Рабочая программа подготовительной группы "Солнышко" 2023-2024г.
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад №21 «Кэнчээри»
Городского округа «город Якутск»
Рассмотрено и принято на педагогическом совете № ____ «____» _____________ 20___г. Протокол педсовета № ____ от «____» _________ 20____г. | Утверждаю: Заведующая МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» _______________ Ж.Н. Саввинова Приказ №____ от «_____» ___________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной деятельности в подготовительной группе
«Солнышко»
на 2023-2024 учебный год.
Составители:
Воспитатели группы:
Варламова К.Н, Аргунова М.Е
Якутск – 2024г.
Содержание рабочей программы
Разделы | Содержание разделов | Страницы |
1. Целевой | 1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2. Планируемые результаты | 4 | |
2. Содержательный | 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными по пяти образовательным областям. | 6 |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. | 10 | |
2.3. Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений (40%) | 12
| |
3. Организационный | 3.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 14 |
3.2. Режим дня в холодный и тёплый периоды. | 15 | |
3.3. Организация и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий. | 18 | |
3.4. Взаимодействие с родителями и с социальным партнером (школой). | 19 | |
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 21 | |
4. Приложения | Приложение 1. Комплекс оздоровительной гимнастики для детей 6 – 7 лет. Приложение 2. Комплекс оздоровительных мероприятий для детей 6 – 7 лет. Приложение 3. Лечебная гимнастика для профилактики плоскостопия для детей 6 – 7 лет. Приложение 4. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» для детей 6 – 7 лет. |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Цель Рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Приоритетные задачи реализации Рабочей программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Краткая информация о группе: количество детей в группе 38, из них 19 девочек, 19 мальчиков.
Анализ состояния здоровья детей:
- группы здоровья: I – 0 (0%) ,II – 43 (100%) , III – 0 (0,0%) , IV – 0 (0%)
Социальная характеристика семей: количество семей - 38
Социальное положение родителей (законных представителей):
- многодетные семьи - 18
- полных семей - 36
- неполных - 2
- опекуны - 1
Образовательный уровень родителей (законных представителей):
Количество семей, имеющих высшее образование - 29
Количество семей, имеющих с незаконченным высшим образованием - 2
Количество семей, имеющих со средним специальным образованием - 5
Количество семей, имеющих с общим средним образованием 7
Социальное статус родителей (законных представителей):
- по уходу - 8
- безработные – 0
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группе начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый их которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирам и подчиняется инспектору ГБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы их окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
В подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировке.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобиться для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на бумаге образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становиться произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильной организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоение форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- Развита мелкая и крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены, проявляет ответственность за начатое дело.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, изобразительная деятельность и т д).
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Мониторинг освоения детьми ООП ДОУ осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. за №273, Федеральным государственным образовательным стандартом ДО от 17 октября 2013г. за №1155.
Цель: получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
Задача: получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год. В начале года на основании полученных результатов педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми в группе, планируют индивидуальную работу по образовательным областям с детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине года педагогическая диагностика проводится только с детьми «группы риска». В конце года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути их минимизации.
