Опыт работы на тему: «Формирование музыкально творческих способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Опыт работы на тему: «Формирование музыкально творческих способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование» будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 26.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему: «Формирование музыкально творческих способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Детство – жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от того в решительной степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творчестве. Используя метод вариативности, где сочетаются элементы программ и технологий с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ, стараюсь соответствовать требованиям времени и применяю в своей работе элементы программы Тютюнниковой Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Элементарное музицирование является одним из направлений творческой деятельности, в которой происходит самовыражение ребёнка. Это процесс, где объединены речь, пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Цель – формирование способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.
Для достижения данной цели можно выделить ряд задач:
- создать условия для творческого развития каждого ребёнка;
- развить природную индивидуальность детей, способность к спонтанному творческому мышлению;
- обеспечить поддержку и повышение компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах элементарного музицирования
Основной принцип элементарного музицирования — это обучение в действии. Мой собственный подход заключается в реализации обучения на основе принципа удовольствия, заинтересованности, использовании сказочного сюжета и игровых форм.
Занятия элементарным музицированием строю опираясь на два основных метода:
Метод активации творческих проявлений, который подразумевает детское музицирование и игру в разнообразных формах, направляемых педагогом. Этот метод — способ развития детей.
Метод моделирования музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребёнку особенности выразительных средств и их отношений в доступной для него форме. Моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма.
Элементарное музицирование гармонично вплетается в структуру образовательной музыкальной деятельности и пронизывает все её виды. Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях.
Основные виды деятельности элементарного музицирования: Речевые упражнения, Музыкально-ритмические игры, Пение, Танец, Игра на детских музыкальных инструментах, Импровизированное движение, Озвучивание стихов и сказок, Пантомима, Музыкально-театрализованные игры, Спонтанная импровизированная театрализация.
Я бы хотела рассказать о некоторых из них, которые наиболее часто использую в своей работе.
Самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать музицирование, являются звучащие жесты. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, притопы, щелчки и т. д. Звучащие жесты можно использовать где угодно: в приветствии, по дороге в волшебный лес, знакомстве друг с другом. Ребята с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, используют их в импровизационных танцах.
Следующий вид деятельности - поэтическое музицирование — это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментами. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии - в импровизацию. Здесь соблюдается три единства: слышу, говорю, играю.
Игра на музыкальных инструментах занимает центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Всё начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями и жизнью. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследить в следующих ключевых фразах данного раздела: поиграй на своем инструменте, какие звуки в нем живут, сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь. Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь. Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть музыку дождя, солнечный свет, твое сегодняшнее настроение.
Музыкальные инструменты могут быть не только промышленного производства, но и изготавливаться из бросового материала. Привлечение родителей воспитанников к изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию и побуждает к активному участию в творческом процессе. С родителями воспитанников … группы был проведён мастер класс «Музыку сделаем сами – своими руками», где мы не только изготовили музыкальные инструменты, но и сыграли на них в оркестре.
Большой интерес для ребят представляют занятия в «Музыкальной лаборатории». Здесь проводим различные эксперименты и опыты со звуками «Поющие стаканы», «Как распространяется звук», изготавливаем шумовые инструменты. Фантазия и воображение вдыхают красочную жизнь в обычные бытовые звуки., ребят увлекает ритмом «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей».
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях, помогают ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Для этого я в своей работе использую самодельное многофункциональное дидактическое пособие «Музыкальный чемоданчик»
Функции пособия:
· создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
· развитие умения различать звучание музыкальных инструментов;
· вовлечение дошкольников в разные виды игровой и художественно - эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
· поддержание инициативы и стремления детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных инструментах;
· обучение старших дошкольников элементарной нотной грамоте;
· развитие самостоятельности в процессе музицирования с использованием дидактического пособия.
«Музыкальный чемоданчик» имеет четыре дидактических «поля». На лицевой стороне расположена магнитная доска, которую можно использовать при ознакомлении дошкольников с нотной грамотой.
На задней крышке чемоданчика закреплены карманы, в которых находятся мелкие пособия: предметные и сюжетные картинки, предметы для моделирования ритма, длительности и динамики звуков.
Внутри чемоданчика два дидактических «поля», на которых закреплены музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты можно менять и заполнять ими чемоданчик в соответствии с поставленными задачами.
Дети могут играть в различные музыкально-дидактические игры: «Выполни задание», «Определи инструмент», «Слушай внимательно», «Сколько нас поет?», «Отгадай по ритму» и другие сначала со взрослыми, затем и самостоятельно.
В заключении хочу сказать, что работа по элементарному музицированию обладает эмоциональным психологическим и социальным воздействием, способна оказывать влияние на личностные качества, формируя при этом совместную музыкально- творческую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
Активизация музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.
В основе данного педагогического опыта идея элементарного музицирования, как коллективной синкретической деятельности, которая способствует активизации музыкальных – творческих способностей детей дошк...
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Доклад по теме самообразования "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности"
Самообразование...
Презентация "Опыт работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинография»
Презентация полезна для воспитателей. работающих по теме "НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"...
Из опыта работы «Формирование познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
В материале показаны приемы формирования познавательно-творческих способностей детей через использование метода проектов....