Познавательное развитие
материал по математике
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.51 КБ |
![]() | 14.79 КБ |
![]() | 38.1 КБ |
![]() | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ФГОС ДО: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательное развитие: - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, - о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., - о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, - о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. |
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
- развивать у детей чувство собственного достоинства.
Познавательное развитие
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошколь. ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо.да от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее: 1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому пред.мету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо точивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. 2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. 3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. 4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея тельности – учебно.познавательная задача. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реалиацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя позна вательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечива ющих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: – организацию решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе ДОО; – использование проектирования. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного воз раста является экспериментирование, которое рассматривается как практи ческая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на не. го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поис ковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова ния в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из после довательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. После принятия детьми познавательной задачи под руководством вос питателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно. го. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предпо ложения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников от.носится проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений са мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная область «Познавательное развитие» - Формирование элементарных математических представлений. - Развитие познавательно-исследовательской деятельности. - Ознакомление с предметным окружением. - Ознакомление с социальным миром. - Ознакомление с миром природы. ………………………………………………………………………………………………………… |
Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»
Консультация для педагогов ДО «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»
Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке».
Предлагаю Вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.
Василий Александрович Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности). | Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте. |
Абрахам Харольд Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели). | Это высказывание говорит о том, что у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин. |
Артур Владимирович Петровский«Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника). | Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование. |
Людмила Александровна Беляева:«Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог). | |
Методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» ( Ш. А. Амонашвили) , когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.) .
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.
Признаками творческой личности педагога являются:
1. Стремление к саморазвитию.
2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.
3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.
4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.
5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.
6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .
7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.
8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДО атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…
В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит:
- Сенсорное развитие. ФЭМП.
- Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах) .
В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
- Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
- О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
- О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются:
В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок») .
На этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:
- устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;
- выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;
- считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;
- знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .
- элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на развитие личности ребенка, мотивацию и способности детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности.
