Мастер-класс для педагогов «Страна Фребеля»
материал

Шаркова Анастасия николаевна

Здравствуйте, коллеги! Я предлагаю вам отправиться в удивительную игровую страну,  где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

            Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx123.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Страна Фребеля»

(игры и упражнения с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

                                                                                                                        Подготовила:

воспитатель

Шаркова Анастасия Николаевна

Цель:  Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Задачи:  Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Здравствуйте, коллеги! Я предлагаю вам отправиться в удивительную игровую страну,  где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

            Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

          Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером).

          Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию.

 «Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработанные игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

  • Развитие творчества детей.
  • Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
  • Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
  • Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
  • Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
  • Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
  • Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

  1. Игра: «Забавные человечки»

Возраст участников: от 5 лет

Количество участников: 2 и более

Используемые материалы: Дары №8, 9, (7)

Задачи: Формировать представление об измерении длины.

Закреплять приемы сравнения предметов по длине.

 Уточнять отношения - выше, ниже, дальше, ближе.

Сравнение по высоте «на глаз»

Материалы: изображения 4 человечков (1высокий, 1низкий, 2одинакового среднего роста); 4домика: красный, синий, желтый, зелёный; игровые наборы «Дары » №8, 9, (7)

Описание игры: Воспитатель показывает картинки с изображением человечков:

- В одном городе жили четыре неразлучных друга: Андрей, Матвей, Миша и Гриша. Как зовут каждого из них, если Андрей меньше всех ростом, а Миша и Гриша одного роста? При этом Гриша стоит между Мишей и Андреем. (Первый- Матвей, второй -Миша, третий- Гриша, четвёртый- Андрей)

- Расположите портреты друзей в том же порядке у себя на столе.

Сравнение по длине с помощью непосредственного наложения.

Дети работают с листками бумаги, на которых нарисованы 4 домика:

- На ваших картинках нарисованы домики друзей. А ещё у вас есть 2 палочки - это дорожки. Одна из них соединяет домики Андрея и Матвея, а другая – Миши и Гриши. Какая из этих дорожек короче? Какая длиннее? Докажите.

Дети сначала сравнивают палочки «на глаз» и показывают первой более короткую дорожку, а второй -  более длинную. Затем они объясняют, как правильно наложить дорожки, чтобы сравнить по длине.

- Соедините домики подходящими дорожками.

Методом проб и ошибок дети устанавливают, что длинная полоска соединяет красный и синий домики, а короткая – жёлтый и зелёный домики.

- Длинная дорожка соединяет домики Андрея и Матвея, а короткая – Миши и Гриши. Миша живёт в жёлтом домике, а Матвей – не в красном. Кто где живёт? (Матвей живёт в синем домике, Миша – в жёлтом, Гриша – в зелёном, а Андрей – в красном.)

2. Игра «Бабочки»

Возраст участников: от 5 лет

Количество участников: 2 и более

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Используемые материалы: Дары №7, 8, 9, 10   

Задачи: Формировать у детей интерес к изобразительному творчеству.

Становить эстетическое отношение к окружающему миру природы.

Обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Описание игры:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. 
(Бабочка)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. У меня в руках изображения бабочек. Но к большому сожалению на моих бабочках после волшебного дождя, который нам послала злая Фея, исчезли «яркие платья». Давайте украсим наших бабочек. Но у меня есть одно условие крылья бабочек должны быть украшены в зеркальном отражении. Тогда злая Фея не сможет их больше заколдовать.

Дети украшают бабочек

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете об этих насекомых? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать из наборов «Дары Фрёбеля»  им домики (цветы).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы у вас красивые получились бабочки. Воспитатель: Ребята, сделайте вывод, как вы будете относиться к насекомым?

 Я очень, дети вас прошу:
Любите всё живое,
Ведь у нас одно на всех
Небо голубое!

  1. Игра: «Волшебный коврик».

Возраст участников: от 5 лет

Количество участников: от 2 и более

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Используемые материалы: Дары №7

Задачи: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, рядом, над, под.  

Закреплять умение точно выполнять учебную задачу.

Описание игры:

Воспитатель: Ребята давайте украсим наш «Волшебный коврик» геометрическими фигурами. Какие фигуры вы знаете? (Ответы детей.)

Дети выкладывают геометрические фигуры по инструкции ведущего на специально подготовленных карточках.

6

7

1

 3

8

4

2

5

9

  1. Расположите в верхнем правом углу зелёный треугольник.
  2. В нижнем левом углу красный квадрат.
  3. Над красным квадратом зелёный круг.
  4. Под зелёным треугольником синий круг.
  5. Рядом с красным квадратом жёлтый квадрат.
  6. В верхнем левом углу жёлтый треугольник.
  7. Справа от жёлтого треугольника синий треугольник.
  8. Над жёлтым квадратом оранжевый круг.
  9. В правом нижнем углу зелёный квадрат.

Воспитатель: Ребята посмотрите у вас такой же получился коврик?

 Чем отличаются фигуры в каждом ряде нашего «Коврика»? (Цвет)

В чём сходство у этих фигур в каждом ряде? (Форма)

  1. Игра: «Мы пилоты».

Возраст участников: от 5лет

Количество участников: от 2 и более

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Используемые материалы: Дары № 10, 7

Задачи: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять пространственные отношения, развивать внимание.

Закреплять умение точно выполнять учебную задачу.

Описание игры:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аэропорт, где много самолётов и у каждого свой маршрут, а управляют самолётами пилоты с помощью авиадиспетчера.

 Кто такой авиадиспетчер? (Ответы)

Это человек, который чаще всего сидит в авиадиспетчерском пункте в аэропорте и руководит воздушным движением. Его главная задача - развести все самолеты относительно друг друга на безопасном расстоянии.

Я предлагаю вам стать на время игры пилотами (выберите из наборов «самолёты»), я буду авиадиспетчером. Вам необходимо пролететь маршрут из точки А в точку Б. Точка А – это левый нижний угол на ваших листочках, точка Б – это верхний правый угол. Полетели:

- «Самолёт» в левом нижнем углу, затем он переместился на клеточку вверх, на клеточку вправо, на клеточку вверх, на клеточку вправо. Наш полёт завершён мы прилетели в точку Б.

  1. Игра: «Танграм».

Возраст участников: от 5лет

Количество участников: от 2 и более

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", «Социально-коммуникативное развитие».

Используемые материалы: Дары № 7

Задачи: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять пространственные отношения, развивать внимание.

Закреплять умение точно выполнять учебную задачу.

Описание игры:

Воспитатель:

На кружке висит крючочек
Цифра девять, наш дружочек.

https://ucthat-v-skole.ru/images/cifri/tangram-9.gif              https://i.pinimg.com/originals/0c/2c/cb/0c2ccbc765855480dc62fa05c5519b3c.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"

Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...

Мастер-класс для педагогов «Волшебные игры Фребеля»

Игра способствует творческому развитию детей, они начинают воспринимать окружающий мир более ярко. Чем больше дети играют, тем больше знакомятся с миром вокруг себя....

мастер-класс для воспитателей "Дидактическая система Фребеля как первая ступень реализации STEM-технологии"

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

конспект мастер-класса для педагогов "Применение Даров Фребеля в ирговой деятельности дошкольников"

Конспект содержит описание игр с наборами "Дары фребеля" для детей средней, старшей и подготовительной группы....

Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников

Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад  «Светля...