Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольника в контексте Федеральной образовательной программы Дошкольного образования.
консультация

Захарова Лариса Владимировна

 На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_46_zaharova_l._v.docx27.56 КБ
PDF icon prezentatsiya_zaharova_14.04.2023_1.pdf1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Арзамас

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46»

Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольника в контексте Федеральной образовательной программы Дошкольного образования.

Захарова Л. В.,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 46»

г. о. г. Арзамас

2023

 Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольника в контексте ФОП ДО.

Возможно, самое лучшее,

совершенное и радостное,

 что есть в жизни – это свободное

движение под музыку.

А. И. Буренина

Слайд № 2

 На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография расширяет возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится танцам.

Слайд № 3

 Танец имеет большое воспитательное значение, что на сегодняшний день является приоритетом государственной политики. Погружение в музыкальные движения способствует психологическому раскрепощению ребенка, и таким образом, через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального») инструмента у детей развивается музыкальный слух, потребность в импровизированном движении под музыку. Осваивая их, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого надо понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать широко, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный.

Для ребенка танец, то есть движения, - родная стихия. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами.

Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные весёлые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребёнку и являются одним из любимых видов двигательной активности детей.

Слайд № 4

Федеральная образовательная программа ДО

(«Музыкальная деятельность», «Музыкально-ритмические движения»).

Федеральная образовательная программа ДО , которая вступает в силу с 1 сентября 2023 года, в п. 21.7.2.4. в разделе «Музыкальная деятельность», указывает нам на то, чему должен способствовать педагог в ходе музыкальной деятельности, а точнее – «Музыкально-ритмические движения»: педагог способствует дальнейшему развитию у детей навыков танцевальных движений, совершенствует умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание; знакомит с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и так далее); педагог развивает  у детей танцевально-игровое творчество; формирует навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

В «Музыкально-игровом и танцевальном творчестве»: педагог способствует развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (в частности, танцевальных движений); учит импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец и тому подобное); помогает придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами, учить детей самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Формирует у детей музыкальные способности; содействует проявлению активности и самостоятельности.

Наша задача, как педагогов подобрать необходимые приёмы, методы и формы организации танцевальной деятельности, которые помогли бы достичь необходимых ориентиров, которые указаны в ФОП ДО.

Слайд № 5

Основные приёмы, методы и формы организации танцевальной деятельности в ДОУ.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

  • танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
  • свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
  • комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
  • народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца; ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ
  • характерные танцы, исполняемые различными персонажами; ТАНЕЦ КРОТОВ
  • детские танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие. ЗАВОДНОЙ
  • детский фитнес, включающие элементы спортивного танца ФИТНЕС

Слайд № 6

«Создание детских танцев»

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантом уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы. ДЕД МОРОЗ

Слайд № 7

 Чтобы заинтересовать детей танцем, необходимо дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Слайд № 8 «Методические приемы»

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. В начале работы педагог выполняет их вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Также необходимо обращать внимание на интонацию и тональность речи.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать детей, которые импровизируют правильно. Но при этом надо наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, не связанные с музыкой.

Метод иллюстрированной наглядности. Нельзя назвать творческой деятельность педагога, если он не рассказывает о танцах, об их истории и многообразии, не знакомит детей с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями, видео фильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает такие игрушки, которые помогают в обучении танцам. Игрушки украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Игры – превращения помогают научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение. ТАНЕЦ С ЛЮБИМОЙ ИГРУШКОЙ

 Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог, по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденным, но предлагает уже более сложный их вариант.

 Мой опыт работы подсказал наиболее удобный и продуктивный метод. Это вербальный метод – жестикуляция. После словесного объяснения и выразительного показа движений танца, при разучивании можно подсказывать последовательность движений жестикуляциями. У меня они представляют собой подсказки: «лицом друг к другу», «лицом к зрителям», «мальчик за девочкой»; «противоход», «окошечко» и т.д.

Также я часто использую показ движений самими детьми, у которых получается лучше всего показывать то или иное движение.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми.

Слайд № 9

Вывод: Умение педагога пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец может стать прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

К подготовительной группе дети накапливают большой запас движений, разученных в младшей и старшей группах и теперь при постановке танцев они могут использоваться в более сложной вариации.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.

Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребёнку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Пусть ваш ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей на основе обучения языку движений - это принципиальное положение и  главное положение занятий с детьми. Работа нацелена  на развитие у детей, с одной с...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...

Обобщение педагогического опыта в ДОУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников»

Обобщение педагогического опыта в ДУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников» Самое лучшее, что есть в жизни – это свободно...