Область познавательное развитие должна определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.
Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:
- Центр конструирования.
- Центр экспериментирования и уголок природы.
- Центр логики и размышления.
- Центр сенсорных игр.
- Центр дружбы народов мира.
- И др.
Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу.
От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.
………………………………………………………………………………………………….
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ.
Развитие познавательной деятельности
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев
Что такое ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.
Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога. Цели и задачи познавательной деятельности Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательной деятельности Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Сомнение - главный аргумент Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ. Познавательное развитие в ДОУ по возрастам С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Средняя группа Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство мира.
Предварительный просмотр:
Конструкт ООД в старшей группе.
Тема «Неживая природа»
Цель: Расширение знаний детей о неживой природе.
Задачи:
- Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать
прилагательные с существительными.
- Познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»
- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».
- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые»
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: активизация слов – природа, живая, неживая, вода, солнце, воздух, прилагательные-определения; новое понятие – круговорот воды в природе.
Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, экспериментальная деятельность: «Испарение», «Проращивание семян» и др, чтение литературы о природных явлениях, занятие: «Дом под крышей голубой» Т.М.Бондаренко, дидактическая игра: «Природа и человек»
Материал: Слайды – «Природа - не природа», «Живое – не живое», вода, солнце; картинки с изображением живой природы;
Этапы (последовательность деятельности) | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Подготовительный | Воспитатель вносит искусственные цветы. - Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе. - Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? | Дети перечисляют ответы ( не живые, не дадут корней, не будут расти). |
Основной | Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе. - Знаете ли вы, что такое природа? Природа-это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы. Показ слайда «Что лишнее?» Что лишнее? Почему мяч лишний? (все объекты относятся к природе, а мяч сделан человеком). 2. Природа бывает живой и неживой. Что относиться к живой природе? Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе. -Что относится к неживой природе? Слайд «Что лишнее?» - Грач, цветок, коза, луна. - Что лишнее? Почему луна лишняя? 3. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы? Почему? Слайд: «Вода» Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле. 4. Игра: «Какой, какая, какое?» Слайд: «Вода» - Какая вода? Нет жизни на Земле всему живому и без солнца. Слайд: «Солнце» - Какое солнце? Хочу загадать загадку, без чего ещё не будет жизни на Земле. Загадка: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он не видимый и всё же Без него мы жить не можем. Слайд: «Воздух» - Чем заполнен шарик? (воздухом) - Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т.д.) Воздух необходим всему живому. - А есть ли в нас с вами воздух? Давайте в этом убедимся. 5. Опыт с воздухом: «Надуй шар» - Что произошло с воздухом? После воспитатель подводи детей к тому, что для того чтобы вырастить цветок необходимы солнце, воздух, вода и почва. | (ответы детей). (растения, животные, насекомые, цветы, человек). (ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля). Ответы детей (Грач, цветок и коза – относятся к живым объектам, а луна – неживое) (всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло). Ответы детей (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т.д.) (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т.д.) Ответы детей (Дети надувают шары и затем выпускают из них воздух) |
Заключительный (рефлексия) | Дети, сегодня на занятии мы с вами узнали, как пополняются запасы воды на Земле. - как взаимосвязаны живая и неживая природа? Совместно с детьми сажают цветок, поливают его водой и ставят на солнечную сторону группы. - Как вы будете ухаживать за комнатным растением? | Рассуждения детей. |
Предварительный просмотр:
Конструкт педагогического мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы (3-4 года)
Тема НОД: «Звёздные спасатели»;
Образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: Продолжать развивать познавательную активность детей, используя современные образовательные технологии; Формировать умение конструировать по схеме, используя дидактическое пособие «Блоки Дьенеша;
