапись
Такие технические средства обучения как камера и компьютер очень хорошо помогают современным педагогам. С их помощью можно просмотреть запись занятия. При этом оценку увиденному дает не только педагог, а в первую очередь воспитанники, получившие возможность увидеть своё исполнение со стороны и оценить его.
Такой просмотр с комментариями педагога позволяет воспитанникам дать правильную оценку качеству исполнения песни, танца, литературного текста, развивает способность к самооценке и самоконтролю. - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского мастерства.
Просмотр записей знаменитых исполнителей вокальной музыки, хореографического и театрального искусства способствует накоплению творческого опыта, помогает выбрать ориентир при формировании исполнительского эталона.
Использование фонограмм (-) и (+)
На сегодняшний день в музыкальной педагогической практике актуально использование фонограмм. Они с успехом применяются на занятиях, концертах и конкурсах.
Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории. Во-вторых, дети, очень любят петь под фонограмму, поэтому, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.
Так же на занятиях вокала используются микрофоны шнуровые и радио, микшерный пульт, аудиоколонки и компьютер.
Обучение принципам работы на микшерном пульте
Воспитанники, которые интересуются звукоусиливающей аппаратурой учатся подключать её, формировать фонотеку музыкальных файлов, используемых на концертах, обучаются принципам работы на микшерном пульте, получают первоначальные знания монтажа звука, а также звукоусиления при проведении мероприятий.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой Power Point.
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
2. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-речь с движением или игры со словом.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.
Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Примеры дыхательной гимнастики:
«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
«муха» или «пчела» – резкий выдох.
«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
Примеры артикуляционной гимнастики:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.
- покусывание языка боковыми зубами;
- покусывание внутренней поверхности щек;
- круговые движения языком между зубами и щеками;
- цоконье и пощелкивание языком и мн.др.
"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
"Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.
Речь с движением или игры со словами:
- стимулирует развитие речи;
- развивает пространственное мышление;
- развивает внимание, воображение;
- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
3.Технология проектной деятельности
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Мною разработаны и реализованы проекты «Ёлочка-красавица», «Сказка в музыке», «Театр и мы», «Симфония чувств». Имею положительные рецензии на проект «Симфония чувств», «Театр и мы».
На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
- вхождение в проблему,
- вживание в игровую ситуацию,
- принятие задач и целей.
На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
На четвёртом этапе готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Работая над творческим проектом «Сказка в музыке», с одной стороны, дети знакомятся с жизнью и с творчеством композитора П.И.Чайковского, с его музыкальными произведениями, с другой стороны - развиваются творческие способности детей. Не смотря на сложность данных музыкальных произведений, дети проявляют интерес и узнают музыкальные персонажи сказок в музыке. С воспитателем на занятиях художественного творчества дети рисовали рисунки по пройденному материалу. Так же, проект включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.
Проект «Ёлочка-красавица» так же включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.
В проекте «Симфония чувств» дети знакомятся с различными видами эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.
Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.
Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные организации. В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма. В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада я активно осваиваю и внедряю информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых являются и мультимедиа-технологии. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей. Использование современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в процессе музыкального развития дошкольников позволяют организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в разнообразных видах музыкальной деятельности. В данной статье я остановлюсь на рассмотрении возможностей использования мультимедийных презентаций в музыкальном образовании дошкольников. В своей работе я использую презентации, прежде всего, как средство наглядности. Помимо того, что мультимедийные презентации помогают превратить учебную наглядность из статической в динамическую, использование презентаций активно способствует развитию аудиовизуального восприятия. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать предлагаемый материал. Например, несколько лет назад мы знакомили детей с жанрами оперы и балета, инструментами симфонического оркестра только с помощью аудиоматериала в сочетании со статичной наглядностью (иллюстрации, фотографии и т. п.). На данном этапе разработанные мною презентации «Оперный театр» и «Волшебный мир балета» помогают мне более наглядно и полно давать детям представление об этих жанрах. Знакомство с различными музыкальными инструментами и видами оркестров также более эффективно осуществляется с помощью разработанных видеороликов «Симфонический оркестр» и «Русские народные инструменты». Данные видеоролики позволяют наглядно представить музыкальные инструменты, звучание любого из них как соло, так и в оркестре. Кроме видеороликов в формате презентаций разработан дидактический материал и творческие задания для более полного представления о музыкальном инструменте: иллюстрации, познавательная информация о том, как устроен инструмент. С помощью мультимедиа-технологий детям можно не только рассказать и показать историю инструмента, как он используется, но и организовать дидактическую викторину на развитие тембрового слуха в необычной, сказочной обстановке. Такие презентации, как «П. И. Чайковский», «М. П. Мусоргский», «Великий