Гостиная "Прощание с осенью".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Величкова Ирина Оттовна. Дети-это моя жизнь!

Данный материал направлен на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.Построен на синтезе искусств (музыка,литература,живопись).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_osenyu.gostinaya-24.docx37.79 КБ
Файл 2_prezentatsiya.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье г. Соль-Илецка»

                              Встреча в музыкальной гостиной

                                       «Прощание с осенью»

                                                         

                                                         

                                                 Подготовила и провела: Величкова И.О.

                                                   2024г.

Цель: содействие в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Задачи:

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

- побуждать детей старшего дошкольного возраста к эмоциональной отзывчивости через восприятие, соучастие, «вхождение в картину», постижения и осмысления произведений искусства  русских художников об осени

- участвовать в становлении эстетического отношения к окружающему миру;

- формировать познавательный интерес и любовь к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии.

- Развивать певческие навыки, художественные способности через различные техники рисования.

 

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

- формировать умение слушать друг друга,  взрослого.

ОО «Познавательное развитие»:

- продолжать знакомить с искусством живописи ;с художниками;

- развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направлять внимание на более тонкое различение качеств;

- побуждать детей выделять в процессе восприятия характерные детали, красивое сочетание цветов и оттенков, различные звуки;

- формировать умение у детей играть в дидактическую игру « Осенние слова»;

 - закреплять умение любоваться красотой природы.

ОО «Речевое развитие»:

- уточнять высказывания детей, помогать им более точно высказывать свои мысли после рассматривания репродукций, подбирать эпитеты.

 

ОО «Физическое развитие»:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку во время восприятия музыкального произведения и изобразительной деятельности.

Методы: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический.

Средства:

Музыкальный материал:

 Музыкальные произведения: песни «Ах, какая осень!»; «Здравствуй, осень!», «Бал осенних листьев». Танцы: «С зонтиками», «Танец осенних листьев».

Осенние мелодии с интернет ресурсов.

Иллюстративный материал:

 Рисунки детей об осени, репродукции картин И. Левитана  «Золотая осень»,И.Остроухова «Золотая осень» и др.

Материалы: Гуашь, акварель, засушенные листья, кисточки, листы клена из бумаги, клеёнки, кисточки толстые для фона, мазков, и тонкие мягкие для прорисовки, беличьи, баночки с водой, салфетки. Лист клена.

ТСО: мультимедийная установка, ноутбук, (музыкальный центр),зонтики, Листья из бумаги на палочках.

Зал празднично украшен осенними листьями, шарами

На мольбертах выставка картин русских художников,  рисунков детей об осени «Осенние мотивы».  

Дети  входят под музыкальное произведение «Вальс осенних листьев»,  в зал ,в руках красивые листья, танцуют

01.«Вальс осенних листьев»

02. Осенняя мелодия, ставят листья в корзину, садятся

Слайд1 

Ведущий: Я рада вас приветствовать в нашей гостиной.

Мне кажется, я что-то слышу.  Закроем глаза и послушаем.

(дети закрывают глаза)

03.Звучит шум дождя, шелест листьев, крик журавлей, улетающих в теплые страны.

Ведущий: Ребята, откройте глаза. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.

Дети: (отвечают полным ответом) Шум дождя, шелест листьев, крик журавлей, улетающих в теплые страны.

Ведущий: (подводит итог). Вот оказывается, какие звуки мы слышали. Кто-то слышал шум дождя, шелест листьев, а кто-то крик птиц.

Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча?

Дети. Наша встреча будет посвящена осени.

Ведущий: Мы сегодня вместе с  вами попытаемся увидеть как поэты, композиторы и художники воспевали осень в своих произведениях.

Слайд 2

Ведущий обращает внимание на лист клёна.

02.Ребенок 1«читает»:  (Под музыку )

     Клён под окошком сбросил листья

    Это прислала нам осень письма…                          

    Что она пишет в письмах этих?

    Пишет, что дышит холодом ветер…

    Пишет о первом злом морозе…

     В инее белом поздняя осень.

     Лист за окошком кружит ветер,

     Стало немного грустно на свете.

Выходят девочка и мальчик

2Девочка: Золотая волшебница, Осень!

