Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки
проект (младшая группа)
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 224.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития ребенка – детский сад № 134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки»
Содержание:
1. Аннотация
2. Основная часть
3. Модель реализации проекта
4. Этапы реализации проекта
5. Список используемой литературы
Аннотация
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Основная часть
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через использование тестопластики.
Задачи: 1. создать педагогические условия развития творчества у дошкольников на основе тестопластики;
2. обеспечить положительную динамику развития творчества у дошкольников;
3. обучить технологии изготовления изделий из солёного теста: способам, приемам лепки, овладение основами создание образа;
4. формировать умение самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
5. формировать активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах развития творческих способностей.
Обучающие:
1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
Технические:
1.Развивать координацию движения рук;
2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику рук;
2.Развивать речь;
3.Расширять словарный запас;
4.Расширять кругозор;
5.Развивать наблюдательность;
6.Развивать эстетический вкус;
7.Развивать образное и логическое мышление;
8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Новизна проекта. Инновация программы заключается:
- в введении в совместную продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой Т.Н. Дороновой «Радуга»;
- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;
- в комплексном использовании творческих упражнений, проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации творческого воображения;
- в интеграции тестопластики с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;
Предполагаемый результат: Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
3.Инструменты и приспособления для лепки;
4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
5.Правила оборудования рабочего места;
Должны уметь:
1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
6.Соблюдать технику безопасности;
7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8.Работать в коллективе.
Участники проекта: дети детского сада, воспитатель Гаврилова Татьяна Витальевна.
Модель реализации проекта
Дети | Воспитатель |
Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с соленым тестом. Творческие отчеты - организация выставки творческих работ . | Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Картотека схем, таблиц, технологических карт по изготовлению работ. Консультации. |
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный);
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный (обобщающий, аналитический)
Содержание проекта
Месяц | Мероприятия | Итоговый продукт |
1 этап подготовительный (проектировочный, организационный) Задачи: подготовка дошкольной организации к деятельности в новых условиях, анализ и определение стратегии реализации проекта, создание эффективной системы управления проектом | ||
Разработка локальных нормативных актов ДОУ по организации проектной деятельности в дошкольной организации | Пакет локальных нормативно-правовых документов | |
Анализ условий реализации проекта | Оснащение необходимым оборудованием и материалами | |
Оц Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. | Справка по итогам мониторинга развития воспитанников | |
Подбор методической, справочной | Методическая копилка | |
Разработка учебно-методического комплекса по художественно-эстетическому развитию дошкольников Разработка дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому направлению | Кейс учебно-методических материалов по применению нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Программа дополнительного образования «Радуга творчества», | |
Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. | Соответствие предметно-пространственной развивающей среды требованиям ФГОС | |
2 этап основной (практический, деятельностный) Задачи: внедрение | ||
Сентябрь 2024 – май 2025 | Работа с детьми: 1.Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок. 2. Внедрение в продуктивные виды деятельности тестопластику. 3.Чтение художественной литературы. 4. Рассматривание технологических карт по изготовлению работ из соленого теста, иллюстраций к сказкам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, 5. Индивидуальная работа с детьми 6.Групповые и индивидуальные выставки детских работ «Юные таланты». | Совершенствование у дошкольников изобразительных умений Повышение интереса к изобразительной деятельности. Развитие и укрепление мелкой моторики рук. |
Работа с педагогами: 1.Консультации для педагогов «Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, в аспекте здоровьесберегающих технологий». «Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики». 2.Педагогический совет «Творческое развитие дошкольников». | Повышение компетентности педагогических работников в вопросах организации продуктивных видов деятельности. | |
Работа с родителями: 1.Изготовление печатных консультаций по темам: «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей» «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию творческих способностей и мелкой моторики у детей» 2. Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста». 3. Родительское собрание «Руки учат говорить». 4.Проведение совместных развлечений «Мы- волшебники». 5. Выставка малых скульптур «Волшебная сила искусства». Итоговое занятие «Волшебное тесто». | Повышение компетентности родителей в развитии творческих способностей воспитанников | |
3 этап заключительный (обобщающий, аналитический, контрольно-коррекционный) Задачи: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов | ||
май 2025 | Мониторинг эффективности | Аналитическая справка |
Оценка степени удовлетворенности родителей (законных представителей) | ||
Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей в форме круглого стола, анализ деятельности. | Итоговый отчет | |
Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы. |
Список используемой литературы:
1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
2. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
3. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892449-1486723768.jpg)
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1107762-1549008734.jpg)
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-958351-1507886296.jpg)
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»
Творческие работы на логопедических занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655507-1440670935.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655507-1440670935.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/24/picture-1389837-1645677980.jpg)
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...