Паспорт сюжетно-ролевых игр старшего возраста
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
Сюжетно – ролевых игр
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Служба спасения»
Задачи
1. Развивать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, использовать игрушки-заместители по назначению. Развивать диалогическую речь посредством развертывания ролевых диалогов.
2. Познакомить с профессиональными действиями спасателей, учить находить выход из проблемных ситуаций. Формировать положительное отношение к людям, работающим в «Службе спасения».
3. Расширять представление о труде людей, обслуживающих спецтехнику. Познакомить детей с автопарком «Службы спасения»: снегоходы, легковые автомобили, санитарные машины, пожарные машины. Закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03».
Развивающая предметно-игровая среда: телефон, рации, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях, шлемы, каски, инструменты, фонарик, компас, ремни с замками и карабинами, лестницы, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра, машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь, носилки, аптечка «скорой помощи», сумки, палки для наложения «шины» при переломах, бинты, символика для экипажей «МЧС», «Скорой помощи», «Пожарной части», «Полиции».
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Диспетчер – принимает вызов о чрезвычайной ситуации, узнает все подробности ситуации, вызывает «Службу спасения», записывает данные вызова в журнал.
Спасатели – выезжают на вызов диспетчера по заданному адресу, спасают людей во время проведения аварийно-спасательных работ, оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев и отравления вредными веществами, выполняют работы по ликвидации аварий, последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, проводят разведку, поиск пострадавших и первичную оценку оперативной обстановки на месте чрезвычайной ситуации, проводят мониторинг окружающей среды в газоопасных местах во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Врачи, медсёстры – выезжают на вызов диспетчера по заданному адресу, оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим, организуют госпитализацию пострадавших.
Шофер – водит спецтехнику (пожарную машину и машину скорой помощи), оказывает помощь спасателям и врачам.
Полицейские – выезжают на вызов диспетчера, забирают нарушителя правопорядка, оказывают задержание подозреваемого, предотвращают ДТП и т. д.
Пожарные – выезжают на вызов диспетчера, осуществляют тушение объекта, находят причину возгорания, спасают людей.
Второстепенные
Механик по ремонту машин и спецоборудования – проверяет исправность машины и оборудования перед началом работы, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки, производит замену старой детали на новую.
Варианты начала игры
1. Выступить в роли диспетчера и объявить о чрезвычайной ситуации.
2.Объявить о наборе на курсы по обучению спасателей.
3. Принять на себя роль пострадавшего и вызвать службу спасения.
4. Объявить конкурс на лучшего спасателя.
Руководство игрой:
1. Обогащение содержания игры:
- Создание различных аварийных ситуаций, катастроф: «Произошел сход снежной лавины», «На дороге произошла авария», «В результате взрыва разрушился дом», «Захлопнулась дверь» и т. д.
2. Включение в игру при необходимости в качестве: полицейского, пешехода, пострадавшего, свидетеля происшествия, спасателя, врача, диспетчера и т. д.
3. Включение воспитателя в игру в качестве равноправного партнера для коррекции ролевого поведения и взаимоотношений детей, демонстрации образца речевых норм.
4. Создание проблемных ситуаций:
– Что делать, если я потеряла ключи и не могу открыть входную дверь?
– Какую службу нужно вызывать, если сломался кран газа в квартире?
Окончание игры
1. Диспетчер объявляет конец рабочего дня, предлагает спланировать работу на завтра.
2. Аварийная ситуация исчерпана, все спасены.
Анализ игры:
– После окончания рабочего дня все собираются в штабе и обсуждают, как прошел день, какие аварийные ситуации и происшествия были устранены.
– Какие трудные ситуации сегодня пришлось решать?
– Какую роль ты бы взял на себя завтра?
– Трудно ли быть спасателем? Хотел бы ты в будущем стать спасателем?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Дом мод»
Задачи
1. Формировать у детей умение самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; учить создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами-заместителями.
2. В процессе игры раскрыть значение труда модельера, закройщика, швеи, модели, отношения между работниками «Дома мод».
3. Развивать дипломатические качества общения и формировать нравственные мотивы поведения.
Развивающая предметно-игровая среда: наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, альбомы с образцами тканей, 2–3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для портних, журналы мод, трюмо.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Модельер – рисует эскизы одежды, выбирает ткани для моделей одежды.
Закройщик – снимает мерки с моделей, делает выкройки по эскизу модельера.
Портниха (швея) – шьёт модели одежды, производит примерку.
Модели – демонстрируют одежду на показах.
Второстепенные
Администратор – предупреждает работников «Дома мод» о предстоящих показах, регулирует работу сотрудников.
Поставщики – принимают заказы на ткани.
Уборщица – протирает пол в мастерских, на подиуме.
Кладовщик – заказывает и доставляет ткани со складов.
