Долгосрочный образовательный проект «День Победы»
проект (старшая группа)

Шингина Юлия Александровна

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Долгосрочный образовательный проект «День Победы»

                                          для детей дошкольного возраста

Организация: МДОАУ  Д С «Золотой ключик»

Населенный пункт: Ясненский городской округ

Гордиться славою своих предков

Не только можно, но и должно.

А.С. Пушкин

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 80-летию победы в Великой Отечественной войне».

Информационная карта проекта

Состав проектной группы: руководитель проекта – Шингина Юлия Александровна, воспитатель; музыкальный руководитель; дети и родители подготовительной группы детского сада.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой (26-28 человек, все желающие).
  • По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2024 – май 2025).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Крымская детская районная библиотека, Крымский краеведческий музей, Совет ветеранов города Крымска и Крымского района.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Крымского района Кубани нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - крымчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Кубани и Крымского района в победу нашего Отечества.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Крымска; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Крымску, Краснодарскому краю, России.
  3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Кубани и Крымского района; в развитии просвещения на Кубани; в развитии науки в Краснодарском крае; воспитание любви к родному краю.
  4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
  6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.
  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
  • Слушание песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей.
  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  1. Деятельность родителей.
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь», а также военно-исторической экспозиции «Сопка Героев»)
  • Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

Долгосрочный образовательный проект «День Победы»

для детей дошкольного возраста

План мероприятий

Мероприятия

Сроки проведения

Группы

Ответственные

1.Организация  образовательного  пространства.

2.  Оформление в группах уголков по патриотическому воспитанию.

3. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

4. Чтение рассказа: «Таежный подарок».

5. Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,

6. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»

сентябрь

подготовительная группа

1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».

2. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»

3. Беседа с детьми «Подвиг на войне»

октябрь

подготовительная группа

Воспитатели

1.Рисование «С чего начинается Родина».

3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.

4.Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.

5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

Ноябрь

подготовительная группа

Воспитатели

1. Рассматривание открыток «Города герои».

2. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,

3. Разучивание стихотворений,

4. Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость».

5. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю». 

Декабрь

Подготовительная группа

Воспитатели

1. Рисование: «Вечный огонь»

2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,

Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).

3. Муз. развитие: прослушивание муз произведений

Январь

1. Размещение информация для родителей

«Кто подарил нам этот мир!»

2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,

3. Аппликация «Тридцать три богатыря»,

4. Лепка «Военная техника»,

5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание

6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»

7. Рассматривание альбомов

8. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»

9. Проведение спортивного праздника

«Отцы – молодцы»

 Февраль

подготовительная группа

Музыкальный руководитель, воспитатели

Оформление выставки детского изобразительного творчества в холле детского сада  «Спасибо за мир!»

Просмотр презентации

«А на утро была война»

Март

подготовительная группа

Воспитатели

1. Проведение акции совместно с родителями

 «Наши ветераны» (подбор материала и составление альбомов родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ) 

2. Муз. развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова

3. Рисование «Я рисую мир»

Апрель – май.

подготовительная группа

Старший воспитатель. Воспитатели.

Выставка военной техники

 Конструирование: Макет ко дню победы

Конкурс чтецов «Наша победа»

Посещение библиотеки

Тематическая беседа приуроченная ко Дню Победы

Экскурсия в Парк Победы к  памятнику   погибшим в дни Великой Отечественной войны

Праздник 9 мая

«День Победы!

Май

Подготовительная группа

Старший воспитатель, воспитатели

Музыкальный руководитель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный, образовательный проект «День Победы» для реализации в группе старшего возраста ДС

Данный проект позволяет обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны....

Образовательный проект "День Победы"

Описание проектной деятельности с детьми....

Долгосрочный проект «День Победы»

Прокт представляет собой комплексную работу с детьми старшего дошкольного возраста, призванную осветить  и поднять серьезную и широкую тему Великой Отечественной войны. Он разработан с цель...

Образовательный проект "День Победы"

Материал отражает результат реализованного образовательного проекта "День Победы" коллектива детского сада "Дюймовочка"....

Долгосрочный проект «День Победы!»

laquo;День Победы!» (Долгосрочный проект)Актуальность.Проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.В результате целенаправленн...

Долгосрочный образовательный проект "Этот День Победы"

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изм...

Долгосрочный образовательный проект «Этот День Победы»

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...