Развитие самостоятельности и детской инициативы
Виды деятельности | Содержание работы |
Игровая | Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – творческие (в т. ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно. |
Познавательно-исследовательская | У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т. п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети Интернет, в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений |
Коммуникативная | Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными по пяти образовательным областям
Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет даётся по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область | Образовательный компонент | Основные цели и задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. |
|
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. |
| |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в природе, уважение к труду взрослых). |
| |
Формирование основ безопасности (безопасное поведение в природе; безопасность на дорогах; безопасность собственной жизни). |
| |
«Познавательное развитие» | Формирование элементарных математических представлений: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. |
|
Развитие познавательно-исследовательской деятельности: первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность. |
| |
Приобщение к социокультурным ценностям. |
| |
Ознакомление с миром природы: сезонные наблюдения. |
| |
«Речевое развитие» | Развитие речи: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь. | Совершенствовать речь как средство общения, помогать осваивать формы речевого этикета: содержательно и эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Продолжать работу по обогащению словаря, совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания; совершенствовать фонематический слух. Формировать умение вести диалог между детьми и со взрослым. |
Приобщение к художественной литературе. |
| |
«Художественно-эстетическое развитие» | Приобщение к искусству; |
|
- Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. |
| |
- Конструктивно-модельная деятельность. |
| |
- Музыкальная деятельность: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, песенное творчество, развитие танцевально-игрового творчества, игра на детских музыкальных инструментах. | - Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. - Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детсикх музыкальных инструментах. | |
«Физическое развитие» | -Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; |
|
- Физическая культура: подвижные игры. |
|
Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе осуществляется в полном соответствии с УМК программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе 2023-2024 учебный год
Базовая образовательная область | Периодичность | |
1 | Физическая культура | 3 раза в неделю |
2 | Познание. Познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. | 1 раз в неделю |
3 | Познание. Формирование элементарных математических представлений | 2 раза в неделю |
4 | Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | 1 раз в две неделю |
5 | Речевое развитие Чтение художественной литературы | 2 раза в неделю В режимный момент ежедневно |
6 | Художественное творчество 1.Рисование 2.Лепка 3.Аппликация | 2 раза в неделю 1 раз в две недели 1 раз в две недели |
7 | Обучение разговорному якутскому языку | 2 раза в неделю |
8 |
| 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю |
Общее количество | ООД - 22 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовая образовательная область | Периодичность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Дежурства | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | Ежедневно |
Сетка непрерывной образовательной деятельности (НОД)
подготовительной к школе группе «Солнышко»
за 2023-2024 учебный год
Продолжительность НОД – не более 30 минут;
Дневная нагрузка: 3 НОД – 1.30 мин;
Недельная нагрузка: 15 НОД - 7.30 мин.
Воспитатели: Варламова Кюндюйэнэ Николаевна, Аргунова М.Е
Время | Образовательная область | Продолжительность | |
Понедельник | 09.00 – 09. 30 | 1. Развитие речи (речевое развитие) | 30 минут |
09.30 – 10.10 | 2.Обучение разговорному якутскому языку | 30 минут | |
10.50 – 11.20 | 3. Физическая культура |
| |
15.30-16.00 | 4. Рисование (Художественно-эстетическое развитие) |
| |
Вторник | 09.00 – 09.30 | 1.Формирование элементарных математических представлений (познавательное развитие) | 30 минут |
10.00 – 10.30 | 2. Хореография | 30 минут | |
15.30 – 16.00 | 3. Музыка (художественно-эстетическое развити) | 30 минут | |
Среда | 09.00 – 09.30 | 1. Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие) | 30 минут |
09.40 – 10.10 | 2. Рисование (Художественно-эстетическое развитие) | 30 минут | |
11.00– 11.30 | 3. Физическая культура | 30 минут | |
Четверг | 09.00 – 09.30 | 1. Формирование элементарных математических представлений (познавательное развитие) | 30 минут |
10.45 – 11.15 | 2. Хореография | 30 минут | |
15.30 – 16.00 | 3. Музыка | 30 минут | |
Пятница | 09.00 – 09.30 | 1 Развитие речи (речевое развитие) | 30 минут |
10.30 – 11.00 | 2.Обучение разговорному якутскому языку | 30 минут | |
11.10 – 11.40 | 3. . Лепка/Аппликация (художественно-эстетическое развитие) | 30 минут | |
15.30 – 16.00 | 4. Физическая культура(на воздухе ) | 30 минут |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учётом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития ребёнка, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.
Модель образовательного процесса в подготовительной к школе группе
Образовательная область | Сквозные механизмы развития ребёнка | Приоритетные виды детской деятельности | Формы организации детских видов деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в семье. | Беседа, рассказ, ЧХЛ, иллюстрация, демонстрация, опыты, упражнение | Игрушки, игры, традиции, обычаи, развивающая среда |
«Познавательное развитие» | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. | Опыты, экспериментирование, моделирование, коллекционирование НОД | Мультимедийные средства, дидактический материал, рабочие тетради. |
«Речевое развитие» | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Образовательная деятельность в семье. | Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, инсценирование и драматизация сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок НОД | Дидактический материал, художественная литература, наглядный демонстрационный материал |
«Художественно-эстетическое развитие» | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей. Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в семье. | Продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, слушание и обсуждение детской музыки, подыгрывание на музыкальных инструментах, пение, танцы НОД | Атрибуты и дидактический материал музыкального уголка, пластилин, краски, карандаши |
«Физическое развитие» | Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность | Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, динамические паузы, праздники, физ. минутки, занятия в спортивном зале и др. |
Развитие игровой деятельности
Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Основные цели: Создание условий для развития игровой деятельности детей.