Шофёр – привозит ткани со склада.
Механик – осуществляет ремонт швейных машин.
Зрители на показах – присутствуют на показах, обсуждают между собой модели одежды.
Директор – принимает новых сотрудников на работу.
Варианты начала игры:
1. Обсудить с детьми, как можно играть с поделками, которые были сделаны своими руками, какие роли и соответствующие им действия выполнять.
2. Взять на себя роль администратора и сообщить, что новая коллекция одежды должна быть изготовлена в очень короткий период.
3. Создать проблемную ситуацию: модели, которые должны были участвовать в показе, заболели.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
– приход журналиста Первого канала: он делает репортаж о «Доме мод», в котором рассказывает о новых тенденциях моды;
– приход модельера из другого «Дома мод» с целью знакомства и обмена опытом;
– приход торгового представителя с целью рекламы и поставок модных тканей.
2. Создание проблемных ситуаций для развёртывания длительной игры:
– сломалась часть швейных машин, что делать? (вызвать механика);
– во время примерки выяснилось, что платье оказалось велико для модели, как быть? (швея снова снимает мерки и подгоняет платье);
– одна из моделей отказывается демонстрировать наряд, потому что он ей не нравится, что делать? (администратор беседует с моделью, пытается переубедить).
3. Предложения для объединения нескольких сюжетов:
– показ новой коллекции пройдёт в кафе «Ромашка»;
– необходимо открыть аптечный киоск для сотрудников «Дома мод»;
– в этом месяце вся фурнитура будет закупаться в супермаркете, в отделе «Ткани».
1. Администратор сообщает о завершении работы «Дома мод» в связи с отключением света.
2.Все сотрудники покидают рабочие места в связи с выездом на пикник.
Анализ игры
– Вопросы по организации игры: какую роль хотели бы играть в следующий раз.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Телевидение»
Задачи
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
2. Совершенствовать коммуникативные способности, расширять словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.
3. Знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидении. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.
4. Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Развивающая предметно-игровая среда: компьютеры, видеокамера, фотоаппараты, сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», микрофон, телефон, рации, «хлопушка»; символика различных программ; элементы костюмов, грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации, ширма, фотографии; костюмы для театрализованной деятельности, маски; логотип передачи в виде аппликации, значков-определителей для участников съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Режиссер – следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.
Помощник режиссёра – приглашает участников и зрителей на телепередачи.
Оператор – снимает на видеокамеру телепередачу.
Телеведущий, диктор – знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.
Репортер – корреспондент – берет интервью, ведет репортаж с места событий.
Художник-оформитель – рисует и ставит декорации.
Фотограф – делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.
Зрители, телезрители – смотрят фильм, передачу.
Участники телепередач – участвуют в телепередачах, дают интервью.
Второстепенные
Директор – принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.
Гример – гримирует актеров.
Костюмер – одевает актеров в костюмы.
Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.
Шофер – привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.
Грузчик – загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.
Варианты начала игры
1. «Телестудия». На телестудии работают редакторы, которые направляют деятельность всех работников студии, определяет тему и сюжет передач, очерёдность в показе телепередач, собирают нужную информацию, готовят текст. Дают указания художникам – оформителям для подготовки съёмочной площадки.
2. Телепередача «Наш любимый детский сад». Художники-оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место для съёмочной площадки и оформляют её. Корреспонденты отправляются на экскурсию по детскому саду и группам, берут интервью, составляют текст
телепередачи. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на начало съёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале. Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке.
3. Открыть конкурс по отбору телеведущих, дикторов и актёров с последующим устройством на работу.
4. «Визит к гримёру, костюмеру». Телеведущие, актёры приходят к гримёру. Он изменяет их внешний вид: макияж, прическу. Ведёт их к костюмеру, объясняет, какая одежда нужна для телепередачи. Костюмер и его группа подбирают одежду для телеведущих, актёров в соответствии с заказом. Телеведущие, актёры благодарят костюмера и гримёра за хорошую работу.
5. Создание проблемных ситуаций:
- открытие кафе, где будет проходить дегустация соков и посещение бесплатного караоке клуба – обращаются за помощью к работникам телевидения;
- при открытии супермаркета незаметно для детей вносится пакет с посторонним предметом, ведется наблюдение за действиями детей: Возьмут ли в руки пакет? Обратятся ли к охране? Привлекается внимание работников телевидения, которые разрабатывают программу о правилах поведения при обнаружении посторонних предметов.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
− приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
− приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, осветительных приборов, требование установить кабель-каналы.
2. Советы:
− открыть буфет или столовую для персонала и участников телепередач;
− необходима хорошая реклама, анонс телепередачи, чтобы привлечь телезрителей;
− выпуск и показ интересных и познавательных телепередач.