Моцарт» и другие, помогают знакомить детей с великими композиторами и их творчеством. Например, в презентации по теме «П. И. Чайковский. «Детский альбом» демонстрируется слайд с портретом композитора, а далее идёт представление пьес сборника с демонстрацией соответствующих иллюстраций или видеоряда. Работа с презентаций подразумевает обязательное использование дидактических и развивающих заданий: «определите жанр пьесы, расскажите о герое пьесы, придумайте движения к музыке и т. п». Заключительный слайд презентации можно оставить пустым, предложив ребятам дома нарисовать рисунок к понравившейся пьесе, который будет позже включен в содержание презентации. На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию. Цикл презентаций «Музыкальное путешествие», посвященный музыкальному искусству разных стран и народов, способствует познавательной активности ребенка-дошкольника, воспитанию толерантности и осознанию того, что язык музыки понятен всем жителям планеты. Для развития музыкально-сенсорных способностей неоценимую помощь оказывают музыкально-дидактические игры и задания, созданные, например, в программе Power Point. В ходе таких игр и заданий дети развивается чувство ритма, мелодический слух, способность различать характер и настроение музыки; развивают способность различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра. Презентации-сказки «Путешествие в Королевство Музыки», «Карандаш и кисточка», «Песня-танец-марш», «Веселые матрешки» и другие надолго привлекают внимание дошколят и позволяют более эффективно решать задачи музыкального развития детей. Рассмотрим для примера методику работы над презентацией — ритмической сказкой «Снежинки». Данная презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. На предварительном этапе работы идет освоение дошкольниками понятий длинный (ТА) и короткий (ТИ) звуки, знакомство с паузой. На ознакомительном этапе дети просматривают сказку в режиме «стоп-кадр»: дети располагаются перед экраном. Педагог говорит, что Царевна Снежинка прислала в детский сад видеописьмо с ритмическими загадками, которые нужно отгадать. Дети смотрят вступительную часть — видеоряд под соответствующую музыку. Далее появляются ритмоформулы из снежинок. Дети сначала произносят их (ТА — большие снежинки, ТИ — маленькие снежинки), а затем прохлопывают ритм (сначала ритм воспроизводят более развитые дети, остальные учатся и запоминают). После нескольких удачных воспроизведений ритма сольно, детям предлагается сыграть ритмоформулы тутти на детских музыкальных инструментах. Затем педагог предлагает ребятам пройти на «зимнюю полянку» (нужно заранее разложить снежинки по ковру) и сочинить свой, непохожий ни на чей другой, танец со снежинками. Заключительный этап — повторные просмотры с включением мнемокарточек и звучащих жестов: дети играют ритмофомулы по цепочке, по подгруппам; все воспроизводят метр, а солист (сначала педагог, затем ребенок) воспроизводит заданный ритм (ритмическое двухголосье); дети воспроизводят ритм, чередуя и комбинируя звучащие жесты и т. д. Очень любят дошкольники и так называемые сказки-шумелки. Сказки-шумелки и подражалки — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Это материал, позволяющий педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитируя те или иные звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Использование презентаций к данным сказкам делает этот вид деятельности еще более привлекательным для детей, активизируя их внимание и творческую активность. Использование метода мнемотехники для быстрого разучивания стихотворений широко известен: самый часто приводимый пример мнемотехники — заучивание цветов радуги по первой букве слова (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Так же широко известна мнемотехника запоминания цифр по мелодии: например, номера телефона. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию песен увлекает детей, превращает занятие в игру. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время обучения. Ниже приведен алгоритм разучивания текста песни по презентации-мнемотаблице: - Педагог поет песню с музыкальным сопровождением. Дети определяют характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке. - Педагог поет песенку а’капелла, меняя слайды соответственно тексту. - Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», объясняя детям значение каждой картинки. - Дети работают по картинкам, восстанавливая текст песни. - Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла. - Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок). Варианты исполнения: акапелла, под фонограмму, цепочкой, мальчики-девочки и т. д. Как мы видим, прежде всего, активизируется слуховое восприятие детей, затем проводится краткий анализ музыкального произведения, то есть дети учатся не только вслушиваться в текст, но и рассуждать о нем. Далее идет комбинированное влияние (визуальное и аудиальное), причем пение акапелла, то есть слуховое восприятие в его, так сказать, чистом виде, где мелодия, по сути, тоже является мнемониконом — средством запоминания. Третья и четвертая позиции дают детям возможность разобраться в значении каждой картинки, соотнести визуальный ряд с речевым. В пятой позиции добавляется еще одна задача: соотнести звуковысотность голоса с речью и визуальным сопровождением, т. е. воспроизвести мелодию и воссоздать текст песни по картинкам. И последний, заключительный этап — когда мы ребенка вовлекаем в активные творческие действия — придумываем вместе с детьми образные движения по тексту. Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, видео-партитуры для оркестра, визуальные подсказки для маленьких музыкантов при разучивании танцев и песен, видео-иллюстрации для слушания музыки, видео-тесты, конкурсные задания, викторины, дидактический материал и другие мультимедийные материалы, используемые на музыкальных занятиях, являются стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов. Таким образом, использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников позволяет разрабатывать современные дидактические материалы, повышает эффективность образовательного процесса, делает его более наглядным и насыщенным. Но при этом необходимо помнить, что мультимедиа-технологии — это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Янова, Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7007/ (дата обращения: 26.04.2020).
