Консультация для выступления на педагогическом совете на тему "Организация методической выставки"
консультация

В современном мире, где система образования в Российской Федерации активно развивается, особое внимание уделяется проблемам и задачам дошкольного образования. Этот важный период жизни человека рассматривается как основа для целенаправленного формирования базовых качеств личности.
 
Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания особой материальной среды.
 
Как отмечает М. М. Поташкин, методическое пространство представляет собой «целостную систему взаимосвязанных мер, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном итоге — на повышение качества и эффективности образовательного процесса».
 
Для достижения этой цели методическая служба дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) использует различные формы методической работы. Одной из таких форм являются методические выставки, на которых педагоги представляют свои методические разработки. В рамках выставки педагоги могут общаться по методическим вопросам, что способствует быстрому распространению творческого опыта и идей среди коллег.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, сегодня, на педагогическом совете мы уточним современные подходы к организации методической выставки.

Современная ситуация развития системы образования РФ характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования требует

педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды.

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташкин, - “ это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счёте-повышение качества и эффективности образовательного процесса”.

Для реализации этой цели методическая служба ДОУ использует различные формы методической работы. Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой её реализации является методические выставки. На ней педагоги представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение педагогов по методическим вопросам. Таким образом, творческое изобретение одного педагога оперативно может стать достоянием его коллег.

Направления методической выставки:

  • Предметные результаты труда и достижения педагога как средства комплексного подхода к определению качества образования;
  • Личностный рост педагога как фактор повышения качества образования;
  • Активизация и результаты учебно-познавательной деятельности через развитие самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • Воспитательная система педагога как один из важных факторов качественного образования (организация и результативность);
  • Использование библиотек, музеев, спортивных залов в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса (результаты и достижения);
  • Формирование механизмов общественного участия в организации образованием, повышение открытости образования (привлечение родителей, общественная экспертиза и другое)
  • Формирование прозрачной системы отчётности;
  • Материально-техническая база как фактор обеспечения права детей на получение качественного образования;
  • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

Разработка и оформление методической выставки проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы выставки

  • Определение темы выставки – отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Тема должна быть актуальной на сегодняшний день и интересной. Очень важно учитывать также своевременность выставочной экспозиции. Тематика выставок планируется на основе перспективного годового плана методической работы, плана работы педагогов – организаторов.
  • Лучше готовить конкретные выставки, например, посвящённые значимым военно - патриотическим событиям, праздничным дням календаря (День знаний, День Матери, День здоровья, Новый год, 8 Марта и т.д.), важным событиям общественной жизни (Чемпионат по футболу, экологическая тематика)

2. Целевое назначение

  • Подбор материала осуществляется таким образом, чтобы содержание выставки было понятно разновозрастным категориям (обучающиеся, родители, педагоги).
  • Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться общими принципами организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Выявление и отбор информации

  • Подбор источников информации - просматриваются журналы, книги библиотеки учреждения;
  • Информация из Интернет-ресурсов;
  • Выбор методических рекомендаций, материалов из информационно-методического фонда;
  • Вся информация анализируется и отбирается в соответствии с темой выставки. Сбор материала для тематической выставки должен носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала ее оформления.

4. Определение структуры выставки

  • Заголовок выставки (должен быть конкретным);
  • Разделы выставки, которые определяются в соответствии с общей идеей экспозиции.
  • Внимание необходимо уделить и созданию художественного макета выставки, разработке наглядного демонстрационного материала: провести отбор изображений, репродукций, фотографий, портретов, символов и так далее.

5. Группировка информационных материалов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранную информацию группируем согласно разделам выставки.

6. Оформление информационно-методической выставки

- композиционное размещение материалов на стендах:

- эстетическое содержание;

- краткость;

- яркость;

- наглядность;

- доступность информации.

Выставка должна привлекать внимание педагогов, родителей.

7. Реклама выставки:.

Методическая выставка нуждается в рекламе. В нашем учреждении мы информируем педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования о работе выставки через сайт учреждения, делаем информационную рассылку на электронную почту. Пресс-релиз выполняет одновременно несколько функций: сообщает о конкретных сроках, месте проведения выставки, дает краткое представление о теме экспозиции.

8. Анализ эффективности методических выставок.

Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и потребности детской и взрослой аудитории, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с их предпочтениями и ожиданиями. Оценка эффективности методической выставки определяется её востребованностью среди детей, родителей и педагогов ДО и образовательных учреждений.

Обращаемость за наглядной информацией, методическими рекомендациями, данные о просмотре разделов выставки позволяет судить об эффективности выставок, дать сравнительный анализ различных тематических выставок в учреждении. Проводится анкетирование обучающихся и родителей с целью оценки данной выставки.