Социально - коммуникативное развитие: Воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость, любознательность, интерес к квест – игре, как форме познания окружающего мира;
Физическое развитие: Обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями); развивать двигательную активность;
Художественно – эстетическое развитие: Приобщать к художественному творчеству;
Речевое развитие: Активизировать и обогащать словарь детей существительными по теме «Космос» (Звёзды, ракета, космонавт, скафандр, космодром), прилагательными и глаголами по теме занятия; Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими;
Вид занятия: Интегрированное;
Формы образовательной деятельности: Игровая проблемная ситуация, рассказ воспитателя, двигательная активность;
Цель: Дать детям первоначальные представления о космосе и профессии «космонавт»;
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с космосом, звёздами и Солнцем, как большой звездой;
- Пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей;
- Закреплять умение ориентироваться на признаки предмета одновременно (размер, форма, цвет);
- Закреплять понятия: цвет (белый, красный, синий, жёлтый); форма (квадрат, прямоугольник, треугольник); размер (большой, маленький);
- Закреплять навыки рисования нетрадиционными способами (рисование губкой);
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию и фантазию;
- Развивать внимание, мышление, воображение, память, слуховое восприятие;
- Развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность;
- Воспитывать уважение к профессии «космонавт»;
- Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении действий во время экспериментов и изобразительной деятельности;
Планируемый результат: У детей формируется умение одновременно ориентироваться на 3 признака, определять и называть форму и размер предметов (большой - маленький треугольник, большой – маленький прямоугольник, большой квадрат); умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать. Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи и познавательная активность;
Воспитательная ценность: Помогать тем, кто нуждается в помощи; У детей появляется желание к познанию по теме «Космос»; Формируются дружеские взаимоотношения, и контроль выполнения правил игры; Активизируется мыслительная деятельность и стремление к успеху, в достижении результата;
Методы и приёмы: Создание игровой ситуации (сюрпризный момент); словесные методы (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, рассказ воспитателя, объяснение, педагогическая оценка); игровые (подвижная игра, физкультминутка); наглядные (показ презентации, схема «Ракета» для «Блоков Дьенеша); практические (конструирование с применением дидактического материала «Блоки Дьенеша», рисование нетрадиционным способом, экспериментирование);
Материалы и оборудование: Схема «Ракета» для Блоков Дьенеша (по количеству детей). Геометрические фигуры из набора «Блоки Дьенеша» (прямоугольники: большой красный, маленький жёлтый; треугольники: большой жёлтый и синий, маленькие красный, жёлтый и синий; квадрат: большой синий). Подносы для экспериментирования, молоко 1л., краски цветные, деревянные палочки, жидкость для мытья посуды. Фонарик, карточки с картинками (Звезда, ракета, Солнце, дерево, птичка, цветы). Звёздочки 3 цветов по 5 штук из фоамирана (красная, жёлтая, зелёная), обручи 3 цветов (красный, жёлтый, зелёный). Ватман, с нарисованными на нём белым восковым мелком звёздами, поролоновые губки для посуды (по количеству детей), фиолетовая и синяя краска на тарелочках, влажные салфетки. Проектор, ноутбук, презентация «Космос», столы, медали для детей «Спасатель звёзд»;
Содержание НОД:
№ п/п | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент. Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели занятия. | Мотивация: (процесс вовлечения в деятельность): Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг, и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Здравствуйте, ребята. А ещё, пришли к нам гости. Ребятки, нам нужно с ними поздороваться. (На экране появляется картинка «Космос») Ребята, посмотрите, что это? (На экране появляется инопланетный житель, и просит детей о помощи). «Ребята, у нас в космосе случилась беда. Был сильный космический дождь, и часть наших звездочек пропала, мы не можем их найти. Очень просим вас помочь нам найти пропавшие звёздочки! Чтобы спасти звёздочки, вы должны отправиться в Космос и выполнить несколько заданий. Если задание выполнено правильно, Звёздочка возвращается. Ребята, вы сможете нам помочь?» Ну что, дети, мы поможем спасти звёзды? Ой, ребятки, а на чём же мы можем попасть в Космос, ведь он очень высоко? Да, ребята, правильно. В космос можно попасть только на ракете. Это такой специальный транспорт, на котором можно летать в космос. На каком транспорте мы можем попасть в космос, ребятки? Нам тогда нужно построить ракету, чтобы мы смогли полететь в Космос. | Дети заходят в зал, под звуки колокольчика строятся в круг; Улыбаются друг другу, здороваются с воспитателем и гостями; Заинтересованность детей; Отвечают на вопрос; Дети смотрят на интерактивную доску