Информационные технологии в ДОУ в работе музыкального руководителя 6 июля 2016 942 Полезно3 Средний балл: 0 из 5 Темы: Информационные технологии Музыкальное воспитание Использование информационных технологий в ДОУ - это реальность нашего времени. Музыкального руководителю они существенно облегчают деятельность и делают ее более эффективной и качественной. Цифровой фотоаппарат, любительская видео-камера, домашний кинотеатр, компьютер уже давно не являются признаком роскоши и доступны для использования в дошкольных образовательных организациях. Цифровые носители имеют преимущество перед аналоговыми по следующим показателям: улучшенное качество аудио- и видеоматериалов (высокое разрешение фото- и видео-съёмки, частота дискредитации музыкальной записи); доступность и простота использования с помощью современных технических средств (музыкальный центр, DVD-проигрыватель и др.); возможность многократного тиражирования; возможность интеграции материалов различных категорий с помощью компьютерных технологий (внедрение фото- и видеоматериалов в презентационные программы, аудио-файлов в видеодорожку, наложение музыки на звуковой комментарий); удобный и долгосрочный способ хранения (винчестер компьютера, флеш-карты, лазерные диски и др.); широчайшая гамма способов обработки имеющейся информации аппаратными средствами (устранение шума, добавление эффектов и т. п.). Постоянно растет спрос на специалистов-профессионалов дошкольного воспитания и обучения, которые умеют работать с новыми информационными технологиями. Информационные технологии активно используются во всех в сферах деятельности - административной дошкольного учреждения, делопроизводстве, в работе медицинской службы, педагога-психолога, преподавателя компьютерной грамоты, специалиста по физическому воспитанию. И область музыкального воспитания дошкольников не является исключением. Эффективность использования информационных технологий в ДОУ Музыкальный руководитель, включающий в свою работу информационные технологии в ДОУ, решает массу педагогических и психологических задач: развитие у детей навыков музыкально-творческой деятельности; формирование мотивации к обращению с компьютерной техникой; повышение интереса к получению музыкального образования; углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки; расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса детей с помощью возможностей компьютера; включение дошкольников в общественную жизнь детского сада через выполнение ими общественно-полезных заданий по оформлению праздников, концертов и т. п.; формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели. Можно выделить три основных направления, составляющих содержание телекоммуникационного этапа информатизации образования: Активное использование современных информационных технологий в ДОУ для работы с документами, в методической работе музыкального руководителя. Это планы музыкального руководителя, портфолио, всевозможные статьи, консультации, сценарии утренников и др. Интеграция информационных технологий в традиционную систему работы в области музыкального воспитания и детского сада в целом. Работа в телекоммуникационных образовательных проектах на уровне дошкольного учреждения и в городском масштабе. Это различные презентации, семинары, конкурсы, выступления. Информационная система разбита на составляющие, и одна из них - базы данных. В базе данных деятельности музыкального руководителя ДОУ представлены следующие материалы: сценарии утренников, развлечений; каталоги статей для родителей; консультации и семинары для воспитателей; планирование работы по музыкальному воспитанию; результаты диагностирования детей; записи радиопередач для дошкольников и их родителей; сольное исполнительство детей; авторские музыкальные сказки; аудиожурналы для слушания в группах: «побудки» и «колыбельные минутки» для детей круглосуточных групп; материалы для музицирования и детского исполнительства; музыка для слушания; фонограммы детских песен; видеоматериалы о жизни в группах, об открытых занятиях, праздниках и развлечениях детей. Использование информационных технологий в ДОУ для повышения качества педагогического процесса Что способствует повышению качества педагогического процесса? Например, просмотр видеозаписей позволяет осуществлять всесторонний анализ мероприятий. В детском саду создается информационно-техническая база, широко используется в работе магнитофон, музыкальный центр, телевизор, радио, различные микрофоны, цифровая камеру, компьютер. Наиболее распространённым желанием начинающего пользователя является осуществление звукозаписи с помощью микрофона. Компьютерные программы могут оказать реальную помощь не только музыкальным руководителям, но и специалистам другого профиля. Ведь с помощью этих программ можно поменять темп и высоту звучания готовой фонограммы, подобрать музыкальное оформление для самого сложного сценического действия. В арсенале