доклад для педагогов ДОУ "нравственно-патритичеке воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
методическая разработка

Валиуллина Аделина Сергеевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov_dou.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №220 г.уфы

ДОКЛАД

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания:

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Цель патриотического воспитания:

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие Задачи:

Формирование нравственно-духовных особенностей личности;

Формирование чувства гордости за свою нацию;

Формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

Формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина.

Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Формы и методы организации работы:

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в начале учебного года составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам:

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочиваем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы проводили акцию «Голубь мира», изготовляли вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия разучивали военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Организовывали экскурсию в краеведческий музей в «Зал боевой славы».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формировали понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник с детьми группы проводили: занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну; праздник-поздравление пап стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательный конкурс «Наша армия сильна, защищает нас она».

Международный женский день посвящали формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

Традиционно мероприятия в этот день посвящали поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делали для них подарки, развивая свои творческие способности, проводили праздник-поздравление«Мамин день 8 марта», приурочивали постановки музыкальных сказок: «Красная Шапочка на новый лад», «Волк и семеро козлят на новый лад».

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и  не должны забывать о происходящих событиях.

Народные праздники:

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе организовывали: беседы-занятия по ознакомлению детей с традициями и обычаями русского народа, народным бытом; экскурсию в краеведческий музей в зал «Русская изба»; знакомили детей с народными играми «Кошка и мышки», «Пятнашки», «Караси и щука», «Гуси-лебеди» и т.д.

Организовывали празднование Масленицы. Детей знакомили с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекали родителей.

Организовывали с детьми и педагогами ДОУ народные праздники: «Весёлая Ярмарка»,«Осенины».

Спортивные игры:

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов. Проводили такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель; перетягивание каната; «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на «лошадках» и больших мячах.

Особую роль в воспитании патриотических чувств у детей, играют совместные соревнования детей и родителей. С инструктором по физической культуре организовывали спортивные праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», в которых папы с сыновьями участвовали в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков.

Занятия по изучению государственной символики:

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание детьми государственной символики страны. Для её изучения проводили с детьми соответствующие занятия-беседы: «Люби свою Родину», «Символика России». Занятия проводили с помощью информационно - комуникационных технологий (показ презентации «Наша родина Россия», прослушивание аудиозаписи гимна). Цель такой организованной деятельности привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своей республике, воспитывать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также прививать познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины:

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в группе тематического уголка «Моя Родина Хакасия». В нем размещены: альбомы «Мой город Саяногорск», «Достопримечательности Хакасии», образцы изделий народного (хакасского) творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Организовывали с детьми экскурсию в краеведческий музей в зал «Древности», посещали достопримечательности города: городскую детскую библиотеку, ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс), городской сквер и т.д.

Проводили с детьми организованную образовательную деятельность по патриотическому воспитанию: «Моя республика - Хакасия», «Мой город», «В мире прекрасного». Дети узнавали об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях республики, знакомились с хакасским фольклором. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Хочется верить, что проводимая нами работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающих духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Выполнила: Воспитатель  

подготовительной группы №11

Валиуллина А.С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Методические рекомендации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества....