Рабочая программа группы "Солнышко" 2024-2025г.
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2024-2025 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад №21 «Кэнчээри»
Городского округа «город Якутск»
Рассмотрено и принято на педагогическом совете № ____ «____» _____________ 20___г. Протокол педсовета № ____ от «____» _________ 20____г. | Утверждаю: Заведующая МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» _______________ Ж.Н. Саввинова Приказ №____ от «_____» ___________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
младшей группы 2 «Солнышко»
общеразвивающей направленности
на 2024-2025 учебный год
Воспитатели: Варламова К.Н, Сысоева С.Г.
Якутск – 2025
Содержание рабочей программы
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка | |
1.2 Особенности развития детей 3-4 года жизни. | |
1.3 Планируемые результаты. 2. Содержательный раздел. | |
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными по пяти образовательным областям. | |
2.2. Развитие игровой деятельности | |
2.3. Методы и средства реализации программы. 2.4. Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений (40%) 3. Организационный раздел. | |
| 3.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. |
3.2. Режим дня в холодный и тёплый периоды 3.3. Организация НОД. | |
3.4. Организация и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий. 3.5 План работы с родителями. | |
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2024-2025 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.
Цель Рабочей программы: - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «физическое развитие», «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Краткая информация о группе: количество детей в группе 40 , из них 17 девочек, 23 мальчиков.
Анализ состояния здоровья детей:
- группы здоровья: I –0(0%) ,II – 32 (82%) , III – 7(18%) , IV – 0(0%)
Социальная характеристика семей: количество семей - 40
Социальное положение родителей (законных представителей):
- многодетные семьи - 10
- полных семей - 27
- неполных - 3
- опекуны – 0
Образовательный уровень родителей (законных представителей):
Количество семей, имеющих высшее образование –
Количество семей, имеющих с незаконченным высшим образованием –
Количество семей, имеющих со средним специальным образованием -
Количество семей, имеющих с общим средним образованием –
Социальное статус родителей (законных представителей):
- по уходу –
- безработные – 0(0%)
1.2. Особенности развития детей
3-4 года жизни
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.3. Планируемые результаты.
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными по пяти образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основные цели и задачи | Содержание психолого- педагогической работы | |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. | Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). |
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. | Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. | Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.). Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. |
Формирование основ безопасности | Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. | Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи | Содержание психолого-педагогической работы | |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. | Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила. |
Приобщение к социокультурным ценностям | Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. | Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. |
Формирование элементарных математических представлений | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. |
Ознакомление с миром природы | Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. | Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Сезонные наблюдения Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. |
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные цели и задачи | Содержание психолого- педагогической работы | |
Развитие речи | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. | Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. |
Художественная литература | Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. | Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для второй младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. |
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи | Содержание психолого-педагогической работы | |
Приобщение к искусству | Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства. | Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д. |
Изобразительная деятельность | Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. | Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. |
Конструктивно-модельная деятельность | Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. | Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. |
Музыкально-худ. деятельность | Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. |
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные цели и задачи | Содержание психиолого-пед. работы | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. | Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. |
Физическая культура. | Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. |
Сетка непрерывной образовательной деятельности (НОД) младшей группы « Солнышко» на 2024-2025 учебный год.
Продолжительность НОД - не более 15 минут.
Дневная нагрузка – 2 НОД, первая половина дня – 30 минут.
Недельная нагрузка – 10 НОД – 2 часа 30 минут.
Воспитатели: Варламова КН. Сысоева С.Г.
День недели | Время | Образовательная область | Продолжительность НОД |
Понедельник | 9.20-9.35 10.00-10.15 | 1. Ознакомление с окружающим миром (Познавательное развитие) 2. Физическая культура (Физическое развитие) | 15 мин. 15 мин. |
Вторник | 9.20-9.35 9.40-9.55 | 1. Формирование элементарных математических представлений (Познавательное развитие) 2. Музыка (Художественно-эстетическое развитие) | 15 мин. 15 мин. |
Среда | 9.20-9.35 10.00 -10.15 | 1. Развитие речи (Речевое развитие) 2. Физическая культура (Физическое развитие) | 15 мин. 15 мин. |
Четверг | 9.20-9.35 9.30 -9.45 | 1. Лепка/аппликация (Художественно-эстетическое развитие) 2. Музыка (Художественно-эстетическое развитие) | 15 мин 15 мин |
Пятница | 9.10-9.25 09.35-9.50 | 1. Рисование (Художественно-эстетическое развитие) 2. Физическая культура на воздухе (Физическое развитие) | 15 мин. 15 мин. |
2.2. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные цели и задачи
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.