лучше иметь различные микрофоны: настольные, переносные, с наушниками и без – все, которые используется в работе. Их можно использовать и для работы в студии звукозаписи. Компьютер используется для подключения таких устройств, как принтер-сканеркопир, которые дают возможность печатать планы, сценарии, книги и сохранять их, тиражировать, копировать, что облегчает работу воспитателей и узких специалистов. Для работы с компьютером в детском саду широко применяются лицензионные программы Adobe Audition (программа для работы со звуком) и Pinnacle (программа для создания клипов и фильмов). Ноутбук позволяет использовать все функции стационарного компьютера в мобильном варианте. Информационные технологии ДОУ невозможно применять без возможности выхода в Интернет, что позволяет осуществлять: обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией, результатами детского творчества с другими ДОУ, органами управления образования; обмен передовым опытом в области информатизации дошкольного воспитания, обмен информационными материалами; дистанционное обучение сотрудников, родителей и обратную связь с ними. Компьютер является значимым инструментом в работе любого музыканта. Оснащённый дополнительным оборудованием звуковой картой, колонками, микрофоном, подключённой электронной клавиатурой либо синтезатором, компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться: в студию звукозаписи; фонотеку; издательскую систему; тренажёр для исполнителя; информационный центр. Студия звукозаписи открывает возможности для записи пения, игры на инструменте. Любой современный компьютер является совершенным цифровым магнитофоном. Плюс, записанный звуковой материал может быть обработан следующими способами: оцифровка и удаление шума старой записи; добавление эффектов; возможность изменения параметров музыкальных треков (высота, темп и пр.); сведение нескольких записей в одну и пр. При изготовлении «минусовок» использование информационных технологий в ДОУ так же существенно облегчает работу. Их можно подготовить с помощью разнообразных «Музыкальных конструкторов», а также с использованием клавишных музыкальных инструментов и специальных программ. Чем отличается фонотека в компьютере от обычной фонотеки? гигантским объёмом информации молниеносным поиском. Благодаря современным технологиям записи и "сжатия" звука, вы легко можете сохранить на компьютере сотни часов звуковой информации. Компьютер так же обладает типографским качеством, что позволяет набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок и т. п. Издание можно дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые самостоятельно могут с помощью компьютера подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений. Информационные возможности компьютера поистине безграничны. Инновационные технологии в детском саду дают возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу в области музыки. Кроме того, общаясь с компьютером, педагог повышает информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т. д. Деятельность музыкального руководителя ДОУ включает один из важнейших разделов музыкальной науки – Нотная запись. Её освоение отнимает достаточно много времени. Но ещё большего времени занимает переписка нот вручную. Компьютерные нотографы (на основе, к примеру, специализированной программы Finale) исключают проблему неразборчивости почерка, тиражирования записи итд. А издательские системы, такие как Adobe InDesign, помогают не просто самостоятельно изготовить нотный сборник, но и выпустить его нужным тиражом. Сегодня никто не станет спорить с тем, что наличие современной техники, использование информационных технологий в ДОУ стимулирует у педагогов потребность и желание овладевать новыми знаниями и даёт им творческий импульс, а это положительно сказывается на образовательных результатах дошкольников.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.
Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Успех в данной работе может быть, достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей,
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка,
- установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики,
- привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями,
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста,
Рассмотрим цели взаимодействия с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
Цель: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества с родителями для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
- раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
- создать единое образовательное пространство с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей;
- акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и семьей, являются следующие:
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями;
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;
- открытость детского сада семье.