Задачи:
- формирование игровых умений, развитых культурных форм игры;
- развитие у детей интереса к различным видам игр самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
- воспитывать доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми в подготовительной к школе группе | |
Сюжетно-ролевые игры | Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
Подвижные игры | Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Учить справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к спортивным и народным играм. |
Театрализованные игры | Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Воспитывать любовь к театру; широко использовать в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, кукольный и др.) воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов; рассказывать детям о театре, театральных профессиях. Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.). |
Дидактические игры | Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, пазлы и др.). развивать умение организовывать игры, исполнять роли ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. |
В ходе реализации образовательных задач Рабочей программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Развитие самостоятельности и детской инициативы
Виды деятельности | Содержание работы |
Игровая | сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр. |
Познавательно-исследовательская | исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними |
Коммуникативная | общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; восприятие художественной литературы и фольклора, |
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора и т.п.
Физкультурно-оздоровительная работа
Основная цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольников средствами физической культуры, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
- Совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.
- Обеспечение гармоничного физического развития, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнёрами по вопросам физического воспитания.
- Развитие инновационного потенциала педагогов в области физической культуры дошкольников.
Основные направления и форма работы с воспитанниками
1. Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:
- Совместная деятельность (НОД) и образовательная деятельность в режимных моментах (ОД);
- Самостоятельная деятельность.
2. Оздоровительное и лечебно- профилактическое сопровождение;
- Оздоровительные технологии: профилактические мероприятия, общеукрепляющие мероприятия, коррекционные мероприятия.
3. Работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни: беседы, рассматривание наглядно-демонстрационного материала и т.п.
Совместная деятельность (НОД) и образовательная деятельность в режимных моментах (ОД) | |
- Совместная деятельность в ходе реализации образовательной области «Музыка» -Непосредственно-образовательная деятельность «Физическое развитие» - Совместная деятельность в ходе реализации образовательной области «Физическое развитие» | Утренняя гимнастика Спортивные праздники Спортивные досуги и развлечения физкультминутки Подвижные и спортивные игры Дни здоровья и неделя здоровья Игровые и спортивные упражнения Индивидуальная работа с детьми |
Оздоровительные технологии | |||
Направленные на физическое совершенствование детей | Профилактические мероприятия | Общеукрепляющие мероприятия | Коррекционные мероприятия |
Детские тренажеры и игровые спортивные оборудования | Комплексы профилактической гимнастики после сна - дорожка «Комфорт». | Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Профилактика плоскостопия и нарушения осанки Артикуляционная гимнастика | Игровой массаж (сухой бассейн). |
Системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволяет:
- эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников,
- дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья,
- профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
2.3. Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений (40%)
Особенности организации образовательного процесса с учетом программы математического развития дошкольников «Ступеньки» образовательной системы «Школа 2000…» АПК ППРО РФ..
Пояснительная записка
Программа учебно-методического курса «Игралочка – ступенька к школе» по развитию математических представлений детей 6 – 7 лет, части 4 (1) и 4 (2) является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Ориентирована на всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
Программа и проведение занятий с детьми соответствует новым требованиям к организации занятий по дидактической системе деятельного метода «Школа 2000…» (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Цели и задачи реализации парциальной образовательной ООП ДО
Цель: сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов и явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- конкретизация;
- классификация;
- аналогия.
3. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, увелечение объема памяти и внимания.
6. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и т.д.).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжиттельность занятий в подготовительной группе состовляет 30 мин.
Перспективное планирование по курсу «Игралочка» для детей 6 – 7 лет.
