Педагогический час: «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
методическая разработка
Педагогический час
Цель: - актуализация знаний педагогов о применении кейс – технологии в учебно-воспитательном процессе;
- побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;
- повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Педагогический час:
«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
(22.01.2025г.)
Подготовила: старший воспитатель Хрущева Г.Х.
Цель:
- актуализация знаний педагогов о применении кейс – технологии в учебно-воспитательном процессе;
- побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;
- повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
СЛАЙД 1
Вступительное слово:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.
СЛАЙД 2
Упражнение «Снежинка»
У каждого педагога салфетка одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается способом обрывания изготовить снежинку. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых. Все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе сегодня.
Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо нарядного платья и клатча, я в строгом костюме и держу в руках объемный кейс.
Сегодня мы вспомним кейс - технологию, которое поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С её помощью моделируются ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
В чем же заключается суть кейс - технологии и как её использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? Сегодня, мы попробуем ответить на эти вопросы.
На первый вопрос нам поможет инструктор по ФИЗО Елена Викторовна Карякина
Выступает Елена Викторовна Карякина
СЛАЙД 3
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант.
При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности:
- может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут;
- в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу и плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.
Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-технология – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Данная технология актуальна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
СЛАЙД 4
Как правило, кейс включает в себя:
- ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
- контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
- комментарий ситуации, представленный автором;
- вопросы или задания для работы с кейсом;
- приложения.
Подготовка любого кейса – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
СЛАЙД 5
1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
2 шаг - описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.
СЛАЙД 6
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический.
СЛАЙД 7
Второй вопрос нам раскроет Гульмира Сапиритдиновна
Выступает воспитатель Гульмира Сапиритдиновна Исабекова
Формирование безопасного поведения детей с помощью кейс -технологий
Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, готовность к новому учебному году в последнее время подразумевается в первую очередь готовность детей вести себя правильно в различных чрезвычайных ситуациях.
Для решения этой проблемы применяют такую инновационную технологию как кейс технология – технология спасения жизни.
КЕЙС в переводе означает –ПУТАНИЦА, НЕРАЗБЕРИХА.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.
Применение кейс технологии возможно в любом направлении основ безопасности.
Кейс- иллюстрация, кейс-ситуация.
Очень важным аспектом является - ролевое поведение, которое автоматически запускает действия для спасения. Роль – это персонаж с его установками, реакциями, характеристиками. Ролевое поведение – это образ действий персонажа, его стиль поведения. При каждой опасности – своя роль и своя стратегия действий. В опасности эти роли запустятся у детей автоматически. Наша задача, педагогов довести это до автоматизма у воспитанников. Так роль спасет жизнь.
Технология спасения жизни состоит из двух важных блоков:
- первый блок формирует у ребенка позитивную картину мира: если что-то случится, тебя обязательно спасут. Спасатели, пожарные, полицейские, военные придут на помощь. Есть способы спастись самому: их надо знать и уметь применять. Это также просто как соблюдать правила дорожного движения;
- второй блок знакомит детей с ролями и формирует навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. Применяя роли в играх, дети доводят действия по спасению до автоматизма — это становится паттерном поведения, моторным навыком.
ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ проводит Гульмира Сапиритдиновна
И в заключение можно сделать вывод:
- во-первых, кейс-технология позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
- Во-вторых, использование кейс - технологии обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
- В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения, и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
- В-четвертых, кейс - технология позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Выступает педагог-психолог Анастасия Сергеевна Козлова
СЛАЙД 8
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу кейс.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашему детскому саду, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Я, например, дарю - оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить.
СЛАЙД 9
Сегодня вы уйдете с пополненным багажом знаний по кейс-методу, но мы надеемся, что он будет пополняться новыми разработками, желаем успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах!
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали. Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
Современные формы работы с педагогами ДОУ...

Семинар с педагогами «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
В этой консультации вы ознакомитесь как с помощью кейсов смоделировать образовательную деятельность и найти проблемные зоны. Как составлять педагогические кейсы и использовать их...

Семинар "Как с помощью кейсов решать образовательные ситуации"
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценит...

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...

Семинар «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...
Семинар «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...