2.3. Методы и средства реализации программы
Методы | Средства |
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой | устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др. |
Наглядные методы: | наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия |
Метод иллюстрирования | предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др. |
Метод демонстрации | связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы практического обучения | Скороговорки, стихотворения. Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. |
Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) | |
Приучение. | |
Технические и творческие действия | |
Методы проблемного обучения | Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др. |
Элемент проблемности | |
Познавательное проблемное изложение | |
Диалогическое проблемное изложение | |
Эвристический или поисковый метод |
2.4. Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений (40%)
Пояснительная записка
Программа учебно-методического курса «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3 – 4 лет, является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Ориентирована на всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
Программа и проведение занятий с детьми соответствует новым требованиям к организации занятий по дидактической системе деятельного метода «Школа 2000…» (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Цели и задачи реализации парциальной образовательной ООП ДО
Цель: сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов и явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- аналогия.
3. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий в младшей группе составляет 15 мин.
Перспективное планирование по курсу «Игралочка» для детей 3 – 4 лет.
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1 - 4 | Цвет | 4 |
5 – 7 | Оттенки цветов | 3 |
8 - 9 | Большой и маленький | 2 |
10 | Цвет и форма | 1 |
11 | Один - много | 1 |
12 - 15 | Столько же, больше, меньше | 4 |
16 | Счет до двух. Число 2. | 1 |
17 | Числа и цифры 1 и 2 | 1 |
18 | Длиннее, короче. | 1 |
19 | Круг | 1 |
20 | Шар | 1 |
21 | Счет до трех | 1 |
22 | Треугольник | 1 |
23 | Число и цифра 3 | 1 |
24 | На, над, под. | 1 |
25 | Выше, ниже. | 1 |
26 | Слева, справа. | 1 |
27 - 32 | Повторение | 6 |
Л. В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». Вторая младшая группа
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.
Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
...
Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Образовательная область
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Якутии, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории родного края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родной республики.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, танцевальных элементов.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через национальные игры( перетягивание палки, куобах, хапса5ай)
- Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1 Примерная Основная Общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова. Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В.B. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н.C. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
2. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013
3. Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой . примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Младшая группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016
4. Е.А.Алябьева Тематические дни и недели в детском саду. М.: Творческий Центр, 2008
5. Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика–Синтез, 2011
6. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика–Синтез, 2009"
7. И.А.Помораева, В.А.Позина, ФЭМП Младшая группа. М.: Мозаика–Синтез 2016
8. О.А.Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа М.: Мозаика–Синтез 2016
9.О.А.Соломенникова, Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.М.: Мозаика–Синтез, 2010
10. Т.В.Смирнова. Ребенок познает мир. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011
11.О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Мдадшая группа. М.: Мозаика–Синтез 2016
12. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет М.: Мозаика-Синтез, 2009
13. В.В. Гербова, Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика–Синтез, 2012
14. Гербова В.В. Н.П.Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 3-4 лет.- М.: Мозаика–Синтез, 2010
15.Кобзеева Т.Г., Холодова И.А.Организация деятельности детей на прогулке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). Волгоград: Учитель 2012
16.Теплюк С. Н Игры-занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика–Синтез 2014
17. Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика–Синтез 2009
18.Т.С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада М.: Мозаика–Синтез 2011
19. Т.С.Комарова Детское художественное творчество.
М.: Мозаика– Синтез 2009
20.Д.Г.Ефимова,В.К.Аржакова Ознакомление дошкольников с Якутией.Я.: Министерство образования РС(Я), 1998
21. Н.В.Коломеец. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011
3.2.Режим дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Холодный период года.
Вид деятельности | Время |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика. | 7.30 – 8.20 |
Подготовка в завтраку, гигиенические процедуры, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность, игры.. | 8.50 – 9.15 |
Непосредственно образовательная деятельность (общая длительность занятий, включая перерывы). | 9.15 – 10.15 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.15 – 10.25 |
Оздоровительно – игровая программа, самостоятельная деятельность детей, игры | 10.25 – 12.10 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед | 12.10 – 12.50 |
Подготовка к дневному сну, дневной сон | 12.50 – 15.00. |
Проведение взбадривающей гимнастики с элементами закаливания, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.50 |
Развлечение, самостоятельная деятельность, игры | 15.50 – 16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20 – 17.35 |
Подготовка к ужину, гигиенические процедуры, ужин | 17.35 – 18.00 |
Организация свободной игровой деятельности, общественно полезный труд, Индивидуальная работа с детьми | 18.00– 19.00 |
Уход домой, индивидуальные беседы с родителями | 19.00 – 19.30 |
Теплый период года.