и слушают письмо; Сочувствуют инопланетянам и звездочкам; Да Отвечают на вопросы и высказывают свою точку зрения; На ракете; | Дети встали в круг и настроены на общение и совместную деятельность; Вызвать удивление у детей; У ребят возникает желание помочь инопланетным жителям; Запомнить новые слова и их значение: инопланетянин, космос, ракета; |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решения проблемной ситуации, актуализация знаний, или выполнения действий по задачам НОД Динамическая пауза; | 1 задание: «Построй ракету»: Ребятки, пройдёмте в нашу мастерскую, занимайте свои места и послушайте задание. Посмотрите, на столе у каждого есть схема, глядя на неё, вы должны построить ракету из геометрических фигур - блоков. (Оказываю помощь детям, которые затрудняются в деятельности). Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и собрали ракету, на которой мы сможем отправиться в полёт. Запуск ракеты, ребятки, происходит на космодроме – это специальное место, откуда взлетают ракеты. Давайте мы пройдём на наш космодром. Ребятки, в космонавты берут только очень сильных людей и перед полетом они очень много тренируются. Нам тоже нужно сделать перед полётом тренировку, вы готовы сделать тренировку? «Раз, два, три, четыре (маршируют), В космос мы лететь решили (руки в стороны). Чтобы в космос полететь, Надо многое уметь (руки, как крышу соединить вместе над головой). Вправо, влево наклонись, (наклоны в И ни сколько не ленись! сторону) Руки вверх, руки вниз, Космонавтом становись (правую руку приставить к виску)! Ребятки, но в обычной одежде в космос нельзя лететь, потому что там очень холодно и можно замёрзнуть. Все космонавты, которые летят в космос, надевают специальный костюм для полёта, он называется скафандр. Как называется костюм для космонавта? Зачем он его надевает? Тогда давайте собираться в полет, и наденем на себя скафандр (имитируем одевание: ноги – руки - «молния» - шлем). Пристегнулись, полетели… Ребята, мы летим! (На экране слайд с ракетой в космосе). Ну, вот мы и в космосе. Ребята, а вы знаете, что такое космос? Космос - это мир звёзд, который находится высоко – высоко, за облаками. Ребятки, звёзды очень далеко от нас, поэтому они и кажутся нам такими маленькими. А на самом деле, звёзды это огромные шары. И самая большая звезда, которая находится ближе всех к нам это, ребятки, Солнце! Мы его видим днём. А вот ночью мы видим что, кто ребятки знает? Ночью мы видим много звёзд и Луну. Люди всегда хотели долететь до звёзд. И вот однажды, было решено отправить в космос космический корабль с двумя собачками, звали их «Белка» и «Стрелка». Они провели в космосе целый день, облетели вокруг Земли и благополучно вернулись на Землю. И только после этого в космос полетел человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин! Он и стал первым человеком космонавтом. На космическом корабле, или ракете, «Восток» он полетел в космос, и оттуда увидел нашу Землю, похожую на маленький шарик. 2 задание: Пойдёмте, посмотрим, как в космосе очень сказочно и красиво (Проводится эксперимент с молоком и красками). А вы не забыли, зачем мы прилетели в космос? 3 задание: Игра с фонариком: «Что есть в космосе?» Ребятки, что мы можем встретить (может быть) в космосе? Но в космическом пространстве темно, и что бы увидеть, что там есть, нам поможет фонарик. (Нужно включить фонарик и направить луч света на картинку с нижней стороны). (Птица, ракета, самолёт, звезда, дерево, цветы). Молодцы ребятки, вы всё правильно назвали, что можно встретить в космосе и нашли одну звёздочку. 4 задание: (Обращает внимание детей на разбросанные на полу звезды 3 цветов: красного, жёлтого, зелёного). Ребятки, посмотрите, сколько звёзд! Здесь, видимо, был настоящий звездопад! Надо собрать все звёзды, и разложить их по цветам в космические круги. Молодцы, ребятки! И с этим заданием справились, все звёздочки правильно разложили в космические круги. Какого цвета звёзды были? 5 задание: (На столе лист ватмана с нарисованными на нём белым восковым мелком звёздами, в тарелочках фиолетовая краска). Ребятки, мы с вами выполнили столько заданий и нам пора узнать, вернулись ли звёздочки домой. Проходите к столам. Давайте закрасим космической краской, которая приготовлена у нас в тарелочках. Кто знает, какого цвета краска? Берём губку, обмакиваем в краску, и закрашиваем весь лист. (На тёмном фоне проступают белые звёзды). Посмотрите, ребятки, что у нас появляется? Звёзды! Какое красивое у вас получилось звёздное небо! Ребятки, вот мы с вами и помогли Звёздочкам, космические жители говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться обратно на Землю, в наш детский сад. Занимайте места в ракете. Пристегните ремни! И мы возвращаемся обратно в детский сад. (Под звук приземления ракеты дети «возвращаются» обратно). Вот и наша Земля! Вот и наши поля! Мы с полета возвратились, И на Землю приземлились! Наше путешествие в Космос закончилось. | Дети проходят к столам для выполнения 1 задания, где уже лежат цветные схемы «Ракета» и геометрические фигуры – «Блоки Дьенеша»; Дети по схеме конструируют ракету из блоков Дьенеша; Дети выходят