Мы убедились, что методическая выставка является значительным ресурсом развития образования на всех уровнях. Необходимость её заключается в том, что она помогает раскрыть данный ресурс, проанализировать, спрогнозировать и реализовать творческий потенциал как всего педагогического коллектива, так и отдельных участников учебно-воспитательного процесса. При этом повышается профессионализм и квалификация педагогических работников.




Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, сегодня, на педагогическом совете мы уточним современные подходы к организации методической выставки.

Современная ситуация развития системы образования РФ характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования требует

педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды.

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташкин, - “ это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счёте-повышение качества и эффективности образовательного процесса”.

Для реализации этой цели методическая служба ДОУ использует различные формы методической работы. Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой её реализации является методические выставки. На ней педагоги представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение педагогов по методическим вопросам. Таким образом, творческое изобретение одного педагога оперативно может стать достоянием его коллег.

Направления методической выставки:

  • Предметные результаты труда и достижения педагога как средства комплексного подхода к определению качества образования;
  • Личностный рост педагога как фактор повышения качества образования;
  • Активизация и результаты учебно-познавательной деятельности через развитие самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • Воспитательная система педагога как один из важных факторов качественного образования (организация и результативность);
  • Использование библиотек, музеев, спортивных залов в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса (результаты и достижения);
  • Формирование механизмов общественного участия в организации образованием, повышение открытости образования (привлечение родителей, общественная экспертиза и другое)
  • Формирование прозрачной системы отчётности;
  • Материально-техническая база как фактор обеспечения права детей на получение качественного образования;
  • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

Разработка и оформление методической выставки проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы выставки

  • Определение темы выставки – отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Тема должна быть актуальной на сегодняшний день и интересной. Очень важно учитывать также своевременность выставочной экспозиции. Тематика выставок планируется на основе перспективного годового плана методической работы, плана работы педагогов – организаторов.
  • Лучше готовить конкретные выставки, например, посвящённые значимым военно - патриотическим событиям, праздничным дням календаря (День знаний, День Матери, День здоровья, Новый год, 8 Марта и т.д.), важным событиям общественной жизни (Чемпионат по футболу, экологическая тематика)

2. Целевое назначение

  • Подбор материала осуществляется таким образом, чтобы содержание выставки было понятно разновозрастным категориям (обучающиеся, родители, педагоги).
  • Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться общими принципами организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Выявление и отбор информации

  • Подбор источников информации - просматриваются журналы, книги библиотеки учреждения;
  • Информация из Интернет-ресурсов;
  • Выбор методических рекомендаций, материалов из информационно-методического фонда;
  • Вся информация анализируется и отбирается в соответствии с темой выставки. Сбор материала для тематической выставки должен носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала ее оформления.

4. Определение структуры выставки

  • Заголовок выставки (должен быть конкретным);
  • Разделы выставки, которые определяются в соответствии с общей идеей экспозиции.
  • Внимание необходимо уделить и созданию художественного макета выставки, разработке наглядного демонстрационного материала: провести отбор изображений, репродукций, фотографий, портретов, символов и так далее.

5. Группировка информационных материалов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранную информацию группируем согласно разделам выставки.

6. Оформление информационно-методической выставки

- композиционное размещение материалов на стендах:

- эстетическое содержание;

- краткость;

- яркость;

- наглядность;

- доступность информации.

Выставка должна привлекать внимание педагогов, родителей.

7. Реклама выставки:.

Методическая выставка нуждается в рекламе. В нашем учреждении мы информируем педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования о работе выставки через сайт учреждения, делаем информационную рассылку на электронную почту. Пресс-релиз выполняет одновременно несколько функций: сообщает о конкретных сроках, месте проведения выставки, дает краткое представление о теме экспозиции.

8. Анализ эффективности методических выставок.

Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и потребности детской и взрослой аудитории, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с их предпочтениями и ожиданиями. Оценка эффективности методической выставки определяется её востребованностью среди детей, родителей и педагогов ДО и образовательных учреждений.

Обращаемость за наглядной информацией, методическими рекомендациями, данные о просмотре разделов выставки позволяет судить об эффективности выставок, дать сравнительный анализ различных тематических выставок в учреждении. Проводится анкетирование обучающихся и родителей с целью оценки данной выставки.

Мы убедились, что методическая выставка является значительным ресурсом развития образования на всех уровнях. Необходимость её заключается в том, что она помогает раскрыть данный ресурс, проанализировать, спрогнозировать и реализовать творческий потенциал как всего педагогического коллектива, так и отдельных участников учебно-воспитательного процесса. При этом повышается профессионализм и квалификация педагогических работников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни"

quot;Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни" выступление на педагогическом совете...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по физической культуре с дошкольниками»!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Леонтьевский детский сад «Малинка»Городского округа Ступино Московской области142861, Московская область,...

Выступление на педагогическом совете по теме «Организация работы педагогов по приобщению родителей к ЗОЖ»

Приоритетным направлением нашей работы группах  оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Поиск эффективных способов сохранения и...