Опыт работа "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радость» п. Ивот
(МАДОУ ДСКВ «Радость» п. Ивот)
Опыт работы по теме:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Амелина Ю.А.
Содержание:
Введение | |
I | Теоретическая часть |
1.1. | Актуальность опыта |
1.2. | Методологические основы проблемы |
1.3 | Особенности развития мелкой моторики рук |
1.4 | Виды деятельности, развивающую мелкую моторику рук |
II | Практическая часть |
2.1. | Система работы по развитию мелкой моторики |
2.2. | Создание развивающей предметно-пространственной среды |
2.3. | Методы и приемы |
2.4. | Работа с детьми |
2.5. | Взаимодействие с родителями |
III | Заключение |
IV | Список литературы |
- Теоретические часть
- Актуальность опыта
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды деятельности.
Задачи опыта:
- изучить методологические основы развития мелкой моторики у дошкольников;
- рассмотреть особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
- расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.
- Методологические основы проблемы
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, способствуют повышению самооценки ребенка, дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.
- Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3 года)
2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
- нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
- игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
- строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
- лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
- занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
- игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)
4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
- игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
- работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
- аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
- рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев
проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
- физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
- мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
- конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
- прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
- Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
- пальчиковые игры и упражнения;
- массаж кистей рук и пальцев;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- игры с верёвочкой, шнуровкой.
Продуктивная деятельность
- лепка, аппликация, рисование;
- раскрашивание;
- вырезание ножницами.
Познавательно-исследовательская
- конструирование из лего-конструктора;
- конструирование из бумаги;
- конструирование из природного и бросового материала;
- графические упражнения, штриховки;
- собирание конструкторов и мозаик.
Театральная деятельность
- показ разных видов театра.
II. Практическая часть
2.1. Система работы по развитию мелкой моторики
Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) в сентябре 2022 года. Наблюдая за воспитанниками, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ в изобразительной деятельности (по аппликации, лепке, рисованию). У них не были сформированы навыки самообслуживания. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития мелкой моторики детей
Уровни | Сентябрь 2022 года |
Высокий | 0 (0%) |
Средний | 12 (60%) |
Низкий | 8 (40%) |
Количество детей | 20 |
Анализ результатов показывает, что у десяти детей (40%) выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. У таких детей движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.
Пятнадцать детей (60%) показали средний уровень развития мелкой моторики. У них мелкая моторика развита недостаточно. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальцев.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды;
2. работа с детьми;
3. взаимодействие с родителями;
4. сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения.
2.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе организован центр «Ловкие пальчики», куда вошли картотеки:
- «Пальчиковая гимнастика» (по темам недели),
- «Пальчиковые игры-упражнения»,
- «Штриховка»,
- «Соедини по точкам»,
- «Дорисуй картинку»,
- «Скопируй узор»,
- «Лабиринты».
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры, пособия:
- «Пальчиковые шаги»,
- «Пазлы»,
- «Шнуровки»,
- «Ниткопись»,
- «Чудесные резиночки»,
- «Коврики»,
- «Удивительный пинцет»,
- «Веселые прищепки»,
- «Собери бусы»,
- «Волшебные палочки»,
- «Веселые клубочки»,
- «Сухой бассейн».
Для изготовления игр и пособий использован природный и бросовый материал.
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.
В продуктивной деятельности воспитанники активно пользуются пластилином, трафаретами, бумагой, карандашами, фломастерами, мелками, раскрасками, ножницами.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играют различными конструкторами, конструируют из бумаги и природного материала.
В театрализованной деятельности развивающую среду в группе дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и пособия.
2.3. Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Использовала следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
При организации игр детей с предметами я придерживаюсь двух основных принципов:
1.Посильность требований;
2.Постепенность усложнения.
Иначе говоря, если для самых маленьких я использую наглядный показ, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше я побуждаю его действовать по словесному указанию, по воображению. Продумала разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.
2.4. Работа с детьми.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:
1. Пальчиковые игры.
2. Игры с предметами.
3. Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
4. Развитие графической моторики.
5. Дидактические игры.
Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки: «Этот пальчик…», «Ладошки вниз, ладошки вверх…», и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками: «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Физкультминутки.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты.
Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Использую наглядный материал на всех этапах работы по изучению движений, а также создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее. Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
Предлагала ребенку собрать бусы из макарон. Этот игровой прием детям очень нравится.
Конструктор – материал для развития внимания, мышления ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок.
Наряду с покупными образцами игр-шнуровок я использую самодельные.
Ещё другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишкам.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пугокнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагала детям запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Это доставляет детям удовольствие.
Использование элементов изодеятельности.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Начиная с младшей группы, предлагала детям порисовать пальчиками.
Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. По результатам таких занятий можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.
Интересны и эффективны такие занятия как лепка из пластилина
Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики я отводила упражнениям с малыми мячами. Для этого использовала несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению. Сначала освоение действий с малыми мячами представляло значительные трудности для детей. Чтобы приобрести навыки игры с мячами требуются постоянные упражнения.
1.Бросить мяч вверх и поймать.
2.Подбросить мяч вверх одной рукой.
3.Упражнения в бросках и ловле мячей в парах (по очереди, одновременно).
Массаж ладоней и пальцев рук.
Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности.
Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков Су-джок в сочетании со стихами.
2.5. Взаимодействие с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, анкетированиях, развлечениях.
III. Заключение.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. Считается, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе применяла разнообразные формы и метод. Были придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В перспективе:
-продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;
- изучение темы «Работа с бумагой в технике оригами для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.
Анализ проведенной работы.
Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
1. Улучшила состояние развития мелкой моторики.
2. Речь детей стала более выразительной и внятной, более интонированной, стихи и потешки дети рассказывают более выразительно, ритмично.
3.Улучшилось звукопроизношение.
4. Дети стали более общительными.
5. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.
6.Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.
Результативность опыта.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
IV. Список литературы.
1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО ИКТЦ «Лада», 2011-200 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
- Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду».
- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук....

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...