Работу с родителями строю, придерживаясь следующих этапов.
1.Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2.Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством
сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития ребенка, его контактности в общении с Вами и со сверстниками, достижениях . Ознакомление педагога с проблемами семьи .
3. Совместное с родителями формирование творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления, формы сотрудничества.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.
2. Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ
В настоящее время мною используются разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся:
- информационно – аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
- досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми;
- познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей;
- наглядно – информационные формы - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
В работе с родителями использую следующие методы общения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности детей, анализ результатов творческой деятельности родителей.
Слагаемые успешного общения: желание пойти на контакт, заинтересованность в общении, видение в другом равного партнера, готовность принять иную точку зрения, выбор интересных значимых тем, тактичность.
Формы работы, используемые мною, как музыкальным руководителем по организации совместной деятельности с семьей – это:
Педагогическое просвещение родителей
Цель: приобретение родителями практических навыков музыкального развития
- консультации для родителей;
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- мастер-классы;
- открытые просмотры образовательной деятельности.
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей
Цель: подробное ознакомление родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, предоставление информации о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении детского сада
- фонотеки детских песен, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации;
- памятки по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
- буклеты по развитию певческих умений и навыков;
- папки – передвижки;
- оформление уголка для родителей коллекция музыки для движения и танцев;
- методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности;
- картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки;
- памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах;
- оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье;
- посещение детских музыкальных театров, экскурсии;
- прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.
Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
Цель: формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада, другими детьми, и взрослыми, знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний, необходимых для воспитания здорового ребёнка
- совместные праздники, развлечения в ДОУ;
- семейные проекты «О чем говорит музыка?»;
- творческие столы – выполнение заданий «Изобрази музыку», «Подбери картинку», «Какого цвета музыка?» и пр.;
- концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр, театрализованные представления;
- создание фотовыставки по результатам посещения театров и экскурсий;
- создание музея любимого композитора - подготовка информации, реквизита;
- совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
- создание совместных песенников;
- пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита, помощь в оформлении помещения;
- создание фонотеки, видеотеки с любимыми песнями, танцами детей.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
Заключение
Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей так и их родителей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Данные формы работы представленные мною соответствуют ФГОС и направлены на решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.
Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений
Родители - непосредственные участники педагогического процесса не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т. д. Цель моей формы работы заключается в создании единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей. Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: • повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации); • вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие родителей в музыкальных мероприятиях, создание развивающей предметно-пространственной среды); • совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов). Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач художественно-эстетического развития дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско-родительских отношений. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2014 – 15 УЧЕБНЫЙ ГОД СЕНТЯБРЬ № Название мероприятий группа 1 Консультации на тему «Верьте в своего ребенка» Группа раннего возраста №1 ,№2 2 Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам Подготовительная группа 3 Родительское собрание. Выступление воспитанников. Анкетирование по вопросам музыкального воспитания в семье Все группы ОКТЯБРЬ 1 Совместный вечер отдыха при участии детей и родителей «Осень золотая в гости к нам пришла» Младшая группа 2 Консультации на тему «Звуки которые нас окружают» Средняя группа 3 Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей Все группы НОЯБРЬ 1 Консультации на тему «10 заповедей родителя» Младшая группа и группа раннего возраста 2 Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам Старшая группа 3 Родительское собрание. Выступление воспитанников. Беседа на тему «Несколько причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой». Подготовительная и старшая группа ДЕКАБРЬ 1 Совместный вечер отдыха при участии детей и родителей «Новогодние приключения» Средняя группа 2 Консультации на тему «Правила поведения на утреннике» Группа раннего возраста 3 Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей Все группы ЯНВАРЬ 1 Консультации на тему «Влияние семьи на музыкальное воспитание детей» Подготовительная группа 2 Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам Младшая группа 3 Родительское собрание. Выступление воспитанников. Беседа на тему «Дети и музыка» Средняя группа ФЕВРАЛЬ 1 Спортивные семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» Подготовительная и старшая группа 2 Консультации на тему «Музыка в жизни ребенка» Младшая группа 3 Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей Все группы МАРТ 1 Консультации на тему «Театральная деятельность» Старшая группа 2 Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам Средняя группа 3 Родительское собрание. Выступление воспитанников. Беседа на Младшая группа и тему «Все дети талантливы от рождения» группа раннего возраста АПРЕЛЬ 1 Консультации на тему «Воспитание юного музыканта» Младшая группа и группа раннего возраста 2 Постановка экологического спектакля «Земля – наш общий дом» Подготовительная и старшая группа 3 Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей Все группы МАЙ 1 Консультации на тему «О музыкальных способностях ребенка» Средняя группа 2 Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам Группа раннего возраста 3 Итоговое родительское собрание. Выступление воспитанников. Анкетирование по вопросам музыкального воспитания в семье. Все группы АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. Уважаемые родители, просим вас ответить на некоторые вопросы для планирования сотрудничества с вами в работе с детьми по музыкальному воспитанию. 