№ занятия | Тема | Количество занятий |
Первое полугодие | ||
1 – 4 | Повторение | 4 |
5 | Число и цифра 1 | 1 |
6 | Число и цифра 2 | 1 |
7 | Число 3 | 1 |
8 | Число и цифра 3 | 1 |
9 - 10 | Числа и цифры 1 - 3 | 2 |
11 | Точка. Линия. Прямая и кривая линии. | 1 |
12 | Луч. Отрезок. | 1 |
13 | Незамкнутые и замкнутые линии. | 1 |
14 | Ломаная линия. Многоугольник. | 1 |
15 | Число 4. | 1 |
16 - 17 | Число и цифра 4 | 2 |
18 - 19 | Числовой отрезок | 2 |
20 | Слева, справа. | 1 |
21 | Пространственные отношения. | 1 |
22 | Число 5. | 1 |
23 - 24 | Число и цифра 5 | 2 |
25 | Числа и цифры 1 - 5 | 1 |
26 | Больше, меньше. | 1 |
27 | Внутри, снаружи. | 1 |
28 | Число 6 | 1 |
29 - 30 | Число и цифра 6 | 1 |
31 - 32 | Повторение | 2 |
Второе полугодие | ||
33 | Число 7 | 1 |
34 - 35 | Число и цифра 7 | 2 |
36 | Числа и цифры 6 и 7 | 1 |
37 | Раньше, позже. | 1 |
38 - 39 | Измерение объема. | 2 |
40 - 41 | Число и цифра 8 | 2 |
42 | Числа и цифры 6, 7, 8. | 1 |
43 - 44 | Число и цифра 9 | 2 |
45 | Измерение площади | 1 |
46 - 47 | Число и цифра 0 | 2 |
48 - 51 | Измерение длины | 4 |
52 - 53 | Число 10 | 2 |
54 | Сравнение по массе. | 1 |
55 - 56 | Измерение массы | 2 |
57 | Часы | 1 |
58 - 64 | Повторение | 7 |
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Формы, методы, средства работы |
НОД: занятия открытия нового знания, тренировочные и итоговые занятия.. Работа в индивидуальных тетрадях и карточках. Рассматривание и использование наглядного пособия (плакаты, фигуры цифр, магнитные геометрические фигуры и т.п.) по своему усмотрению. Дидактические игры. Сюжетно – ролевые игры. Настольно – печатные игры. Словесные игры. Подвижные игры. Чтение художественной литературы. Беседа. Диалог. Чтение и рассказывание художественной литературы. |
Планируемые результаты освоения ООП ДО: Таким образом, программа математического развития позволяет сформировать у детей умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи; видеть определенные закономерности или их нарушения, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач; выслушивать и оценивать ответы сверстников, осуществлять самоконтроль и самооценку, что будет в дальнейшем способствовать успешному обучению ребенка в школе.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы
Примерная Основная Общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова. Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В.B. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н.C. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
Примерный перечень программ, технологий и пособий |
1. Технические средства обучения: - Проектор. - Экран. - Ноутбук. - Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, В.Моцарта идр. - СД диски с записью сказок, рассказов, познавательных историй. 2.Учебно-наглядные пособия (плакаты, муляжи, инструменты, дидактические игры): -Наглядно - дидактические пособия:
- Муляжи овощей и фруктов. - Пособия по математике (цифры, геометрические фигуры, числовые карточки и др).
3. Литература: - Для педагогов (методическая, познавательная):
- Для детей (учебная, журналы, художественная, познавательная): 1. Дидактические материалы::рабочие тетради и индивидуальные карточки к программе математического развития «Игралочка», часть 4 (1) и часть 4 (20; 2. Книги: сказки русские народные, сказки других народов мира; произведения по программе; 3. Журналы детские: «Колокольчик», «Маша и медведь», «Коллекция идей» и др.; 4. Детские энциклопедии и др.; 5. Книжная серия «Я познаю мир»; 6. познавательная литература: В.В. Бианки «чей нос лучше?», «Лесные домики»; М.М.Пришвин «Берестяная трубочка» (рассказы); Н И. Сладков «Лесные сказки»; Г.Снегирев «Про птиц и зверей» (рассказы); Е.И. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» и др. - Нормативно – правовая: 1. Закон РФ « Об образовании в РФ»; 2. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций»; 4. Конвенция о правах ребенка. - Специальная: 1.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее Обучение .организационно-педагогические аспекты. М.,2021. 2. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. 3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2004. 4. Интегрированное обучение и воспитание детей с церебральным параличом в условиях ДОУ./авт.: И.А. Юдина, Е.С. Черных и др. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2013.. 5. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос,2004. 6.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. |
3.2.Режим дня подготовительной группы «Солнышко» на 2023 – 2024 учебный год.