3. Создание проблемных ситуаций:
− Что делать, если во время съёмки сломалась видеокамера?
− Что делать, если на съёмку не пришёл главный её участник?
− У меня проблемы с нестандартной фигурой и я не могу подобрать себе платье, костюм для съёмки. Что делать? К кому обратиться?
− Отключили свет, что делать? (Обзвонить участников телесъёмки, обговорить и определить удобное время и место съёмки);
− Сломалась видеокамера, что делать? (Вызвать механика по ремонту оборудования);
− Закончилась плёнка в видеокамере, что делать? (Обратиться к директору с просьбой привезти плёнку);
o Сработала пожарная сигнализация, что делать? (Организовать вывод всех сотрудников из телестудии, позвонить в пожарную охрану).
Окончание игры
1. Рабочий день закончен. Сегодня в телестудии хорошо потрудились, а завтра снова мы продолжим работу по съёмке различных телепередач.
2. Сотрудники телестудии закрываются на обеденный перерыв, после чего мы опять продолжим работу.
3. На телестудии отключили свет, сотрудники временно распускаются на перерыв.
Анализ игры:
- интервьюирование телезрителей: почему они смотрят именно ту или иную телепередачу, устраивает ли их сюжет передач, телеведущие, что нравится, что нет, что хотели бы изменить;
- вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, что нет, почему так вышло, что можно сделать по-другому, понравилась или не понравилась роль?
Игры-спутники
- телепередачи на разные темы («Моя семья», «Наш город», «Школа будущего»);
- реклама мероприятий («Театр», «Хореографический фестиваль», «Цирк»);
- реклама предприятий («Супермаркет», «Медицинский центр», «Детское кафе «Макдональдс», «Банк», «Техническое обслуживание машин»);
- реклама продукции («Студия аэродизайна», «Ювелирный магазин «Алмаз», «Фармсервис», «Дом мод», «Пиццерия», «Швейное ателье», «Салон связи»);
- прогноз погоды («Метеостанция»);
- сводка происшествий («ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения»);
- интервью сотрудников разных предприятий («Туристическое агентство «Вокруг света», «Ветеринарный медицинский центр») и др.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Метеостанция»
Задачи:
1. Познакомить с профессиями: метеоролога, синоптика, исследователя, лаборанта, геолога, биолога; их функциями. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
2. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
3. Упражнять в умении взаимодействовать друг с другом, самостоятельно распределять роли, развивать сюжет игры.
Развивающая предметно-игровая среда: перечень метеооборудования: барометр, термометр, термометр водный, термометр почвенный, компас, флюгер, конус-ветроуказатель, анемометр, большая линейка; приборы-помощники, приборы, изготовленные из природных и бросовых материалов: осадкомер, гигрометр – подвешенная сосновая шишка, барометр из еловой ветки, из лампочки, воздушные змеи и вертушки; оснащение детской лаборатории: микроскоп переносной, лупы, песочные часы, разнообразные
магниты, бинокль, чашечные весы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма, медицинские материалы, природные, бросовые и технические материалы, компасы, карточки и схемы, контейнеры.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Метеоролог – занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов, предсказывает с заданной вероятностью погоду на ближайшее будущее, производит разные действия, измерения и расчеты.
Синоптик – это метеоролог, который специализируется на анализе атмосферных процессов. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная функция синоптиков – это составление прогнозов, предсказание будущего состояния погоды.
Исследователь – занимается научными исследованиями определённых погодных или природных явлений.
Лаборант – делает лабораторные анализы, проверяет химический состав выпавших осадков, уровень загрязнения атмосферы и т. д.
Второстепенные
Геолог – это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.
Биолог – наблюдает зависимость животных, растений и человека от погодных условий, исследует влияние погодных условий и природных явлений на живые организмы; собирает тематический материал, исследует его, организует проведение экспериментов и разрабатывает технологии практического применения полученных результатов.
Механик по ремонту оборудования – проверяет оборудование перед началом работы метеостанции, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки, производит замену старой детали на новую.Реклама
Шофер – привозит оборудование, производит перевозку необходимых материалов для проведения экспериментов и т. д.
Директор – нанимает сотрудников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках оборудования, контролирует работу специалистов.
Варианты начала игры
1. Объявить, что в нашем городе открывается метеостанция с новейшим оборудованием, специалисты: метеорологи, синоптики, исследователи и лаборанты приглашаются на постоянную работу.
2. Объявить, что метеорологи и синоптики нашего города по своим исследованиям и наблюдениям выявили сейсмическую нестабильность, городу грозит опасность. Им нужна помощь геологов, биологов и других специалистов для подтверждения или опровержения этих данных.
3. Открыть курсы по обучению метеорологов и синоптиков с последующим устройством на работу.
