Мастер-класс для педагогов
методическая разработка

Светлана Николаевна Пакулева

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательной деятельности. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa_neyroigry.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

1 этап. Теотерический.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим одну из нетрадиционных технологий работы с дошкольниками – это нейропсихологические игры и упражнения.

 Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему.

Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».

2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я должен».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов

Так же нейроигры помогают в развитии и совершенствовании всех высших психических функций.

2 этап. Практический.

Ну а теперь, давайте перейдёт с более интересной части нашего мастер-класса – к практике.

Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.

Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.

Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!

Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.

Упражнение 1. «Нейропризнаки»

Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти.

Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат.

Упражнение 2. «Найди и вычеркни» 

Развитие внимания, пространственного мышления.

Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из различных картинок (цифры и буквы, овощи и фрукты и т. д.) Количество знаков будет зависеть от возраста и подготовки ребёнка. Ребёнок должен найти и зачеркнуть (обвести) обозначенный предмет (картинку, цифру и пр.).

Упражнение 3. «Лабиринт» 

Развитие зрительного внимания, самоконтроля

Предложите ребёнку, глядя на рисунок, помочь Шарику найти дорогу к косточке в подземном лабиринте. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом.

Упражнение 4. «Рисование двумя руками»

Развитие межполушарных взаимодействий.

Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Стрелкой указано направление рисования.

Упражнение 5. «Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Упражнение 6.  «Непослушный робот»

Цель: изобразить непослушного робота, который выполняет все движения с точностью наоборот. Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила.

Инструкция: Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперёд», ты сделаешь шаг назад. Если я скажу «большой шаг», ты делаешь «маленький» и т.п. Как только ребёнок хорошо освоит это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды.

Упражнение 7. «Ладошки»
Положите руки на стол ладонями вниз. Затем одновременно одну руку сжимаете в кулак, а другую разжимаете, положив ладонь на стол. Меняйте положение рук в определенном ритме.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своем работе.

Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:

• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.

• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.

• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.

В завершении хочу вам напомнить, что «Возможности нашего мозга в наших руках!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...