Холодный период года.
Вид деятельности | Время |
Прием и осмотр детей, игры, общественно полезный труд. | 7.30 – 8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20 – 8.30 |
Подготовка в завтраку, гигиенические процедуры, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд. | 8.50 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность (общая длительность занятий, включая перерывы). | 9.00 – 10.50 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.50 – 11.00 |
Оздоровительно – игровая программа, самостоятельная деятельность детей, игры | 11.00 – 12.10 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед | 12.10 – 12.40 |
Подготовка к дневному сну, чтение художественной литературы, упражнения на релаксацию . | 12.40 – 13.00. |
Дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Проведение взбадривающей гимнастики с элементами закаливания, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.30 |
Непосредственно образовательная деятельность | 15.30 – 16.00 |
Развлечение, самостоятельная деятельность детей, игры, чтение художественной литературы | 16.00 – 17.00 |
Подготовка к ужину, гигиенические процедуры, ужин | 17.00 – 17.30 |
Организация свободной игровой деятельности, общественно полезный труд, Индивидуальная работа с детьми | 17.30– 19.00 |
Уход домой, индивидуальные беседы с родителями | 19.00 – 19.30 |
Режим дня подготовительной группы «Солнышко» на 2023 – 2024 учебный год
Теплый период года.
Виды деятельности | Время |
Прием и осмотр детей, игры, общественно полезный труд *температура воздуха позволяет – на улице. | 7.30 - 8.20 |
Утренняя гимнастика на участке | 8.20 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд. | 8.50 – 9.00
|
Непосредственно образовательная деятельность (общая длительность включая перерывы) | 9.00 – 10.50 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.50 – 11.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка с детьми (наблюдение, игры, труд), возвращение с прогулки | 11.00 – 12.20 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед | 12.20 – 12.40 |
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, упражнения на релаксацию | 12.40 – 13.00 |
Дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Проведение взбадривающей гимнастики с элементами закаливания, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.30 |
Непосредственно образовательная деятельность | 15.30 – 16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми | 16.00 - 17.00 |
Подготовка к ужину, гигиенические процедуры, ужин | 17.00. – 17.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры, труд), | 17.20 – 19.00 |
Уход домой, индивидуальные беседы с родителями. | 19.00.– 19.30 |
Организация непрерывной образовательной деятельности
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной школе группе: подгрупповые, фронтальные.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в подготовительной к школе группе (дети седьмого года жизни) – не более 10 часов.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе не превышает 1 ч.30 мин. соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит в форме занятий: групповые, по подгруппам и индивидуальные
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
3.3. Организация и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
№ | Мероприятие | Период |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ | ||
1. | «День знаний» | сентябрь |
2. | «Золотая осень» | октябрь |
3. | «День матери» | Ноябрь |
4. | «Зимние фантазии» | Декабрь |
5. | «День Защитника Отечества» | Февраль |
6. | «Весеннее настроение» | Март |
7. | «День космонавтики» | Апрель |
8. | «День Победы» | Май |
ТРАДИЦИИ | ||
1 | День города | 10 сентября |
2 | Игры Боотура | январь |
3 | Неделя якутских национальных игр. | Февраль |
4 | День образования Республики Саха | 27 апреля |
5 | День национальной встречи лета «Ысыах» | 21 июня |
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ | ||
1. | Праздник «День города» | Сентябрь |
2. | Итоговое развлечение по теме «Осень» | Октябрь |
3. | Конкурс «Юный чтец»» | Первая декада ноябрь |
4. | Система работы и подготовки проведения новогодних утренников. Новогодние утренники. | Декабрь |
5. | Новогодние каникулы. Тематическая неделя «Зимние забавы» | Январь |
6. | «День Защитника Отечества»: - тематическая выставка - спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики» | Февраль |
7. | Утренние, посвященный 8 Марта. | Март |
8. | «День космонавтики» - тематические занятия; - выставка детского творчества | Апрель |
9. | «День Победы» | Май |
10. | Праздник, посвящённый Дню защиты детей» | Июнь |
11. | Якутский национальный праздник «Ысыаах» | Июнь |
3.4. Взаимодействие с родителями и социальным партнером (школой).