4. Объявить, что из другого близлежащего города пришло тревожное сообщение о надвигающейся буре, эти данные нужно проверить на метеостанции. Метеорологам и синоптикам предстоит сделать точный прогноз – обойдет ли стороной город эта буря.
5. Объявить, что в нашем городе скоро будут проводиться соревнования, например Олимпиада, поэтому нам нужна помощь специалистов метеостанции для составления метеопрогнозов для спортсменов.клам
6. Объявить, что местному телеканалу требуются точный метеорологический прогнозы для извещения населения города.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
− расширение метеоцентра: открытие дополнительных отделов и лабораторий, нужны дополнительные специалисты;
− кончились реагенты и химикаты для проведения опытов;
− для дополнительных исследований необходимо образцы проб отвезти в другую лабораторию, необходимо организовать перевозку;
− сотрудничество метеостанции с другими организациями.
2. Советы:
− открыть буфет или столовую для персонала;
− поставщики химикатов и оборудования просят очень дорого, необходимо сменить поставщиков, поиск других вариантов.
3. Создание проблемных ситуаций:
− Что делать, если был получен плохой прогноз: приближается буря, грядут обильные дожди, возможно наводнение (необходимо предупредить службу МЧС и другие спасательные службы, а также население и сказать, что нужно делать в той или иной ситуации).
− Сработала пожарная сигнализация, что делать? (организовать вывод всех сотрудников, позвонить в пожарную часть).
− Ударила молния и вывела из строя оборудование (организовать наблюдение за погодой без специальных устройств, вызвать службу ремонта).
Окончание игры
1. Рабочий день закончен. Происходит смена персонала по графику.
2. Метеостанция закрывается на перерыв.
3. Олимпийские игры или спортивные соревнования закончились, поэтому сотрудники метеостанции могут немного отдохнуть.
Анализ игры:
− интервьюирование населения города: зачем они слушают и смотрят метеопрогноз, совпадает ли он с действительной погодой в городе, что нравится, что нет;
− вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, что нет, почему так вышло, что нужно сделать по-другому?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
Задачи:
1. Развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, отстаивать свое мнение, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Расширить представления о труде работников кафе; учить соблюдать правила поведения в общественных местах. Учить подбирать атрибуты для игры.
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Стимулировать творческую активность детей в игре.
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, ответственность, вежливость
Развивающая предметно-игровая среда: таблички с надписями: «Администратор кафе», униформа для официантов (фартуки и головные уборы), скатерти для столиков; разносы; полотенца, папки-меню с картинками; модуль «Кухня»; муляжи из пластмассы и соленого теста (пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.); игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпак и фартук для повара; кошельки, сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола, халат для уборщицы; музыкальный центр.
Роли и игровые действия
Главные
Клиент кафе – приходит в кафе, выбирает понравившийся столик, выбирает в меню блюдо и делает заказ, спрашивает у официанта, что входит в состав блюда, соблюдает правила этикета, ждет своего заказа, кушает, благодарит, расплачивается за оказанные ему услуги, делает записи в книгу жалоб и предложений.
Администратор – организует работу персонала, помогает официантам, контролирует качество обслуживания, встречает гостей, решает организационные вопросы, возможные конфликтные ситуации, оформляет необходимые документы.
Повар – готовит блюда, входящие в меню, составляет списки необходимых для кухни продуктов и товаров, поддерживает чистоту и порядок на кухне.
Кондитер – выпекает кондитерские изделия и оформляет их.
Официант – обслуживает посетителей, подаёт меню, принимает заказы, разносит заказы посетителям, получает расчет за услуги, убирает столы после ухода посетителей, сервирует столы к приходу новых клиентов.
Второстепенныееклама
Посудомойщица – моет посуду, сушит, складывает на место.
Уборщица – наводит порядок в кафе.
Ди-джей – ведёт музыкальную программу.
Варианты начала игры
1. Дети, посмотрите, какая сегодня ….. красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой-то праздник?
Я в хорошем настроении
Принимаю поздравления.
Собрались мои друзья
День рожденье у меня!
Мне исполняется 6 лет!
А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны?
2. Обьявить конкурс «Лучшее кафе», предложить детям поучаствовать в конкурсе. С этой целью приготовить самые лучшие блюда, привлечь как можно больше клиентов.
3. Объявить по радио, что кафе «Страна чудес» приглашает жителей города встретить Новый год со сказочными персонажами и отведать праздничное меню.
Руководство игрой:
1. Обогащение содержания игры:
- клиент на свой день рождения заказал в кафе клоуна из цирка;
- администратор приглашает в кафе артистов эстрады для выступления на Новогоднем празднике;
- администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке продуктов.
2. Советы:
- предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал пока посетитель ждет заказ.
- организовать в кафе игровую комнату, где дети смогут весело провести время.
- предложить составить новое меню.
3. Создание проблемных ситуаций:
- Что делать, если вам принесли не то, что вы заказывали?
- К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
- К кому обратиться, если долго не несут заказ?
- Забыл дома деньги, что делать? (оставить в залог ценную вещь, позвонить и попросить о помощи близких, друзей).
- Ваш столик занят, что делать? (обратиться к администратору, он подберет столик или решит вопрос с вашим столиком).
- На вас случайно официант пролил кофе, что делать? (администратор с официантом приносят свои извинения и предлагают бесплатный обед за счёт кафе).
Окончание игры
1. В кафе сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, кафе закрывается, посетители расходятся по домам.
2. Подходит время закрытия кафе, официант просит оплатить счет. Посетители расплачиваются и уходят.
3. В кафе обнаружена утечка газа, всем рекомендуется срочно покинуть помещение.
4. Празднование дня рождения (Нового года и т. п.) удачно завершено, клиенты довольны обслуживанием, меню и выступлением артистов.
Анализ игры:
- интервьюирование посетителей кафе: почему они пришли в кафе; что понравилось, а что нет?
- вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось, почему так вышло, что можно было сделать по-другому?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Детективное агентство»
Задачи
1. Формировать представления детей о профессии детектива.
2. Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, создавать необходимые постройки.
3. Развивать умение распределять роли и действовать согласно им; развивать умение сюжетосложения.
4. Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в различных ситуациях.
Развивающая предметно-игровая среда: подслушивающее устройство, компас, декодирующая карта, фонарик-ручка, бинокль, секретное досье, лупа, усы для маскировки, зеркальные очки, ручка-фонарик, невидимый и проявляющий маркеры, чемоданчик для детектива, энциклопедии, глобус, телефон, компьютер, различные виды конструктора, набор диких животных, билеты, посуда для кормления животных, модули, аптечка, инструменты для ремонта корабля, посуда, еда, колпак для кока, штурвал, бескозырки, компас, спасательные круги, фуражка.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Детектив – принимает заказ клиента: собирает информацию, улики, ведёт розыскную деятельность (наблюдения, беседы со свидетелями, поиск информации в сети интернет), информирует клиента о результатах своего расследования.
Помощники детектива – собирает информацию, улики, ведёт розыскную деятельность (наблюдения, беседы со свидетелями, поиск информации в сети интернет).
Эксперт-криминалист – выезд на место случившегося происшествия, участие в осмотре, изымание улик: следов обуви, отпечатков пальцев, предметов, которые могут оказаться важными вещественными доказательствами.
Свидетели – дают показания.
Клиент – обращается в детективное агентство за помощью, подписывает договор.
Второстепенные
Полицейский – содействует в задержании преступника.
Уборщица – моет кабинет, поливает цветы, выносит мусор, проветривает кабинет.
Шофёр – возит специалистов детективного агентства.
Варианты начала игры
1. Воспитатель принимает на себя роль директора зоопарка, который обращается к детям за помощью в розыске пропавшего животного. В игровом городке открывается детективное агентство, которое начинает вести расследование данного происшествия.
2. Объявить, что в зоопарке пропало редкое животное.
В игровом городке открывается детективное агентство, которое начинает вести расследование происшествия.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
- приход сотрудников вневедомственной охраны с требованием установить сигнализацию, видеокамеры.
2. Советы: открыть на местном телеканале студию «Происшествия в нашем городе».
3. Проблемные ситуации:
- Пропали улики. Что делать? (Попытаться найти пропавшие улики; сбор новых улик).
- Сломался автомобиль во время слежки. Что делать? (Водитель ремонтирует автомобиль, а детектив вызывает или останавливает проезжавшую мимо машину).
- Во время передачи важной информации по телефону своему помощнику у детектива сломался телефон. Что делать? (предъявив удостоверение, попросить телефон у прохожего).
- Во время слежки помощник детектива подвернул ногу. Что делать? (Сообщить напарнику о случившемся, чтобы он продолжил слежку и обратиться к врачу).
Окончание игры
1. Удачно проведено расследование, животное возвращено в зоопарк.
2. Преступник осознал свою вину и вернул животное в зоопарк.
Анализ игры:
- интервьюирование клиента: почему он обратился именно в это агентство; что понравилось, а что нет;
- вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо сделать по-другому?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный медицинский центр»
Задачи:
1. Познакомить с профессиями ветеринарного врача, лаборанта ветеринарной лаборатории. Формировать умения пользоваться медицинскими приборами; умение оказывать помощь животным. Вызвать интерес к профессии ветеринарного врача, лаборанта.
2. Развивать умение понимать эмоциональные состояния другого, умение выслушать, желание оказывать помощь, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Расширять словарный запас детей; развивать творчество, самостоятельность в игре, умение совместно разворачивать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих; развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов и т. д.