Виды деятельности | Время |
Прием и осмотр детей, игры, общественно полезный труд температура воздуха позволяет – на улице. | 7.30 - 8.20 |
Утренняя гимнастика на участке | 8.20 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд. | 8.50 – 9.00
|
Непосредственно образовательная деятельность (общая длительность включая перерывы) | 9.15 – 10.15 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.15 – 10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка с детьми (наблюдение, игры, труд), возвращение с прогулки | 10.30 – 12.00 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед | 12.00 – 12.40 |
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, упражнения на релаксацию | 12.40 – 13.00 |
Дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Проведение взбадривающей гимнастики с элементами закаливания, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.40 |
Чтение художественной литературы | 15.40 – 15.55 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми | 15.55 - 17.00 |
Подготовка к ужину, гигиенические процедуры, ужин | 17.00. – 17.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры, труд), | 17.20 – 19.00 |
Уход домой, индивидуальные беседы с родителями. | 19.00.– 19.30 |
3.3 Организация непрерывной образовательной деятельности
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности в средней группе: подгрупповые, фронтальные.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: во второй младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2.30 часа.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей группе не превышает 30 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня | ||||
Социально – коммуникативное развитие |
|
| ||||
Познавательное развитие |
|
| ||||
Речевое развитие |
|
| ||||
Художественно-эстетическое развитие |
|
| ||||
Физическое развитие |
|
| ||||
3.4. Организация и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Настольный театр «Репка» | Игры-забавы «Ладушки, ладошки» | Кукольный театр «Колобок»
| Физкультурный досуг «Веселые воробушки.» |
Октябрь | Кукольный театр «Маша и медведь» | Театрализованная игра «Курица и цыплята» | Тематический праздник «Осенняя сказка» | Физкультурный досуг «Узнай о себе» |
Ноябрь | Литературный досуг «В гости бабушка пришла». | Театральное развлечение: инсценировка по сказке «Колобок» | Театр на магнитной доске «Курочка Ряба.» | Физкультурный досуг «Большой шнур». |
Декабрь | Игра-разминка «Постройка дома». | Досуг «В гости к лисичке». | Музыкальный праздник «Веселый Новый год». | Театрализованная игра «Елочки в лесу».
|
Январь |
| Игры-забавы «Волшебный снежок».
| Драматизация сказки «Колобок» | |
Февраль | Игра-ситуация «Варя-повариха». | Концерт для кукол «Мы любим петь и танцевать». | Театральное развлечение «Играем в солдатиков». | Физкультурный досуг «Что можем, покажем». |
Март | Утренник «Мамин день» | Инсценировка «Кошкин дом» | Театр на магнитной доске «Рукавичка». | Физкультурный досуг «Мячик круглый есть у нас». |
Апрель | Театр на магнитной доске «Теремок». | Развлечение «В весеннем лесу». | Драматизация сказки «Теремок» | Физкультурный досуг «Цветы для Петрушки». |
Май | Досуг «Русская матрешка». | Игры-забавы «Музыкальные загадки». | Кукольный театр «Заюшкина избушка». | Физкультурный досуг «Мы растем сильными и смелыми». |
3.5 План работы с родителями
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | 1. Оформление информационных стендов в прихожей группы. 2Консультация « Первый раз в детский сад». | 1.Анкетирование «Давайте познакомимся» 2Консультация «Все о детском питании». | 1.Родительское собрание №1 « Такие взрослые трехлетки».
| 1.Памятка для родителей по оздоровлению детей в осенний период 2Консультация «Расти здоровым, малыш!». |
Октябрь | 1. Консультация « «Права и обязанности родителей». | 1. Памятка «Сто тысяч «ПОЧЕМУ? | 1Тематический праздник «Осенняя сказка». | 1. Консультация «Как интересно провести досуг в кругу семьи» |
Ноябрь | 1.Консультация «Как правильно наказывать ребенка» | 1. Консультация «Этикет для малышей».
