Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки
проект (младшая группа)

Гаврилова Татьяна Витальевна

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lepka.docx224.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«центр развития ребенка – детский сад № 134 «Жемчужинка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством  лепки»

Picture background

Содержание:

1. Аннотация

2. Основная часть

3. Модель реализации проекта

4. Этапы реализации проекта

5. Список используемой литературы

Аннотация

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.

Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.

 Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

Основная часть 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через  использование  тестопластики.

Задачи: 1. создать педагогические условия развития творчества у дошкольников на основе тестопластики;

2. обеспечить положительную динамику развития творчества у дошкольников;

3. обучить технологии  изготовления изделий из солёного теста: способам, приемам лепки, овладение основами создание образа;

4. формировать умение самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

5. формировать активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах развития творческих способностей. 

Обучающие:

1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

Технические:

1.Развивать координацию движения рук;

2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук;

2.Развивать речь;

3.Расширять словарный запас;

4.Расширять кругозор;

5.Развивать наблюдательность;

6.Развивать эстетический вкус;

7.Развивать образное и логическое мышление;

8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Социальные:

1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Новизна проекта.                     Инновация  программы заключается: 

- в введении в совместную  продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста  использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой Т.Н. Дороновой  «Радуга»; 

- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование  у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;

в комплексном использовании творческих упражнений,  проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации  творческого воображения;

- в интеграции  тестопластики с образовательными  областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;

Предполагаемый результат: Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

3.Инструменты и приспособления для лепки;

4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

5.Правила оборудования рабочего места;

Должны уметь:

1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

6.Соблюдать технику безопасности;

7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;

8.Работать в коллективе.

Участники проекта: дети детского сада, воспитатель Гаврилова Татьяна Витальевна.

Модель реализации проекта

Дети

Воспитатель

 Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности.

Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с соленым тестом.

Творческие отчеты - организация выставки творческих работ .

Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Картотека схем, таблиц, технологических карт по изготовлению работ.

Консультации.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный);

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный (обобщающий, аналитический)

Содержание проекта

Месяц

Мероприятия

Итоговый продукт

1 этап подготовительный  (проектировочный, организационный)

Задачи: подготовка дошкольной организации к деятельности в новых условиях,  анализ  и определение стратегии реализации проекта, создание эффективной системы управления проектом

Разработка локальных нормативных актов ДОУ по организации проектной деятельности в дошкольной организации

Пакет локальных нормативно-правовых документов

Анализ условий реализации проекта

Оснащение необходимым оборудованием и материалами

Оц Выявление уровня  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Справка по итогам мониторинга развития воспитанников

Подбор методической, справочной
литературы

Методическая копилка

Разработка учебно-методического комплекса по  художественно-эстетическому развитию дошкольников

Разработка дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому направлению

Кейс учебно-методических материалов по применению нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Программа дополнительного образования «Радуга творчества»,

Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Соответствие предметно-пространственной развивающей среды требованиям ФГОС

2 этап основной (практический, деятельностный)

Задачи: внедрение

Сентябрь 2024 – май 2025

Работа с детьми:

1.Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок.

2.  Внедрение в продуктивные виды деятельности тестопластику.

3.Чтение художественной литературы.

4. Рассматривание технологических карт по изготовлению работ из соленого теста, иллюстраций к сказкам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, 

5. Индивидуальная работа с детьми

6.Групповые и индивидуальные выставки детских работ «Юные таланты».

Совершенствование у дошкольников изобразительных умений

Повышение интереса к изобразительной деятельности.

Развитие и укрепление мелкой моторики рук.

Работа с педагогами:

1.Консультации для педагогов

«Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, в аспекте здоровьесберегающих технологий».

 «Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики».

2.Педагогический совет «Творческое развитие дошкольников».

Повышение компетентности педагогических работников в вопросах организации продуктивных видов деятельности.

Работа с родителями:

1.Изготовление печатных консультаций по темам:

«Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей»

 «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию творческих способностей и мелкой моторики у детей»

2. Методические рекомендации для родителей

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста».

3. Родительское собрание «Руки учат говорить».

4.Проведение совместных развлечений «Мы- волшебники».

5. Выставка малых скульптур «Волшебная сила искусства».

Итоговое занятие «Волшебное тесто».

Повышение компетентности родителей в развитии творческих способностей воспитанников

3 этап заключительный (обобщающий, аналитический, контрольно-коррекционный)

Задачи: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов

май 2025

Мониторинг эффективности        

Аналитическая справка

Оценка степени удовлетворенности

родителей (законных представителей)

Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей в форме круглого стола, анализ деятельности.

Итоговый отчет

Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы.

Список  используемой литературы:

1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с. 

2. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.

3.  Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....