                   Подожди, подожди уходить,

                   Ну, пожалуйста, мы тебя просим                    

                   Хоть немножечко с нами побыть!

  3Мальчик:  Очень нравится нам любоваться

                    Как листочки под солнцем горят                

                    Мы с тобой, не хотим расставаться,

                    По душе нам твой пёстрый наряд!

04.Песня « Осень постучалась к нам»,садятся

Ведущий: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали, как поэты писали об осени в своих стихотворениях.

Слайд 3

 4Ребёнок:  Фёдор Тютчев 

                     Есть в осени первоначальной

               Короткая, но дивная пора:                                  

               Весь день стоит как бы хрустальный        

               И лучезарны вечера…

5Ребенок:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до зимних бурь                    

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле

Ведущий: Какие   слова  вы могли бы сказать про осень? Возьмите красивый осенний лист, и, передавая друг другу, назовите красивые слова об осени.

Игра «Осенние слова»-   звучит муз. Фон

02. Осенняя мелодия

(дети  встают около своих мест,  передают осенний  лист друг другу и называют слова)

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

- Вот такая  бывает осень, разная, молодцы, сколько красивых слов вспомнили!

Ведущий.  А как же сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин?

 Слайд  4

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
6.Ребенок
.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —        
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

7.Ребенок:

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало        

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь ужу двора. А.С.Пушкин

Ведущий: Ребята, почему грустно стало? Осенью идут дожди, холодно, не слышно пения птиц.

-Я предлагаю вам ещё раз вспомнить красоту и щедрость золотой осени, спеть о ней песни, рассказать стихи, полюбоваться пейзажами художников.

8Ребёнок: – Осень! По утрам морозы!

                     В рощах жёлтый листопад  

                      Листья около берёзы

                      Золотым ковром лежат!                    

                      В лужах лёд прозрачно-синий

                      На листочках белый иней…

9ребёнок: Приносишь с собой ты печальную скрипку

                   Чтоб грустный мотив над полями звучал

                    Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой                

                    И всех приглашаем на праздничный бал!

05.Песня «Бал осенних листьев» ,садятся

Ведущий: Так воспевали осень поэты и композиторы. Давайте обратим взор на репродукции русских художников, которые изображали осень красками. Вспомним с вами, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по лесу, парку или саду. И посмотрим, как нам об этом рассказали художники. Обратите внимание на выставку репродукций художников и ваши работы, которые вы делали самостоятельно.

06. Мелодия осени  ,убавить постепенно

 Дети рассматривают   репродукции.

Взгляните, ах, какая красота! Что за прелесть эти картины! Ребята, а кто мне напомнит, как называется картина, на которой изображена природа?

Правильно, пейзаж!

Пейзаж-это жанр изобразительного искусства, который передаёт картины природы.

Слайд 5

Ведущий: А назовите  художников, которые любили писать пейзажи. Правильно, это - Исаак Левитан, Иван Шишкин, Илья Остроухов  и др.

Знаете ли вы этого художника?

Правильно, это Исаак Левитан. Итак, перед нами картина…? Как она называется…?

Ответы детей: Картина называется «Золотая осень».  

Присаживаются.

Слайд 6

Ведущий: Природа вся полна последней теплоты. Она справляет свой тихий праздник. Эту тишину осени, радость отдыха лучше всего передал Исаак Левитан. На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.  

 

06.-Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какое настроение возникает у вас? (Даю возможность высказаться детям). А почему у вас такое настроение? (Художник очень радовался, увидев эту красоту, он восхищался ею)

-Какие краски использовал художник?

Дети: Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые.

-А как эти краски можно назвать?

Дети: Тёплые, нарядные.

-Да, эти тёплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?

Дети: Громкие, звучные!

- Вот молодцы! Художник почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашёл такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания.

- Мы с вами знаем очень красивую песню, которая созвучна этой картине.  Она так и называется «Ах, какая осень!». Давайте исполним её.