Развивающая предметно-игровая среда:
Оснащение: вакцины, порошки, таблетки, капли, бахилы, шапочки, перчатки, колбы, пробирки, шприцы.
Инструменты: микроскоп, шпатель, ватные палочки, капельницы, емкости для одноразовых инъекций, лупа, пинцеты, зеркало, таблицы со схемами, фотографии различных видов вирусов (чума, бешенство), градусники и т. д.
Документация: медицинские карты на каждого «больного-испытуемого», бейджики у каждого работника лаборатории.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Ветеринарный врач – « педиатр для животных». Проводит диагностику, осмотр (слушает, измеряет температуру, проверяет уши) животного; ставит диагноз; выписывает рецепты; дает направление в процедурный кабинет.
Лаборант ветеринарной лаборатории – проводит опыты, эксперименты, исследования, делает выводы, фиксирует результаты.
Помощники лаборантов – ассистируют лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты.
Медсестра – собирает материал для анализов; накладывает повязки; обрабатывает раны; дезинфицирует и раскладывает медицинские инструменты; делает уколы.
Провизор – принимает рецепт; выдает лекарство; пробивает чек.
Второстепенные
Заведующий лабораторией – руководит лабораторией, координирует работу лаборантов, проводит самые сложные опыты.
Заместитель заведующего лаборатории – помогает заведующему, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и их помощников.
Регистратор – записывает на прием к врачу по телефону, принимает и записывает вызов на дом ветеринарного врача, выдает талон на прием.
Уборщица – протирает пыль, моет пол, стены, скамейки с дезинфицирующим раствором.
Охранник – обеспечивает безопасность учреждения.
Шофер – управляет машиной; принимает вызов, оплату за проезд; следит за чистотой в машине.
Варианты начала игры
1. Объявить о том, что в нашем городе открывается ветеринарная клиника с новейшим оборудованием. На постоянную работу приглашаются специалисты: ветеринарный врач, лаборант ветеринарной лаборатории, медсестра.
2. Объявить о том, что в семье Петровых заболела собака крупной породы по кличке Чарли, ее необходимо отвезти в «Ветеринарный медицинский центр». На улице целый день идет дождь. Чтобы обратно добраться до дома необходимы услуги шофера.
3. Создать проблемную ситуацию: в отдельных районах города были найдены бездомные животные, жителям города грозит опасность, так как животные могут быть больными. Необходимо отловить животных, обследовать их и поместить в приют для бездомных животных.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
− расширение «Ветеринарного медицинского центра»: открытие дополнительных отделов и лабораторий, нужны дополнительные специалисты;
− кончились реагенты и химикаты для проведения опытов, анализов;
− для дополнительных исследований необходимо образцы проб отвезти в другую лабораторию, поэтому необходимо организовать перевозку.
2. Предложения:
− Открыть буфет или столовую для персонала.
3. Создание проблемных ситуаций:
− Что делать, если были получены плохие анализы при обследовании животных: может быть массовое заражение животных (необходимо предупредить службу МЧС и другие спасательные службы, а также население и сказать, что нужно делать в той или иной ситуации);
− Сработала пожарная сигнализация, что делать? (организовать вывод всех сотрудников из ветклиники, позвонить в пожарную часть).
Окончание игры
1. Рабочий день закончен. Происходит смена персонала по графику.
2.-й вариант. Ветклиника закрывается на перерыв.
Анализ игры:
- интервьюирование населения города: зачем нужны ветклиники, лаборатории.
- вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, что нет, почему так вышло, что можно сделать по-другому?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Банк»
Задачи
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения и умение соблюдать правила поведения в общественных местах. Развивать умение детей распределять роли между собой, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Развивающая предметно-игровая среда: бланки, касса, компьютер, символика банков, элементы одежды, банковские реквизиты, атрибут «Банкомат», телефон, сейф, купюры денег.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Директор банка – руководит, подписывает документы, организует работу банка.
Консультант – консультирует клиентов.
Кассир – выдает и принимает деньги, оформление документов, приём коммунальных платежей, работа с пластиковыми картами.
Клиенты банка – посещают банк, открывают вклады, оплачивают счета.
Второстепенные роли
Охранник – следит за порядком, просматривает видеозаписи.
Варианты начала игры
1. В городе открывается новый офис Банка, в который требуются сотрудники. После распределения ролей работники банка оборудуют и занимают свои рабочие места.
2-.Банк объявляет: «Все желающие открыть собственное дело могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вы хотите заниматься?».
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры – принять на себя роль директора банка и пригласить на работу менеджера, помощника банкира.
2. Создание проблемных ситуаций:
- Не работает банкомат. Что делать? (Выявить неполадки, вызвать мастера).
