Рабочая программа "Мастерилка"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Мастерилка»
для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мамонтенок»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от « » _______ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад «Мамонтенок» г.Салехарда ______________ Бекк О.П.. Приказ № от « » _______ |
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Мастерилка»
для детей 5-7 лет
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель:
Ворновицкая Е.В.
Салехард, 2024-2025 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….………………….3 1.1.1.Актуальность………………………………………………………………………………3
1.1.2. Цель и задачи……………………………………………………………………………...3
1.1.3. Связь с другими образовательными областями………………………………………...4
1.1.4. Целевые ориентиры освоения программы …………………………………………….5
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет……5
2.2. Методы и приемы обучения ручному труду……………………………………………….6
2.3.Календарно-тематическое планирование работы с детьми………………………….…….8
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план………………………………………………………………………………..14
3.2 Используемая литература……………………………………………………………………16
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность.
Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей, стимулирует желание детей трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы и, конечно, ее результат. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через ручной труд играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Ручной труд - это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором. Готовые поделки - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и комплексное воздействие на развитие ребенка.
Новизна заключается в том, что программа «Сундучок идей» художественно-эстетической ориентации, направлена на создание красивых предметов и развитие интереса детей к ручному труду, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения; учет потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
1.1.2 Цель и задачи
Цель: развитие инициативы, выдумки, увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка в процессе организации ручного труда
Задачи:
•Развивать художественные, творческие способности, фантазию, эмоциональную отзывчивость, воображение, мелкую моторику дошкольника.
•Развивать умение анализировать, планировать, создавать работу по образцу. •Развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности, укрепление уверенности в своих силах.
•Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.
•Воспитывать творческую, активную и самостоятельную личность.
Образовательная область | Задачи по образовательным областям |
Социально-коммуникативное развитие | Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в образовательной деятельности по художественному труду. Включать современные образовательные технологии в образовательную деятельность. |
Познавательное развитие | Развивать познавательно-интеллектуальные способности к самостоятельному творческому самовыражению |
Речевое развитие | Развивать коммуникативные навыки общения взрослого с детьми. |
Художественно-эстетическое развитие | Прививать любовь детей к ручному труду, как к художественной деятельности для самовыражения; Развитие у детей творческих способности. |
1.1.3. Связь с другими образовательными областями
1.1.4. Целевые ориентиры освоения программы
• Наличие интереса к художественному труду; стремление к самовыражению через художественное творчество.
• Выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении задач;
• Осуществление организации и планирования самостоятельной трудовой деятельности.
• Изготовление изделий по образцу, рисунку, схеме, чертежу;
• Выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
• Осуществление декоративного оформления и отделки изделий.
• Художественно-эмоционально отношение к рассматриваемому предмету.
Ожидаемый результат:
1.Различать технологии ручного труда.
2.Уметь выполнять работы с использованием различных материалов. 3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс.
4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами.
5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ.
6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Дети старшего дошкольного возраста владеют умениями анализировать условия, в которых протекает их продуктивная деятельность. Способны выделять основные части предполагаемой работы. Конструктивная деятельность из разнообразного материала может осуществляться на основе схем, по замыслу и по условиям.
Дети могут конструировать из бумаги, из природного и бросового материалов. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образцу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Дети способны создавать необходимые для игры предметы. В процессе конструирования из бумаги, природного и бросового материалов они овладевают обобщенными способами создания предметов.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.
Работа с природным материалом ― листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает детям возможность знакомиться с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Ребенок, придумывая тему своей работы, творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Дети начинают осваивать умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети намечают пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов.
У детей, работая коллективно, формируется умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности.
2.2. Методы и приемы обучения ручному труду по программе
Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов: наглядный, словесный, игровой.
Приемы
- прием показа способов деятельности, совместной деятельности;
- объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение;
- игровые приемы;
- создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;
- поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного труда и изобразительного искусства;
- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.
Содержание образовательной деятельности по ручному труду:
• Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров;
• Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр;
• Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов;
• Работа с пластилином – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров;
• Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок.
Календарно-тематический план образовательной деятельности к дополнительной общеобразовательной программе «Мастерилка»
№ | Сентябрь НОД | Цель | Материал | Часы |
1. | Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. | Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья. | 1 |
2. | «По грибы пойдем» | Продолжать учить детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания. | Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках | 1 |
3. | «Волшебная бумага» | Знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, ножницы, карандаши. | 1 |
4. | «В подарок нашим бабушкам и дедушкам» | Изготовить поздравительные открытки по шаблону. Научить самостоятельности и аккуратности | Цветная бумага, ножницы, карандаши. | 1 |
№ | Октябрь НОД | Цель | Материал | Часы |
5 | «Осенние картины» | Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. | Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций. | 1 |
6 | 1 | |||
7 | «Сказочные герои леса» | Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками. | 1 |
8 | 1 | |||
9 | Моделирование игрушек по замыслу детей. | Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала.
| Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки. | 1 |
№ | Ноябрь НОД | Цель | Материал | Часы |
10 | «Волшебные тарелочки» | Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Бумажная тарелка, цветная бумага, краски клей, ножницы, образец. | 1 |
11 | «Во дворе у бабушки» | Создать коллективную модель деревенского двора по технике оригами. Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани. | 1 |
12 | 1 | |||
13 | «Птичка-синичка» | Развивать детское творчество, мелкую моторику; учить комбинировать бумагу, разных цветов. воспитывать интерес к работе, аккуратность в работе с клеем. | Ножницы, цветная бумага, клей, образец. | 1 |
№ | Декабрь НОД | Цель | Материал | Часы |
14 | «Долгожданная гостья» | Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины | Цветная бумага (зелёная), картон, ножницы, клей, образец. | 1 |
15 | «Новогодние игрушки» | Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Цветная бумага; картон шаблоны ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; краски; баночки с водой; салфетки. | 1 |
16 | 1 | |||
17
| «Объемные снежинки»
| Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец.
| 1
|
№ | Январь НОД | Цель | Материал | Часы |
18 | «Зимняя рукавичка» | Продолжать учить детей вырезать аккуратно ножницами полоски из бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию, использовать разную технику работы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. | Цветная бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы. | 1 |
19 | «Птичка-синичка» поделка из цветного картона | Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города, способствовать развитию умений выполнения поделок из бумаги. Развивать мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь. | Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец. | 1 |
20 | «Полярный медвежонок» | Научиться конструировать, из картонной втулки, поделку белого медвежонка, с элементами рисования | Кисточки, краски, баночка, , белый картон, фломастеры | 1 |
№ | Февраль НОД | Цель | Материал | Часы |
21 | «Блокадная ласточка» аппликация | Сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда. Сделать эмблему из цветной бумаги по образцу. | Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец. | 1 |
22 | Открытка-письмо солдату | Учить задумывать содержание письма-открытки. Учить красиво располагать изображение на листе. | Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец. | 1 |
Поделка для папы. | Продолжать учить детей делать объемные поделки. | |||
23 | 1 | |||
№ | Март НОД | Цель | Материал | Часы |
24 | Подарок для мамы. | Продолжать учить детей аккуратно вырезать по шаблону, создавать работу по образцу. | Цветная бумага, картон,клей-карандаш, ножницы. | 1 |
1 | ||||
25 | Аппликация кукла «Масленица» | Научить детей сворачивать цветную бумагу в гормошку. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности. | Втулка, цветной картон, клей-карандаш, ножницы | 1 |
1 | ||||
26 | «Пасхальный заяц» | Изготовление «зайца-коробочки» для яйца методом оригами, и окрашивание пасхального яйца. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям;развивать концентрацию внимания и творческие способности. | Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец. | 1 |
№ | Апрель НОД | Цель | Материал | Часы |
27 | «Ракета «Восток» «Ворона» из втулки | Совершенствовать умение лепить ракету; самостоятельно находить приемы передачи в разных космических ситуациях; совершенствовать у детей фантазию воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. Продолжать учить детей работать с бросовым материалом. Развивать творческие способности, мелкую моторику, осуществлять зрительный контроль. Развивать усидчивость, аккуратность, внимание, воображение, желание доводить начатое дело до конца. | Пластилин цветной, стеки, картон плотный Клей карандаш, втулка, цветная черная бумага, ножницы. | 1 |
28 | 1 | |||
29 | «Ежики» | Учить делать игрушку по образцу, соразмеряя его части. Развивать инициативу, творчество, воображение. Формировать желание сделать свою работу красивой. Воспитывать устойчивый интерес к работе, бережное отношение к природному | Цветная бумага Клей Карандаш Природный материал палочка Ножницы | 1 |
30 | «Подвеска МЧС» | Познакомить детей с материалом – фоамиран. Учить детей делать аппликацию по образцу. Правильно соотносить расположение частей. Закрепить правильно работать с клеем, ножницами. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Фоамиран, клей, ножницы, линейка | 1 |
№ | Май НОД | Цель | Материалы | Часы |
31 | Поздравительная открытка ко дню Победы Девушка «Весна» | Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Продолжать учить детей вырезать ровные полоски, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи клея. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец. Демонстрационные рисунки с поделками. | 1 |
32 | 1 | |||
33 | «Девочки и мальчики» | Учить изготавливать поделку из одноразового стаканчика. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, терпение, усидчивость, аккуратность. | Картон Скотч двухсторонний Ложечки одноразовые Тесьма Ножницы Бумага гофрированная | 1 |
34 | «Гусеница» | Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала. Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе. | Картон Ячейки из-под яиц Ленточка Ножницы Пластилин Гуашь | 1 |
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1.Учебный план
Общеразвивающая программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей художественному труду в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1год.
Работа по развитию творческих навыков строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Организованная образовательная деятельность (ООД) проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учетом требований санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПин 2.4.1.3648-20;
СанПин1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебный план
№ п/п | Возрастная группа | Количество организованной образовательной деятельности | Продолжительность ООД | ||
В неделю | В месяц | Учебный год | |||
1 | Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет | 1 | 4 | 35 | 25 мин |
Структура ООД
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводная Мотивация детей на продуктивную деятельность, введение в тему. Основная Объяснение материала и показ способа действия. самостоятельная работа Заключительная Предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) | 2-3 мин. 20 мин. 2-3 мин. | |||
Итого: | 25 мин. |
Организованная образовательная деятельность проводится во вторую половину дня, на группе, продолжительностью 25 минут. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в конкурсах ДОУ, города, области. Диагностика детей проводится на начало и конец учебного года.
1.
Список использованной литературы:
1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г
2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.
6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
7. Селезнева Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. - Литера, 2012 г.
8. Цыгвинцева О.А.Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. - 2013. СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...