1. Какое место занимает музыка в вашей жизни? • Музыка, как фон. • Слушаем музыку часто. • Всей семьёй поём песни, танцуем, играет на инструментах. • Не слушаем музыку. 2. Любит ли ваш ребёнок слушать музыку? • Да. • Нет. • Не знаю. 3. Какую музыку предпочитает ваш ребенок? • Детские песни. • Современную. • Классическую. • Назовите любимое музыкальное произведение ваше и вашего ребёнка. 4. Любит ли ребёнок двигаться, танцевать под музыку? • Да. • Нет. • Не знаю. 5. Понимает ли ваш ребёнок содержание музыки? Характер? • Да • Нет. • Не знаю. 6. Насколько эмоционально реагирует ваш ребёнок на музыку? 7. Стремиться ли ребёнок, поделиться с вами своими музыкальными впечатлениями и переживаниями? 8. Любит ли ребёнок петь? • Да. • Нет. • Не знаю. 9. Каково ваше участие в развитии ребёнка? • Есть дома фонотека. • Посещаем концерты. • Организуем совместные праздники, конкурсы, вечера. • Смотрим вместе программы по ТВ. • Обсуждаем программы по ТВ. • Иногда поём Караоке. КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ. Причина первая • Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? • Внимание, родители невест! Причина вторая • Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. • Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно! Причина третья • Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. • Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки. КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ. Причина четвертая • Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. • Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. • Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. Причина пятая • Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. • Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. Причина шестая • Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. • Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнесимперий! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня». КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ. Причина седьмая • Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. • Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». Причина восьмая • Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. • Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. Причина девятая • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. • Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнкумузыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым. КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА! •Пойте. Нужно, чтобы ребёнок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети – снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: «Я пою плохо, но всё равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!». •Что петь? Детские песенки. Важно, чтобы ребёнок постепенно усвоил серию простых мелодий, которые станут для него первой точкой отсчета. •Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребёнку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребёнок слышал, как вы поёте без слов. Это очень важно. КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Дети и музыка Ребёнок воспринимает музыку еще находясь в утробе матери. Причем больше всего детям нравится спокойная классическая музыка, а меньше всего музыка типа рока, рэпа и т.п. Все мамы начинают воспитывать музыкальный вкус ребёнка до его рождения. Но одни делают это бессознательно (просто слушая музыку), другие – сознательно, понимая, что ту музыку, которую они слышат, слышит и ребёнок и, что она оказывает на него влияние. Очень важно, сознательно начинать музыкальное воспитание ребёнка еще до его рождения. Главное в музыкальном воспитании – восприятие музыки. Восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства. З.Кодаи (1882-1987г.г.): Музыкальное воспитание надо начинать за девять месяцев до рождения ребёнка». КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ребёнок начинает петь. Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном вариантах), прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным и полным ошибок исполнением. Не заставляйте ребёнка петь, ему вполне достаточно пока одного вашего примера. Обласкайте младенца, когда он начнёт петь. Лучше подбирать для ребёнка песни, в которых будут: а) красивые и осмысленные слова; б) красивая музыка; в) удачное сочетание музыки и слов. Стоит отметить, что большинство песен, звучащих с экранов телевизора и особенно поп-музыка не соответствуют ни одному из этих трех требований. Более подходящие в этом отношении народные песни, детские песни из мультфильмов и кинофильмов (в частности песни на слова Ю. Энтина и музыку Г. Гладкова), песни бардов, русские романсы. КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВСТРЕЧАЕМ ВМЕСТЕ НОВЫЙ ГОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?...

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам).Содержит методическую информацию, анкету для воспитателей, методические рекомендации....

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»...

конспект консультации для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"
Познакомить воспитателей с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности....

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ"
В консультации раскрываются вопросы по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя, функции обоих педагогов в непосредственной образовательной и свободной деятельности....
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ"...
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя при подготовке к праздникам и развлечениям"
quot;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя при подготовке к праздникам и развлечениям"...