Агрессивный ребёнок
консультация
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Агрессивный ребёнок в группе детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnyy_rebyonok_v_gruppe_detskogo_sada.docx | 599.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Образовательный центр №2 г. Челябинска»
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Агрессивный ребёнок в группе детского сада»
Дата проведения: 14.01.2025
Выступление подготовила:
Педагог-психолог
Давыдова К.Э
Челябинск, 2025
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с агрессивными детьми.
Задачи:
- Дать теоретические знания по теме агрессия.
- Выработать способы выплеска агрессивных тенденций у детей в условиях группы.
Формат мероприятия: очный.
Длительность мероприятия: 30 мин.
Оборудование: -
План занятия
- Вступительное слова педагога-психолога.
- Упражнение «Мои чувства»
- Мини-лекция «Детская агрессия»
- Упражнение «Он хороший»
- Заключительное слово педагога-психолога
Ход мероприятия:
1. Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! В каждой группе детского сада есть хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Такой ребёнок дерётся, отбирает игрушки, обзывается, одним словом, становятся «грозой» всего коллектива. Такого ребёнка очень сложно принять, а ещё сложнее понять. Наличие такого ребёнка в группе вызывает недовольство других родителей и, конечно же, желание избавиться от такого маленького агрессора. Именно о таком ребёнке мы сегодня будем говорить на нашем семинаре. Но прежде, чем начинать разговор на эту тему я предлагаю немного настроиться на работу и выполнить такое упражнения, которое называется «Мои чувства».
2. Упражнение «Мои чувства»
Цель: актуализировать чувства педагогов в отношении ситуации, когда в груше есть агрессивный ребёнок.
Оборудование: нет.
Описание: психолог предлагает участникам выразить одним словом свои чувства в отношении ситуации, когда в груше есть агрессивный ребёнок.
3. Мини-лекция «Детская агрессия»
А теперь небольшая лекция про детскую агрессию. Что же такое детская агрессия?
Детская агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия не бывает без эмоции гнева. Как правило, гнев, злость - это то, что на поверхности, а внутри могут быть совершенно другие переживания.
Давайте представим, что наши эмоции — это сосуд и на самой верхушке этого сосуда находятся такие чувства, как гнев, злость, раздражением. Это то, что мы с вами видим. Если спуститься ниже на один уровень, то, как вы думаете, какие чувства там будут спрятаны, какие чувства могут вызвать агрессию? (педагоги предлагают свои ответы). Это действительно такие переживания, как боль, страх, обида. Эти чувства, очень страдательные, поэтому их сложно высказать, о них обычно умалчивают и иногда даже не осознают. Если спускаться ниже по кувшину, то попробуйте ответить на такой вопрос: «От чего возникают «страдательные» чувства?» (педагоги дают свои ответы). Причина возникновения боли, страха, обиды лежит в неудовлетворении потребности. Мы сейчас не будем говорить о всех потребностях человека, а остановимся на тех, которые связаны с общением ребёнка с окружающими людьми. К этим потребностям мы можем отнести: потребность в любви, понимании, принятии, ласке, успехе, уважении, свободе, развитии, успехе и т.д. Всегда за негативным переживаем, а в нашем случае за агрессией, будет стоять нереализованная потребность. А на самом дне нашего кувшина находится наше отношение к самому себе: я -хороший, я - любимый, я - могу и т.д.
Конечно, формирование отношения ребёнка к самому себе должно происходить в семье. Но нам как педагогам тоже очень важно знать, что происходит с ребёнком, как появляется у него агрессия и каковы причины её возникновения.
Причины проявления агрессии так же разнообразны и соответственно способы профилактики или устранения агрессии в каждом случае будут свои. Давайте попробуем, определись с вами эти причины и способы профилактики в группе.
Причина | Метод коррекция |
Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки | Подвижные игры, спортивные эстафеты, «Минуты радости» |
Различные нарушения семейного воспитания (чрезмерное ограничение активности, дефицит родительского внимания, неудовлетворение основных потребностей ребёнка, жестокое обращение в семье, вседозволенность, подкрепление нежелательных действий ребёнка, личностные особенности родителей) | Налаживать эмоциональный контакт с ребенком |
Низкий уровень развития коммуникативных навыков | Обучение сюжетно-ролевой игре, включение ребёнка в игры с другими детьми. На первых порах непосредственное участие педагога в игре, а затем наблюдение |
Косвенно стимулирующая агрессия (СМИ, игрушки) | Препятствовать появлению в группе агрессивных игрушек, перевод агрессивных игр в конструктивное русло: игры в пиратов, охотников за сокровищами, богатырей, рыцарей; проигрывание и проговаривание положительных ситуаций. |
Внутренняя неудовлетворенность ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно если ему присуще стремление к лидерству | Включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение. Вовлечение в совместную деятельность, где могут раскрыться его достоинства |
Мы педагоги должны не просто запрещать ребёнку выражать свою агрессию, но и научить выражать её социально приемлемым способом. Давайте попробуем вместе с вами составить список способов выражения гнева (предлагаем педагогам озвучивать эти способы):
• Громко спеть любимую песню
• Пометать дротики в мишень
• Используя «стаканчик для криков» высказать все свои отрицательные эмоции
• Налить в ванну воды, запустить в неё несколько игрушек и бомбить их мячиком
• Пускать мыльные пузыри
• Устроить «бой» с боксёрской грушей
• Полить цветы
• Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
• Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.
• Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его
• Слепить из пластилина фигурку обидчика, а затем сломать её.
• Подраться с подушкой
• Порвать лист бумаги в мелкие куски
• Поколотить стол надувным молотком
• Подраться с подушкой
• Порвать лист бумаги в мелкие куски
• Поколотить стол надувным молотком
• Потопать ногами
• Высказать свои чувства
• Попросить помощи
• Смыть дурные чувства
• Надуть злостью шарик
• Сплясать «буйный» танец
4. Упражнение «Он хороший»
Цель: дать возможность педагогу взглянуть на ребёнка с другого ракурса.
Оборудование: нет
Описание: психолог предлагает воспитателям ребёнка, который проявляет агрессию в их группе или доставляет своим поведением какое-либо неудобство. Затем участники по очереди говорят что-то хорошее о нём. Важно вспомнить его хорошие поступки, качества, умения:
5. Заключительное слово педагога-психолога
На этом наша встреча подходит к концу. Я желаю вам терпения и понимания в общении с ребёнком, проявляющим агрессию.