«Путешествие в музей Ивана Константиновича Айвазовского»
план-конспект занятия

Булах Оксана Викторовна

Цель: Формировать знания детей о художниках-маринистах, их творчестве. Расширять представления о труде художника, об изобразительных средствах. Познакомить детей со способами изображения моря средствами пластилинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тему: «Путешествие в музей Ивана Константиновича Айвазовского»

Цель: Формировать знания детей о художниках-маринистах, их творчестве. Расширять представления о труде художника, об изобразительных средствах. Познакомить детей со способами изображения моря средствами пластилинографии.

Задачи:

- познакомить детей с творчеством И. К. Айвазовского, дать представления о виде пейзажа «Марина» (морской пейзаж);

- формировать умение использовать нужную цветовую гамму в зависимости от части суток.

- продолжать обучать приемам получения дополнительных цветов с помощью пластилинографии;

- побудить детей к созданию морского пейзажа с помощью пластилинографии

- развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы.

- воспитывать у детей эстетическое восприятие морского пейзажа; воспитывать любовь к родному краю;

воспитывать у детей аккуратность во время выполнения работы.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Каким бывает море»; рассматривание картин с морскими пейзажами; чтение стихотворений о море.

Материал и оборудование: портрет и репродукции И. К. Айвазовского с видами моря в разное время суток и с разными состояниями моря, например: «Девятый вал», «Рыбаки на берегу моря», «Среди волн», «Волна»; аудиозапись «Звуки моря»; пластилин; картон; стеки; слайды с морскими пейзажами, изготовленные с помощью пластилина.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня очень интересное и необычное занятие.

- Я подготовила для вас сюрприз (показывает закрытую коробочку)

- Хотите узнать, что спрятано у меня в коробочке? Тогда отгадайте загадку:

Я привёз на память с юга

Лучший сувенир для друга:

Не открытку, не игрушку,

А красивую … (ракушку).

- Правильно это ракушка, а ракушка у нас не обычная, волшебная. Закройте и глазки и мы с вами оправимся в путешествие.

2. Основная часть.

- Ребята, мы с вами оказались в картинной галерее, где размещены полотна знаменитого художника.

На фоне спокойной музыки воспитатель читает стихотворение:

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки

Море может быть то зеленым

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня свинцово - синим,

Просто светлым и просто синим

Чуть колышещем легким бризом.

(показ картин слайд)

- Ребята, рассмотрите внимательно картины, что на них изображено. (Пейзаж).  Как бы вы назвали этот пейзаж?  (Морской)

- Правильно. Но еще их называют по - другому. Картина, изображающая море, называется - марина, а художник, пишущий морскую стихию - маринистом. Самым известным художником - маринистом был Иван Константинович Айвазовский.

(портрет И.К. Айвазовского, слайд)

- И. К. Айвазовский родился в городе Феодосия, который находится на берегу Черного моря. Из окна его дома было видно море, и он мог часами наблюдать за ним, или вставал очень рано утром и уходил на берег моря, и смотрел, как оно меняется. Оно было то спокойное, то взволнованное и всегда разного цвета. Потом он приходил домой и по памяти рисовал.

- Мы с вами вспомнили о жизни И.К. Айвазовского, а сейчас давайте поговорим о самых известных работах художника.

- Перед вами полотно И.К. Айвазовского «Рыбаки на берегу моря» - так называется эта картина. (показ слайда)

-Рассмотрите эту картину и скажите, о чем хотел рассказать художник, написав эту ее?

- На переднем плане, на берегу - двое мужчин. Неспокойное море заставило рыбаков вместе с лодками остаться на суше, их взгляды провожают уходящее в плавание парусное судно. Любуясь волнением моря и грозовыми облаками на горизонте, они рассуждают о приближающемся шторме, о том, что команде придется держать удар стихии. И чем закончится та схватка, неизвестно: спасением или кораблекрушением.

