Консультация для родителей «Сенсорные эталоны в жизни ребёнка»
консультация (младшая группа)

Дроздовская Елена Владимировна

Консультация для родителей «Сенсорные эталоны в жизни ребёнка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sensornye_etalony.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Бурцевский детский сад «Радуга»

Консультация для родителей.

«Сенсорные эталоны в жизни ребёнка»

Подготовила воспитатель:

Дроздовская Е.В.

Г. Нижний Новгород 2024 год

Консультация для родителей «Сенсорные эталоны» Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов. Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове "лимон" или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло. Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание малышами свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых. Что такое сенсорный эталон Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека. Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира: • Зрительное - первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве. • Слуховое - воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша - это голос его матери. • Осязательное - обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит. • Вкусовое - малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом

малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое - не хочет. • Обонятельное - это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой. Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности. В дошкольном возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником. Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов. Понятие величины Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина". Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе. Игры для формирования понятия "величина" : • "Назови правильно". • "Расставь по порядку". • " Зоопарк". • "Подбери рыбкам аквариум".и т. д. Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность. На занятиях музыки дети учатся различать высоту звуков, низкие и высокие ноты, соотнося их с животными. Например, низкие ноты - идет медведь, средние - бежит лисичка, высокие - поет птичка. Различают ритм марша, танцевальной музыки или колыбельной. Восприятие звуков позволяет соотносить их с движениями в танце, петь песню, согласно мелодии, делать гимнастические упражнения в правильном ритме, читать стих ритмично и с выражением. Игры для сравнения звуков: • "Тихо или громко". • "Танцуй или маршируй". • "Угадай, кто идет". • "Узнай, чей голос?" и т. д. Изучение цветовых эталонов С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде. Используют следующие игры: • "Найди пару". • "Найди вторую рукавичку". • "Найди для бабочки цветок". • "Поставь цветок в вазу". • "Собери бусы"и т. д. Эталоны формы Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры "Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)" ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу. Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры : • "Составь картинку". • "Пазлы". • Лото "Найди предметы такой же формы". • "Подбери ключ к двери". • "Чем отличаются домики?" и т. д. Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному

развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Досуг семьи в жизни ребёнка"

Досуг семьи дело серьезное. Организовать досуг с наибольшей пользой для всех членов семьи не такое уж протое дело. родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Дошколь...

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребёнка"

Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жи...

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребёнка"

В консультации рассказывается о роли сказки в жизни ребёнка, о том что такое сказка, о истории возникновения сказки, о роли сказки в развитии речи детей....

Консультация для родителей "Роль колыбельной в жизни ребёнка"

Вашему вниманию предлагается материал, который вы можете предоставить родителям в виде консультации....

Консультация для родителей «Сенсорное развитие и воспитание ребёнка 3–4 лет»

Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит осн...

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Консультация для родителей «Сенсорные игры, которые успокоят ребёнка и снимут стресс»

В жизни маленьких детей случается всякое. Их обижают в саду или на площадке, папа кричит на маму, мама кричит на папу. Они переезжают с родителями в новый дом, устают от гостей, выходят в детский сад ...