- Завис компьютер. Что делать? (Пригласить программиста).
Окончание игры
1. После получения денежного кредита, клиенты открывают свое собственное дело (магазин, кафе, автосервис, салон красоты).
2. Объявить о том, что всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк! Банк начинает работу по обратному приему денежных средств. Кассир подсчитывает оставшуюся сумму и возвращает ее в банк, дает чек клиенту. Охранник раздает рекламные буклеты, вежливо общается, помогает вызвать такси.
Анализ игры:
- интервьюирование служащих банка: что понравилось, какие испытали трудности?
- интервьюирование клиентов: довольны ли своей ролью? Кем бы вы хотели быть?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Пиццерия»
Задачи
1. Развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение принимать и оказывать помощь, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
2. Расширять у детей представления о труде работников пиццерии; закрепить умение соблюдать правила поведения в общественных местах. Учить подбирать атрибуты для игры.
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Стимулировать творческую активность детей в игре.
Развивающая предметно-игровая среда: таблички с надписями: «Администратор пиццерии»; униформа для официантов (фартуки и головные уборы); скатерти для столиков; разносы; полотенца, папки-меню с картинками; модуль «кухня»; муляжи из пластмассы и соленого теста пиццы, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпак и фартук для повара; кошельки, сумки, деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; магнитола, рекламные листовки.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Клиент пиццерии – приходит в пиццерию, выбирает понравившийся столик, выбирает в меню пиццу, делает заказ, соблюдает правила этикета, ждет своего заказа, кушает, благодарит, расплачивается за оказанные ему услуги, делает записи в книгу жалоб и предложений.
Администратор – организует работу персонала, помогает официантам, контролирует качество обслуживания, встречает гостей, решает организационные вопросы, возможные конфликтные ситуации, оформляет необходимые документы.
Повар – готовит блюда, входящие в меню, подготавливает списки необходимых для кухни продуктов и товаров, поддерживает чистоту и порядок на кухне.
Официант – обслуживает посетителей, подаёт меню, принимает заказы, разносит заказы посетителям, получает расчет за услуги, убирает столы после ухода посетителей, сервирует столы к приходу новых клиентов.
Второстепенные Посудомойщица – моет посуду, сушит, складывает на место.
Уборщица – наводит порядок в кафе.
Ди-джей – ведёт музыкальную программу.
Промоутер – раздаёт рекламные листовки.
Хостесс – встречает клиентов, помогает им расположиться.
Фасовщик – фасует пиццу.
Доставщик пиццы – развозит клиентам пиццу.
Варианты начала игры
1. Объявить о том, что в нашем городе открывается пиццерия, в которую требуются сотрудники.
2. Принять на себя роль диктора телевидения и пригласить жителей города встретить Новый год со сказочными персонажами и отведать праздничную пиццу.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
– клиент на свой день рождения заказал в пиццерию клоуна из цирка;
– администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке продуктов;
– приход дизайнера для оформления пиццерии к новогодним праздникам.
2. Предложения:
– предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал, пока посетитель ждет заказ.
3. Создание проблемных ситуаций:
– Что делать, если вам принесли не то, что вы заказывали?
– К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
К кому обратиться, если долго не несут заказ?
– Ваш столик занят, что делать?
– Официант случайно пролил кофе, что делать? (администратор с официантом приносят свои извинения и предлагают бесплатный обед за счёт кафе).
Окончание игры
1. В пиццерии сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, пиццерия закрывается, посетители расходятся по домам.
2. Подходит время закрытия пиццерии, официант просит оплатить счет. Посетители расплачиваются и уходят.
3. Празднование дня рождения удачно завершено, клиенты довольны.
Анализ игры:
– интервьюирование клиентов пиццерии: почему они посещают именно эту пиццерию, что нравится, что нет?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Салон связи»
Задачи
1. Познакомить с профессией «Оператор сотовой связи», «Менеджер», Консультант». Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности. Учить детей самостоятельно распределять роли в соответствии с игровым замыслом. Развивать диалогическую речь
2. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, уважительно относиться к окружающим людям, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Воспитывать культуру общения. Воспитывать нравственные качества: обратить внимание на то, что люди, работающие в профессии «человек-человек» должны быть справедливыми, отзывчивыми, вежливыми.
Развивающая предметно-игровая среда: с отовые телефоны (б/у и самодельные), шнуры, коробки от телефонов, бейджики для сотрудников (б\у и самодельные), ноутбуки (муляж из футляра диска DVD), рекламные журналы, каталоги (б\у и самодельные), игрушечные инструменты для ремонта телефона (пинцет, отвёртка, увеличительное стекло и др.), терминал (из картонной коробки), каталог моделей телефонов, папка передвижка – коллаж, чеки для терминала, деньги, бланки, подбор игрушек заместителей: брусок кирпичик- телефон, шнурок, верёвочка-шнур, бумажка – деньги, билетик.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Клиент – обращается в салон связи для покупки телефона и других видов услуг.