 -  А эту картину художник назвал «Девятый вал». Вал – самая огромная волна, которая может быть во время сильнейшего шторма. Мореплаватели самой разрушительным из всех считают 9 волну – т.е. девятый вал. Вопросы детям:

- какими словами можно описать море (грозное, штормовое, сине - фиолетовое, темное),

- каким изображено небо? (красно - оранжевое)

- как изображены люди (испуганы, обессилены - чем (борьбой со стихией), уставшие),

- О чем хотел рассказать художник, написав эту картину? (художник не показывает нам гибель людей, он дает нам возможность додумать, что может произойти с ними позже, подумайте, что с ними произойдет позже (спасутся, погибнут)

- Что общего у этих картин? Похожи ли эти картины? Чем?

- Давайте попробуем определить, какая из картин рассказывает о начале событий, а какая продолжает?

Начало – «Рыбаки на берегу моря».

Продолжение – «Девятый вал.

- Никто лучше Айвазовского не сумел передать борьбу человека с разъяренной морской стихией и вот почему: оказывается, все эти события художник пережил сам. Однажды корабль, на котором плыл, и Айвазовский попал в страшный шторм, и команду корабля объявили погибшей, но все-таки им удалось выжить. А чувства, которые художник пережил во время шторма помогли написать такие правдоподобные картины. И.К. Айвазовский хотел рассказать о сокрушительной морской стихии, о людях, которые смогли выжить, выстоять и победить в смертельной схватке с морем.

- А теперь мы с вами прогуляемся к морю и немного отдохнем.

Физкультминутка «Прогулка к морю».

Что мы видим на просторе? (Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль).

Волны плещут в Чёрном море. (Волнообразные движения руками с покачиванием туловища).

Вот и мачты кораблей. (Встать на носки, вытянуть руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Приветственные махи руками).

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).

Что-то жарко стало, братцы, не пора ли искупаться. (Обмахивание руками).

Чтобы плыть еще скорей, надо нам грести быстрей.

Гребём руками и ногами. Кто угонится за нами? (Имитация плавательных движений).

Все на берег вылезаем и на песочке отдыхаем. (Сесть на ковёр).

Ракушки ищем мы в песке. Их сжимаем в кулаке. (Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака).

3.  Практическая работа

- Хотите сегодня стать художниками - маринистами и изобразить морской пейзаж?

Ответы детей.

- Тогда садитесь за столы и внимательно послушайте, ка мы будем выполнять работу.

- Сначала мы делаем море, размазывая небольшие кусочки синего, голубого пластилина в нижней части листа. Затем лепим плоский кораблик: трапециевидный конус, прямоугольный или треугольный парус или несколько парусов, снасти (тонкие колбаски). После того, как наше море и кораблик будут готовы – делаем солнце, облака, чаек и т.д.

(Под фоновую музыку «Море» дети приступают к практической работе. Во время работы воспитатель помогает советом: какие цвета лучше использовать)

4. Итог занятия. Анализ выполненных работ.

 -Что такое пейзаж?

- Кто рисует море? – Художник – маринист.

- Как звали самого известного крымского мариниста? - Иван Константинович Айвазовский.

- Какие «марины» понравились вам больше всего? Почему? (Ответы детей)

- Давайте выберем самое спокойное море, самое штормовое и т.д. (Ответы детей)

- Ребята, закройте глазки, и мы с вами из музея отправимся обратно в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация познавательного досуга "Художник - маринист - Иван Константинович Айвазовский"

Данная презентация посвящена великому мастеру, певцу моря И.К.Айвазовскому. В работе рассказывается о самом художнике и его картинах.Репродукции картин И.К.Айвазовского я часто использую в своей работ...

Биография Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский...

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817-1900)

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817-1900)...

Иван Константинович Айвазовский

laquo;…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».И.Н. Крамской...

Интерактивная игра «Реставрируем картины Ивана Константиновича Айвазовского»

Презентация. Интерактивная игра "Реставрируем картины Ивана Константиновича Айвазовского" Для использования на занятиях по изобразительной деятельности....

"Девятый вал" (картина Ивана Константиновича Айвазовского )

laquo;Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.Написана в 1850 году.На картине изображено море после сильного ночного шторма и люди, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Знаменитые люди Крыма. Художник - маринист Иван Константинович Айвазовский»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  в подготовительной  группе                    ...