План работы с родителями в подготовительной к школе группе «Солнышко» на 2023 – 2024гг.
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе с социальными партнерами (школой) на 2023 -2024 учебный год.
Цели: 1. Подготовка детей к школе.
- Соблюдение преемственности на уровне детский сад – школа.
- Совершенствование единого образовательного пространства.
Задачи: 1. Совершенствовать работу по развитию у детей интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;
- фонематического слуха.
2. Совершенствовать приемы и методы формирования у детей самостоятельности и ответственности за выполнение заданий и приучений взрослых.
3. Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности детей.
4. Психологическая подготовка детей к школе.
Основные направления совместной работы.
№ | Направления работы. | Сроки выполнения. | Ответственные. |
1. | По подготовке детей к школе. | Январь – февраль | Зам.директора по УВЧ, учителя, воспитатели. |
2. | Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания первоклассников. | Февраль | Учителя, воспитатели. |
3. | Знакомство учителей с программой обучения и воспитания дошкольников. | Февраль | Учителя, воспитатели. |
4. | Обмениваться опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности между детским садом и школой. | 2 раза в год | Учителя, воспитатели. |
5. | Проводить беседы с родителями о задачах по подготовки детей к школе. | 2 раза в год | Учителя, воспитатели. |
6. | Проводить подготовительные занятия и развивающие уроки для будущих первоклассников. | Октябрь – май | Логопед, учителя. |
7. | Проводить тестирование детей с целью выявления уровня их развития и школьной готовности. | Март – апрель | Воспитатели, психолог |
8. | Проводить консультации для родителей. | Апрель - май | Учителя, психолог, логопед, воспитатели. |
9. | Взаимопосещение занятий и уроков в детском саду и в школе. | Октябрь - май | Учителя, воспитатели. |
Планирование подготовки детей к школе.
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Экскурсии в школу: - знакомство со школой, - посещение концерта. | Второе полугодие | Учитель, воспитатели |
2. | Консультация для детей, занятия, тестирование | В течение года | Учитель, воспитатели |
3. | Выставка рисунков детей подготовительной к школе группе «Я рисую школу», «Я – первоклассник» | Апрель – май | Воспитатели. |
4. | Праздник «До свидания, детский сад!» | Май | Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф |
Сотрудничество с семьей.
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Родительские собрания со следующей тематикой: - «Готовимся к школе вместе» - «До свидания детский сад!». | Январь, май | Воспитатели |
2. | Наглядная информация для родителей: - «Как воспитывать у ребенка самостоятельность?» - «Как преодолеть страх перед школой?» - «Что читать детям?» | Февраль - май | Воспитатели |
3. | Выставка детских работ: - «Я рисую школу» - «Я – первоклассник». | Апрель - май | Воспитатели |
4. | День открытых дверей для учителей и родителей «Здравствуй школа!» | Март | Администрация, воспитатели |
5. | Консультации для родителей: - «Как развивать познавательный процесс у первоклассника?» - «Речевое развитие детей 6 – 7 лет» | Апрель - май | Учитель, психолог, логопед, воспитатели |
6. | Индивидуальные консультации по запросу родителей | В течение года | Учитель, психолог, логопед, воспитатели |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развитие ребенка зависит не только от того, как и кто его воспитывает, а (в огромной степени) в каком окружении он растет – монотонном, однообразном или насыщенном, неординарном, изменяющемся. Таким образом, окружающая среда либо активно способствует, либо не способствует развитию способностей ребенка.
При организации развивающей среды в ДОО соблюдаются следующие принципы:
- активность, самостоятельность и творчество в создании развивающей среды;
- стабильность и динамичность (тематичность развивающей среды, ее сезонность.)
- смена оформления зависит от содержания образовательной работы;
- многофункциональность, многовариативность.
При организации развивающей среды учитываются основные виды детской деятельности:
- для развития движения детей;
- для предметно-трудовой деятельности;
- для игровой деятельности;
- для развития творческой самостоятельности;
- для интеллектуального развития и познавательной деятельности.