| 1.Консультация « Неполная семья. Особенности воспитания» | 1. Консультация «Профилактика гриппа – оздоровление детей в детском саду и дома» 3. Памятка «Как уберечься от простуды» |
Декабрь | 1.Консультация «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» | 1. Заседание родительского комитета группы. | 1. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка». 2Утренник «Веселый Новый год». | 1. Консультация «Зачем и как учить стихи»
|
Январь |
| 1. Беседа «О профилактике гриппа среди населения»
| 1Консультация «Витаминная азбука родителей». 2.Родительское собрание №2 «Роль игры в жизни дошкольника». | |
Февраль | 1Консультация «Как приучать детей к труду» | 1.Анкетирование «Какой вы отец?» | 1.Консультация «Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка)
| 1 Анкетирование «Качество питания в детском саду». |
Март | 1. Утренник «Мамин день». | 1. Консультация «Заботимся о здоровье детей весной» | 1.Консультация «Взаимодействие детей и животных». | 1. Рекомендации родителям «В какие игры и как играть с детьми» |
Апрель | 1. Стенгазета «Детский юмор» | 1. Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей». | 1. Консультация «Отравление ядовитыми растениями» | 1. Консультация «Воспитание умственной активности» |
Май | 1. Консультация «Учите детей заботиться о своей безопасности» | 1. Родительское собрание №3 4«Чему мы научились» 2. Фотовыставка «Наша дружная семья – детский сад» | 1. Анкетирование «По результатам года» | 1. Консультация «Оздоровление детей в летнее время»
|
3.6 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развитие ребенка зависит не только от того, как и кто его воспитывает, а (в огромной степени) в каком окружении он растет – монотонном, однообразном или насыщенном, неординарном, изменяющемся. Таким образом, окружающая среда либо активно способствует, либо не способствует развитию способностей ребенка.
При организации развивающей среды в ДОО соблюдаются следующие принципы:
- активность, самостоятельность и творчество в создании развивающей среды;
- стабильность и динамичность (тематичность развивающей среды, ее сезонность.)
- смена оформления зависит от содержания образовательной работы;
- многофункциональность, многовариативность.
При организации развивающей среды учитываются основные виды детской деятельности:
- для развития движения детей;
- для предметно-трудовой деятельности;
- для игровой деятельности;
- для развития творческой самостоятельности;
- для интеллектуального развития и познавательной деятельности.
Педагоги ДОО организовывают развивающую среду ДОУ с учетом следующих требований:
- гигиеничность
- эстетичность
- доступность
- многообразие игрового материала
- вариативность по сложности
- обеспечение комфортности
Предметно-пространственная развивающая среда в группе.
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе решает следующие задачи:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3.Создание условий для реализации усвоенных в непосредственно образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Социально-коммуникативное развитие
Настольные игры: машинки, пазлы, мозаика, шнуровки, набор конструкторов «Ферма», «Пожарные», «Полицейские».
Дидактические игры: «Домашние животные», «Дикие животные», «Веселый счет», «Классификации».
Наборы для сюжетно-ролевых игр: «Неболейка» (мед. Халат, аптечка, набор медицинский), «Семья» (кровать для кукол, стол, стул, шкаф для посуды, набор посуды, куклы, мойка); «Магазин» (касса, овощи, фрукты, продукты питания, корзинки, овощная лавка); «Салон красоты» (игровой стол парикмахера, стул, плафоны туалетной воды, кремов, шампуней); «Автопарк» (машины разных размеров, дорожные знаки, мотоцикл, трактор); «Самоделкин» (деревянные, пластмассовые кубики, конструкторы «Лего»);
Физическое развитие:
Наличие физкультурного оборудования: мячи, кегли, массажные коврики, бубен.
Наличие средств личной гигиены: индивидуальные расчески и полотенца.
Художественно-эстетическое развитие. «Художник» : акварели, кисти, цветные, простые карандаши, раскраски, емкости для воды, пластилин, клей, ножницы, цветная бумага, стеки, салфетки, доски и т.д.).
«Музыкальный мир»: бубен, магнитафон, барабан, погремушки, дудочки, колокольчики, маракасы, диски, аудиокассеты.
Речевое развитие. «Наши любимые книжки»: детская литература, иллюстрации к сказкам, портреты писателей.
«Кукольный и настольный театры»: шапочки для ролевых игр, ширма, плоскостные, самодельные герои сказок, кукольные герои.
Центр по ознакомлению с якутской национальной культурой: флаг и герб РС (Я), якутская посуда, книги, «Моя Якутия», «Якутские сказки», набор якутских настольных игр.
Центр русского народного декоративно-прикладного творчества: русские матрешки, кукла в национальной одежде, посуда (гжель, хохлома), флаг и герб РФ.
Познавательное развитие. «Уголок природы»: Календарь природы, речные камушки, ракушки, виды круп, сахар, соль, гербарий из листьев и цветов, семечки, книги о природе, животных, лупы.
Раздаточный материал: цветные, простые карандаши, стаканчики для карандашей, наборы геометрических фигур.
Наглядно-дидактический материал: демонстрационные картинки по изодеятельности, демонстрационные материалы по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...