Использование интерактивных игр как средство развития дошкольников с ТНР
презентация
Использование интерактивных игр как средство развития дошкольников с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnye_igry.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Современный мир… Чем он отличается от мира в прошлом? В современном мире информационные технологии используются не только в жизни взрослого, но и являются средством эффективного обучения детей. Согласно ФОП ДО применение инновационных технологий в настоящее время в практике воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации – важнейшее условие умственного, творческого и морально-нравственного развития детей.
Что такое ИКТ? Под этим обобщенным понятием понимается использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок и т.д. В настоящее время современный образовательный процесс мы представляем обязательно с использованием мультимедийных технологий, которые дают разнообразные возможности для реализации творческих инициатив воспитателям и воспитанникам. (2 слайд)
На сегодняшний день одной из самых важных задач специальной педагогики является повышение результативности процесса коррекции множественных нарушений развития речи у детей с ТНР. Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые в большей степени соответствуют поставленной цели развития личности. Интерактивные игры могут способствовать решению этой задачи. Сначала дошкольники общение с компьютером воспринимают как игровую деятельность, а в более старшем возрасте уже как учебную. (3 слайд)
Какие особенности речи характерны для детей с ТНР? Нарушение звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова. Помимо этого, у них отмечается наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи. Наблюдаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. В чем они выражаются? Им свойственны нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, низкая мотивация, замкнутость, определенные трудности в общении с окружающими, в установлении контактов со своими сверстниками. (4 слайд)
Интерактивные игры являются современным методом обучения и разностороннего развития ребенка. Что отличает интерактивные методы от активных? Их особенность состоит в том, что они ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателями, но и друг с другом и на преобладание активности дошкольников в процессе обучения. Педагог в интерактивной игре направляет деятельность детей на достижение поставленных целей и разрабатывает план занятия. (5 слайд)
В коррекционной работе с детьми с ТНР требуется особый индивидуальный подход, потому что им необходима постоянная эмоциональная поддержка на занятиях. Использование интерактивных игр на занятиях помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать коррекционную деятельность более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности. (6 слайд)
Интерактивные игры позволяют вести коррекционную работу с детьми с ТНР по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие артикуляционной и мимической риторики;
- совершенствование просодических компонентов речи (дыхание, темп, ритм);
- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование лексико-грамматического строя, связной речи;
- развитие мелкой моторики. (7 слайд)
Стоит отметить, что при проведении интерактивной игры важно соблюдать ее последовательность. Рассмотрим ее.
1 этап – В этом этапе ребенок погружается в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут найти способы, как справиться с поставленной задачей.
2 этап – основной. Дети занимаются активной деятельностью, и все психические процессы у них включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, речь, воображение.
3 этап – заключительный. На этом этапе подводятся итоги игры. Кроме того, этот этап необходим для снятия зрительного напряжения. Рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжения. (8 слайд)
В своей работе мы используем интерактивный наборы компьютерных игр «Мерсибо» для проведения занятий с детьми. Они, разработанные командой опытных специалистов, предусматривают развитие всех компонентов речи. Такие игры состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок погружается в сюжет игры: ищет сокровища, чистит море от загрязнений, помогает сказочному герою и параллельно с этим упражняются в развитии фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также закрепляют изученные буквы, учатся читать и т.д. Именно наличием мотивационного и развивающего компонента эти игры отличаются от других.
Дети имеют возможность выполнять упражнения более лучше и в полном объеме, потому что изображения на экране появляются последовательно. Благодаря использованию анимации и сюрпризных моментов, коррекционно-развивающий процесс становится более занимательным. Дети получают похвалу не только от педагога, но и со стороны героев игры, что вызывает у ребенка больший восторг.
Набор игр «Начинаю говорить» отлично подходит для занятий с детьми с ТНР. Жизнерадостные и добрые герои помогут начать говорить, а именно: повторять, подражать, произносить различные звуки и слова. В набор входят двенадцать игр, цель которых: развитие речевого слуха, повторение простых звуков, подражание голосам животных, выполнение простых логических заданий, различение речевых и неречевых звуков.
Набор «Работа над ошибками» предназначен для старших дошкольников. В него входят тринадцать игр, цель которых: обнаружение и исправление ошибок. Такие игры помогут ребенку: запомнить написание букв, найти и исправить ошибки в словах, научиться читать по слогам, выучить словарные слова, выделять корни слов, подбирать и вставлять пропущенные буквы.
Набор «Начинаю читать» включает в себя двенадцать игр. Такие игры направлены на: знакомство с буквами и звуками, тренировку навыка слогового чтения, запоминание написания слов, формирование умения составлять слова из букв и слогов, освоение звуко-буквенного анализа, развитие зрительной и слуховой памяти.
Набор «Ума палата» состоит из одиннадцати игр, которые способствуют: формированию математических представлений, освоению послогового чтения, изучению цветов и оттенков, расширению знаний о мире.
Набор «Игровая карусель» включает в себя двенадцать интерактивных игр, которые направлены на: расширение словарного запаса, изучение временных понятий, развитие связной речи, работу над звукопроизношением, изучение и подбор рифм, а также формирование умения понимать звуковой состав слова.
Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что при системной работе, направленной на коррекцию нарушений речевого развития у детей с ТНР, с использованием интерактивных игр в сочетании с традиционными методами, возможно значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. (9 слайд)
Список использованных источников
- Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
- Микляева Н. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного воспитания / Н. В. Микляева. – М.: Юрайт, 2022. – 451 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
- Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивной доски, как средство развития познавательного интереса старших дошкольников»
педагогическое мероприятие...
Консультация для педагогов " Использование интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников"
Данный материал в помощь педагогам при освоении интерактивной доски , использование её на практике....
Использование интерактивной доски как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дети с речевыми нарушениями проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея б...
Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, вз...
Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников
Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников Математика в настоящее время перестала быть предметом занятий только ученых, теперь занятия математикой привлекают к ...
Проект "Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников"
Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников...
Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников
А так же наша группа использует в работе интерактивные игры компании МЕРСИБО, я представлю вам те варианты мультимедийных игр, которые используем на занятиях с применением интерактивного п...