Педагоги ДОО организовывают развивающую среду ДОУ с учетом следующих требований:
- гигиеничность
- эстетичность
- доступность
- многообразие игрового материала
- вариативность по сложности
- обеспечение комфортности
Модель создания предметной развивающей среды в подготовительной к школе группе.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.
Критерии | Характеристика |
Насыщенность | предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. |
Трансформируемость | предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей |
Полифункциональность | возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). |
Вариативность | наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. |
Доступность | доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. |
Безопасность | предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
1. Центр «Добро пожаловать!» 1. Информационный стенд для родителей; 2. Стенд «Наши достижения». 3. Советы специалистов (консультации); 4. Советы воспитателей (консультации); 5. Полочка для лепки «Юные таланты» детям; 6. Стенда для детей «Наши рисунки»; 7. Полочка для обуви; 8. Индивидуальные шкафчики для раздевания; 9. Папки передвижки для консультации родителям; 10. Информационная папка передвижка для родителей; 11. Вешалка для родителей; 12. Корзина для выноса на участок (игрушки, атрибуты для наблюдений и др.); 13. Скамейки для раздевания, одевания. |
2. Центр «Быстрые, смелые и ловкие» 1. Мячи разного назначения, размера, из разного материала; 2. Бубен маленький; 3. Скакалки, обручи; 4. Кегли (большие и маленькие); 5. Кубики, флажки, ленточки; 6. Кольцебросы « Зайчата», «Слоник с мячом» для бросания колец; 7. Дидактический материал по теме «Спорт. Спортивные профессии»; 8. Мешочки с песком; 9. Коврики массажные (разные), массажные пластмассовые дорожки; 10. Дидактические игры (разные); 11. Разнообразные мелки волчки. |
3. Центр «Уголок природы» 1. Комнатные растения – в Зимнем саду. 2. Гербарий, природный материал; 3. Календарь природы; 4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями; 5. Аквариум с разными рыбками. 6. Дидактические игры по экологии; 7. Разные виды детских энциклопедий; 8. Наборы картин: «В мире растений», «Живая природа» и др. 9. Демонстрационные материалы о животных, птицах, растениях, о природе в Якутии; |
4. Центр «Мы - исследователи» 1. Демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло; 2. Демонстрационный материал «Виды тканей», «Перья птиц», «Шкуры зверей»; 3. Колбочки, пробирки, мерные стаканчики, лупы, разноцветные стёкла; 4. Часы механические, песочные; 5. Спиртометр и термометр для воды; 6. Микроскоп детский; 7. Резервуары с крупами; 8. Таз для песка, земли, воды; 9. Коробка с ракушками, еловыми шишками; 10. Детские энциклопедии «Все обо всем», «Почемучки» и др; 11. Демонстрационный материал об ископаемых в Якутии; |
5. Центр « Маленькие помощники». 1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие; 3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые. |
6. Центр «Юные художники» 1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования; 2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки, трафареты; 3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, клей карандаш, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, ножницы; 4. Образцы по аппликации и рисованию; 5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины; 6. Демонстрационный материал: «Гжель», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись» и др.; 7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг, трафарет; 8. Книжки для раскраски, детский книжки для рисования, лепки и др.; 10. Доска для рисования мелом. |
7.Центр ПДД «Уроки светофора»
|
8. Центр «Книжный уголок» 1. Тематическая подборка детской художественной литературы; 2. Портреты писателей и поэтов; 3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»; 4. Детские энциклопедии. 5. Полка для книг. |