07.Песня «Ах, какая осень!», садятся

Слайд 7

Ведущий: Я хочу обратить ваше внимание на следующую картину- написал эту картину Исаак Ильич Левитан. Называется «Осенний день»

Эта картина, также выставлена в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На полотне И. И. Левитана «Осенний день» мы видим дорожку парка, по которой идет молодая женщина. Вдоль дорожки мы видим тонкие пожелтевшие клены и высокие сосны поодаль. Воздух влажен, свеж, едва подернут дымкой. Мне, кажется, что, моросит осенний дождь, и женщина спешит домой, чтобы укрыться от него.

Ведущий. Ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы)

Ведущий. Эта картина навивает мне теплую печаль и нежность.

Вот и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в тёплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкий холод. Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движенье.  Не только художники и музыканты обращались к этому времени года, но поэты очень любили его. А кто из вас, ребята, может прочитать стихотворение, созвучное нашей песне  и картинам.

Дети читают стихи:

10.Ребенок

Слайд 8

С. Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая      
С замираньем летит на звезду.

Ведущий: Недаром С. Есенин сравнивает листья с «лёгкой стаей бабочек», которые подхватываются порывом ветра и летят, и кружатся, так как не могут побороть эту силу ветра. Иногда кажется, листья радостно отдаются ветру, будто надеются, что он поможет им догнать тепло и свет.
08.Ведущий: Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как они опускаются на землю.

Слайд 9

08.Под музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь» (звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь.» Чайковский, дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья, они кружатся, дети превращаются в листья)

Ведущий. Теперь мы снова превращаемся в детей. И вот, когда увяли последние цветы, облетают листья, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.
Слайд 10,11

Вот еще одна картина И Левитана «Поздняя осень». Посмотрите на 2картины  Исаака Левитана.   Ребята, а давайте сравним, как Исаак Ильич Левитан изобразил осень на картинах «Золотая осень» и «Поздняя осень»

- Как художник изобразил деревья?

- Какое небо?

- Какие краски использовал художник, рисуя эти картины?

- Какое настроение у этих картин?

11.Ребенок

Слайд 12

Алексей Плещеев

«Скучная картина»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,        

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

09 Танец с зонтиками

12Ребёнок:  До свиданья, золотая осень!          

                    О тебе мы вспомним все еще не раз…

                   Деревца качаются, дождик не кончается,

                   И немного грустно детворе сейчас.

10.Песня «До свидания,осень,осень золотая!»

11. Танец «Осенний блюз»

- Какой красивый танец!

- Какие красивые и проникновенные  слова подобрали поэты для описания осени. Художники   рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, по-своему. А сейчас я предлагаю вам подойти к картинам, прослушать произведение, которое передаёт эти чувства и ещё раз насладиться  осенними пейзажами.

12.А. Вивальди «Четыре времени года»

Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? Нежность, радость, светлую грусть! Да, природа ликует, но и немного грустит об уходящей осени. Что заставляет художника написать картину? Правильно, вдохновение! А вы почувствовали вдохновение? Оно пришло  к вам?

- Давайте попробуем все вместе отразить осеннее настроение в кленовом листе.

02,06,12(Под  фрагмент классического произведения А. Вивальди  «Осень» дети берут кисти и приступают рисовать «Осенний день»)

Ведущий: Ребята так же осенью может выпадать первый снег.  Я для вас приготовила еще одну картину которая называется «Первый снег», а написал ее художник Иван Иванович Шишкин. Любимая тема автора – лес.

Слайд 13

Ведущий: Посмотрев на произведение, мы видим сырость и слякоть, наводящие грусть. С полотна идет уныние и тоска по теплым летним денькам. Тающий снег образует слякоть, ноги как будто утонули в грязи, и хочется очутиться под теплым одеялом. Картина вызывает чувство тоскливости, сырости и одиночества. Шишкин довольно точно изобразил серое небо, тяжелый подтаявший снег.

Природа встревожена приходом зимы, даже лес выглядит озябшим от такой погоды. Шишкину удалось показать настроение природы поздней осенью.

Вот так стихотворными, музыкальными и художественными  произведениями мы с вами сегодня провожали осень. Какие чувства вызвала у вас наша встреча в гостиной? Теперь будем ждать зиму с её холодным снежным великолепием…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная гостиная «До свидания, ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...