из – за столов, подходят к воспитателю; Да; Выполняют движения в соответствии с текстом физминутки; Отвечают на вопросы и высказывают свою точку зрения; Дети имитируют одевание скафандра; Взялись за руки; Отвечают на вопрос; Слушают воспитателя и смотрят слайды презентации; Участвуют в эксперименте с молоком и красками; Мы спасаем Звёзды; Дети называют предметы, которые высвечиваются фонариком (птица, ракета, самолёт, звезда, дерево, цветы), называют их и определяют, встречаются они в космосе или нет; Удивляются; Дети собирают звезды и раскладывают их в обручи согласно цвету; Красные, жёлтые, зелёные; Проходят за столы, Берут поролоновые губки и закрашивают белый лист ватмана фиолетовой краской; Удивляются происходящему; Дети радуются, хлопают в ладоши; | Дети сконструируют ракету Дети выполнили двигательные упражнения; Запомнить новые слова и их значение: скафандр, космодром; сымитировали одевание скафандра и пристёгивание; Дети пополнили свои знания по теме «Космос»; Солнце, Луна, Земля, собаки «Белка» и «Стрелка», первый космонавт Ю. А. Гагарин; Дети удивляются движению красок в молоке; Дети помнят о поставленной цели задания; Дети имеют представление о том, что есть в космосе, а чего нет; Дети разложили звёзды в обручи, по цвету; Знают название цветов; Совершенствуется навык рисования нетрадиционным способом (губкой); Дети выполнили условия игровой задачи; |
3. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. | Вам понравились космические приключения? Что вы сегодня узнали нового? А как мы помогли инопланетным жителям? Что мы делали? Ребята, инопланетные жители, благодарят вас за помощь. И передали вам награды! (вручаю им медальки «Космонавтов - спасателей»). До новых встреч, ребята! | Вспоминают и отвечают на вопросы; Делали эксперимент «Космос», находили и собирали звезды, отгадывали, что есть в космосе, рисовали небо;
Прощаются. | Дети делятся впечатлениями, что им больше всего понравилось на занятии; |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Тема (проект, событие): «Дорожка для Ёжика»
Возрастная группа: Дети 3-4 лет
Форма НОД: Игра-путешествие
Форма организации: Групповая
Программно-методический комплек. Образовательной программы дошкольного образования «Детство» Игровые ситуации, игры, этюды. Ресурсы интернета.
Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативная, познавательная, .
Оборудование и материалы: игрушка – ежик, цветные комочки, мячики-ёжики, обручи, колокольчик, математические дорожки, раздатачный материал елочки
Планируемый результат: В ходе итогового занятия предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, конструктивной. Учить отвечать на вопросы один, много, закрепить знание цветов.
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационно- мотивационный момент Задачи: собрать внимание детей, смотивировать детей на дальнейшую совместную деятельность. II Основной Музыкальное сопровождение при встрече Маши. Актуализация знаний детей Проблемный вопрос Актуализация знаний Побуждение к практической деятельности, III Заключительный | Звенит звук колокольчика. Дети собираются у воспитателя. Утреннее приветствие: Воспит напоминает время суток Утро. Вы проснулись? Улыбнулись,потянулись, ручками похлопали,ножками потопали,головой покивали и соседа обняли. Дети, вы слышите, кто-то пыхтит? Посмотрим, кто же это к нам пришел ? В: Ёжик что же ты тут делаешь? Уже все лесные жители приготовились к зиме. Веди зимой ёжики ложатся спать в свои норки. А ты здесь еще. В: Оказывается, Ёжик заигрался и забыл дорогу домой. Он у нас спрашивает, как ему это сделать и грустит. В: Ребята, а давайте мы ежика развеселим, и он тут же вспомнит дорогу домой Дид.игра «Цветные комочки» В: Сколько комочков? Какого они цвета? Какого цвета обручи для комочков? В: Ребята, а давайте нашему гость покажем пальчиковую игру с мячиками., тоже ёжиками Пальчиковая игра Этот мячик не простой, весь колючий он такой меж ладошками зажмешь, им ладошки разотрешь, вверх и вниз его катаю, свои ручки разминаю, будем мяч катать по кругу перекидывать друг другу,12345,нам пора и отдыхать В: Ну вот повеселились мы славно, а теперь угадайте загадку. У нее одежки колки: Все иголки, да иголки. Воспитатель предлагает пройти к столам на которых разложены математические дорожки и раздаточный материал. Педагог предлагает ребятам положить на дорожку одну елочку, две и много. Воспитатель прислушивается к ёжику, который вспомнил как добраться до его дома. Подвижная игра Давай с тобой попрыгаем и ножками подрыгаем, давай с тобой покружимся и мы стобой подружимся. | Дети эмоционально откликаются и участвуют в игре. Дети находят в приемной игрушку ежика, ёжик сидит в корзинке с цветными комочками Дети отвечают на вопросы Дети рассаживаются. Дети отгадывают загадку Дети выполняет задания Дети выкладывают длинную дорожку из елочек до дверей по которой ёжик пойдет домой | Появление у детей заинтересованности, желание принять участие в игре. Активизация мыслительной деятельности Активизация мыслительной деятельности Развитие сенсорной деятельности Мыслительная деятельность Активизация мыслительной деятельности |