9. Центр «Учись считать» 1. Занимательный и познавательный материал по математике. (логико-математические и дидактические игры). 2. Наборы геометрических фигур (плоские, объемные, магнитные); 3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски; 4. Пеналы «Учись считать», Волшебные часы; 5. Комплект цифр, знаки, геометрических фигур, счетные палочки; 6. Дидактические игры «Собери части фигур», «Лото», «Домино», «Пирамидки», «Считай и собери нас», «Веселая Арифметика», вкладыши Монтессори, «Собери узоры из геометрических фигур» и др.; 7. Игрушки со шнуровками и застёжками; 8. Мозаика и пазлы разные (мягкие, пластмассовые и др.); 9. Настольные игры: шашки. |
10.Центр «Музыканты» 1. Дидактический материал «Музыкальные инструменты» и др.; 2. Диски разучивания детских песен разных авторов; 3. Музыкальный центр ( музыкальный зал). 4. Бубен, металлофон, маракасы, барабан и др.; 5. Дидактический материал 8. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки и др.. |
11. Центр «В гостях у сказки» 1. Ширма маленькая, большая для настольного и кукольного театра; 2. Кукольный театр; 3. Настольный театр; 4. Кулачковый театр; 5. Шапочки; 6. Маски; 7. Пальчиковый театр; 8. Костюмы, атрибуты для театра. |
12. Центр «Уединения» 1. Кресло мягкий 2. Палаточный домик. |
13. Центр «Мы играем!» 1. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»: 1. Накидки пелерины для кукол и детей; 2. Набор парикмахера; 3. Журналы причёсок; 4. Набор косметики, косметики и др.; 5. Набор заколок, сумочек и др.; 7. ФенЫ разных размеров 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: 1. Касса, весы, калькулятор, счёты; 2. Кондитерские изделия; 3. Хлебобулочные изделия; 4. Изделия бытовой химии; 5. Корзины, кошельки; 6. Предметы-заместители; 7. Овощи, фрукты. 3. Сюжетно-ролевая игра «Айболитэ»: 1. Медицинские халаты и шапочки; 2. Ширма; 3. Кушетка; 4. Набор доктора; 5. Аптечка; 6. Ростомер; 7. Кукла «Доктор»; 8. Разные витамины, вата, бинты таблетки, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. 9. Рецепты и касса. 4. Сюжетно-ролевая игра «Наш дом»: 1. Комплект кукольной мебели; 2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая; 3. Куклы, одежда для кукол; 4. Коляски; 5. Комплект пастельных принадлежностей для кукол; 6. Гладильная доска, утюги: 7. Мягкий диван и кресло. 5. Сюжетно-ролевая игра «Автодорога»: 1. Рули; 2. Инструменты; 3. Разнообразные машины; 4. Фуражка регулировщика; 5. Жезл, свисток; 6. Светофор. 6. Сюжетно-ролевая игра «Почта»: 1. Посылки; 2. Почтовый ящик; 3. Газеты, журналы, письма, открытки; 4. Конверты, бланки; 5. Телефон; 6. Сумка и фуражка почтальона. 7. Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»: 1. Рекламные проспекты; 2. Телефон; 3. Компьютер; 4. Игрушки «Сотовый телефон». 8. Сюжетно-ролевая игра «Инженеры»: 1. Строительный материал: крупный и мелкий; 2. Строительные инструменты, каски; 3. Конструктор деревянный мелкий и крупный 4. Пластмассовый напольный, настольный конструктор; 5. Конструирование из бумаги «Оригами»; 6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев; 7. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые; 8. Конструктор магнитный; 9. Картотека для постройки зданий, сооружений и др.; 10. Дидактические настольные игры и др.. 9. Сюжетно-ролевая игра «Ферма». 1. Игрушки «Домашние животные, птицы»; 2. Макет деревянного домика с сезонными изменениями; 3. Предметы заместители и др.; 4. Орудия труда для работы. 10. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» 1. Игрушки животных, птиц , насекомых разных стран; 2. Предметы заместители для игры; 3. Карта зоопарка, картотека, живущих в зоопарке; 4. Специальная одежда; 5. Халат для доктора «Айболита»; 6. Орудия труда для работы; 7. Аптечка; 8. Билеты, касса и др.. 11. Сюжетно-ролевая игра «Моряки» 1. Пароход; 2. Штурвал; 3. Фуражки, косынки; 4. Рупор, бинокль; 5. Билет, касса; 6. Карта путеводитель; 7. Картотека разных стран; 8. Чемоданы, сумочки и др.. 12. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники» 1. Билет, касса; 2. Карта путеводитель; 3. Картотека разных стран; 4. Фуражки, пилотки; 5. Предметы заместители, подносы и др.; 6. Чемоданы, сумки и т.д.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...