Мастер-класс «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью музыкального фольклора»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.8 МБ |
![]() | 28.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с технологиями использования музыкального фольклора в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи: ознакомить педагогов с фольклором как средством формирования интереса детей к русской народной культуре; научить педагогов практическим навыкам использования музыкального фольклора в образовательной деятельности.
Масленица!
Масленица-Комоедица Первый блин - ком о м А
Понедельник - Встреча
Вторник — Заигрыши
Среда — Лакомка
Четверг — Разгул
Пятница – Тёщины вечера
Суббота – Золовкины посиделки
Воскресенье — Проводы
Деревянные ложки
«Щека» «Пяточка» Черенок Черпак
Приёмы игры на деревянных ложках Тарелочки Блинчики Солнышко Часики
Игра на деревянных ложках: помогает развитию музыкальной памяти; помогает выработке исполнительских навыков; прививает любовь к коллективному музицированию; стимулирует творческую инициативу.
Дочка Масленицы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью музыкального фольклора»
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Данильченко Юлия Анатольевна, я музыкальный руководитель МБДОУ «Конезаводской детский сад». Педагогический коллектив Конезаводского детского сада использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, которая является вариативной частью рабочей программы воспитания. Поэтому тема моего мастер-класса «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью музыкального фольклора». Поскольку 2022 год по распоряжению Президента РФ является годом народного искусства и нематериального культурного населения народов, то работа по данной программе становится ещё более актуальной.
Слайд 2. Цель мастер-класса: знакомство педагогов с технологиями использования музыкального фольклора в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- ознакомить педагогов с фольклором как средством формирования интереса детей к русской народной культуре;
- научить педагогов практическим навыкам использования музыкального фольклора в образовательной деятельности.
Свой мастер – класс я начну с загадки:
Этот праздник знаешь ты,
На него печём блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем. (Масленица)
Слайд 3. Я не случайно загадала вам загадку именно про Масленицу. Ведь Масленица – это праздник, который отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Посредством ознакомления детей с этим праздником, а также при проведении праздника, мы приобщаем детей к русским народным традициям.
В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет. Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца.
Слайд 4. Такое название у праздника было не всегда. Изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу» (от древнеславянского «ком» — медведь). Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда — «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам слышится по-другому: «первый блин комОм». (Но хочу отметить, что это всего лишь одна из версий).
Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье. Каждый день масленицы имеет свое название:
Слайд 5. 1. В понедельник - Встреча. Масленицу встречали, делали из соломы чучело, с пением возили его на санях по деревне.
Слайд 6. 2. Во вторник — Заигрыши, когда начинались развлечения, были тут и балаганы с Петрушкой, с утра молодые люди приглашались кататься с гор, ходили по домам ряженые.
Слайд 7. 3. Среда — Лакомка. В этот день тёщи приглашали на блины зятьёв с женами.
Слайд 8. 4. Четверг — Разгул. В этот день проходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните поговорку «лежачего не бьют»?).
Слайд 9. 5. В пятницу — Тёщины вечера. Целый ряд масленичных обычаев был посвящен будущим свадьбам и молодоженам. Неуважение Зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, становилось поводом к вечной вражде между ним и тёщей.
Слайд 10. 6. В субботу — Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Слайд 11. 7. Воскресенье — Проводы, Прощальный день (или Прощеное воскресенье): все непременно приветствовали друг друга поцелуем и говорили: «Прости меня, пожалуйста». А им отвечали: «Бог тебя простит».
В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. Представить себе русский народный фольклор без частушек невозможно. Частушки являются неотъемлемой частью многих народных праздников, в том числе и Масленицы. Частушки дружно пели во время народных гуляний, сопровождая пение игрой на русских народных инструментах.
Я хочу загадать вам ещё одну загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт… (деревянная ложка)
Слайд 12. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.
Уважаемые коллеги! Я хочу пригласить Вас поучаствовать в моем мастер-классе и стать на время небольшим ансамблем ложкарей
Слайд 13. Давайте рассмотрим ложку. Части ложки называются: ручка – «черенок», часть, которой черпают суп – «черпачок» или «черпак», тыльная сторона черпачка – «щека» или «пяточка».
Известно множество приёмов игры на ложках, но многие для детей дошкольного возраста сложны. Сегодня я покажу вам несколько элементарных приемов, которые являются отличным материалом для музицирования и развития детей. Это те «кирпичики», из которых ребёнок потом с помощью педагога сможет построить сложные ритмические сооружения.
Слайд 14. Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса. Использовать самые простые приёмы можно и стоя. А вот сложные, когда обе ложки в одной руке, лучше сидя на стуле.
1 приём: Часики. Будем двигать руками, как будто тикают часики, тик-так, тик-так.
2 приём: Тарелочки. Скользящие движения вверх-вниз.
3 приём: Блинчики. Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» или «щеке» левой ложки, потом по «пяточке» или «щеке» правой ложки.
4 приём: Солнышко. Движение по кругу.
5 приём (сложнее): Ложки держат одной рукой (правой), между черенками указательный палец, большой палец сверху, кисть расслаблена. Приём Колобок (колобок сидел на окошке, спрыгнул на крылечко, на тропинку и в лес)
Слайд 15. А теперь давайте попробуем сыграть на ложках под музыку. Под частушки про Масленицу! (все приёмы по очереди).
Слайд 16. Огромное Вам спасибо, коллеги, за то, что помогли организовать такой замечательный небольшой народный оркестр. Хочется отметить, что игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание дошкольников. Помимо воспитательной роли и приобщения детей к русскому народному творчеству, она помогает развитию музыкальной памяти, ритмического и тембрового слуха, помогает выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также игра на ложках развивает координацию движений и быстроту реакции, помогает избавиться от рассеянности, невнимательности, заторможенности или, наоборот, от гиперактивности. Для любого детского праздника ансамбль ложкарей – это эксклюзивное украшение, а для зрителей – восторг и незабываемые впечатления. Спасибо вам огромное.
Слайд 17. Вернёмся к празднованию Масленицы. Важным ритуалом праздника считается сжигание чучела Масленицы. Его делают в виде большой куклы из соломы, наряжают старой одеждой, платком. Чучело символизирует зиму, все старое, болезни, неудачи. Сжигая его, прощаются со всем плохим и приветствуют весну – время обновления и приятных перемен.
Также в конце зимы изготавливали маленькую куклу, которую зовут Дочкой Масленицы. Ее мастерили либо за несколько дней до праздника, либо во время него. Над созданием оберега работали женщины вместе с детьми. Мужчинам это задание никогда не доверяли. Через год после создания оберег сжигали или пускали по воде. Считалось, что таким образом семья избавляется от всех бед, которые преследовали ее в течение целого года.
У меня для вас подготовлены заготовки куколок из деревянных палочек и кусочков ткани. Я предлагаю вам повязать на них платочки.
(Повязываем платочки)
Я хочу вручить вам по такой куколке. Пусть она будет вам оберегом в течение этого года. А в следующем году Вы можете сжечь её на Масленицу и избавиться от всех бед и всего плохого.
Слайд 18. В заключение мне хотелось бы отметить, что работа по данной программе очень важна в воспитании подрастающего поколения. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Поэтому данная педагогическая технология очень актуальна в настоящее время, когда мы должны воспитывать у дошкольников чувство патриотизма и любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс
В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы, фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....

Мастер-класс "Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны. Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы....

Мастер класс для воспитателей «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных ма...

Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры
В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство ручного труда. Вязание крючком
Тема: «Вязание крючком»Подготовила: инструктор по физкультуре Артемьева А.С.Цель :- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям;Задачи мастер-кла...