Менеджер – закупает необходимое оборудование; контролирует работу подчиненных, решает спорные вопросы; заключает договора с другими компаниями и клиентами.
Оператор-кассир – предлагает различные услуги по обслуживанию телефона, принимает платежи за услуги связи, за товары, купленные в салоне.
Продавец-консультант – обслуживает клиентов, консультирует покупателей, рассказывает о товарах, советует, продает телефоны.
Мастер – устраняет неисправности телефонов, устанавливает домашние телефоны, подключает пользователей интернета.
Организация игровой деятельности
1. Короткие диалоги, действия с игровым предметом минимальные.
«Приём сломанного телефона»
Клиент: Здравствуйте, у меня сломался телефон.
Продавец: Сдайте его к нам на ремонт. (Клиент отдаёт.)
Продавец: Приходите завтра за телефоном, до свидания.
«Пополнение счёта в терминале»
Продавец: Здравствуйте, чем вам помочь?
Клиент: Мне нужно пополнить баланс.
Продавец: Хорошо, на какую сумму пополняем? Назовите номер телефона.
2. Диалог удлиняется, действия с игровыми предметами увеличиваются
«Выбор телефона»
Менеджер: Здравствуйте, проходите, пожалуйста, что вас интересует?
Клиент: Здравствуйте, я хочу себе телефон хороший!
Менеджер: Пожалуйста, посмотрите этот белый – сенсорный.
Клиент: Какие у него дополнительные функции?
«Выбор оператора и тарифного плана»
Клиент: Здравствуйте, помогите мне выбрать оператора и тарифный план.
Оператор: Мы предлагаем различных операторов: МТС, Мегафон, Билайн, посмотрите буклеты…
3. Присоединение третьего персонажа (игрока) – перспектива на детей в старшей группе. С двумя ролями:
«Рабочий день салона сотовой связи»
Продавец: Здравствуйте, проходите к нам, пожалуйста. У нас большой выбор телефонов. Что вас интересует
Клиент: Я хочу сделать подарок своей маме, покажите, какие телефоны у вас есть.
Продавец: Вот современный, недорогой с фотоаппаратом, флеш-картой. Цвет белый и чёрный. Есть телефон подороже, красного цвета, раскладушка. У него большой экран, много памяти.
«Ремонт сотового телефона» (разрешение конфликтной ситуации)
Клиент: (с недовольством) Здравствуйте, у меня сломался телефон!
Продавец: Здравствуйте, не волнуйтесь, сейчас разберёмся! Что с ним случилось?
Клиент: Не знаю, не показывает экран!
Продавец: Вы его не роняли? Не попадал под воду?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Швейное ателье»
Задачи
1. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения. Развивать умение применять в игре знания о способах измерения. Упражнять в умении до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры, самостоятельно развивать сюжет игры.
2. Развивать умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение оказывать помощь, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках – машинах. Упражнять в умении различать и правильно называть детали одежды. Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.
Развивающая предметно-игровая среда: ножницы, метр, ткани, мелки, образцы лент, замков, тесьмы, кружев, пуговиц, элементы декора, швейные машины, фурнитура, каталоги, нитки, шнуровка, готовые изделия, лекало и выкройки, лекало, гладильные доски, утюги, стойка для платьев, кассовый аппарат, журналы мод, инструменты механика, манекен для кукол, зеркало, бумажные куклы, тетрадь, карандаш, квитанция, чемоданчик стилиста, телефон.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Заказчики – обращаются с заказом к приемщице (администратору).
Приемщица (администратор) – принимает заказы у заказчиков на пошив, ремонт или изготовление вещей, предлагает каталоги моделей, пуговиц, тканей.
Закройщица – помогает клиенту в выборе фасона, ткани, зарисовывает выбранный вариант, снимает мерки, а затем изготавливает выкройку и раскраивает ткань. Полученные заготовки он передаёт швее. Она подгоняет изделие по фигуре, устраняет недостатки, уточняет пожелания клиента, следит за качеством работы швеи.
Швея – сшивает детали.
Прачка – собирает униформу рабочих ателье, сшитые вещи, стирает, сушит, отдает сухое постиранное белье гладильщице.
Гладильщица – забирает сухое постиранное белье у прачки, гладит и выдает рабочим ателье униформу, а приемщику готовые изделия.
Второстепенные
Модельер – проектирует модели, рисует одежду, передает её стилисту.
Стилист – все модели, спроектированные модельером, подгоняет под тематику, занимается подбором одежды и аксессуаров, а также делает макияж, прическу в соответствие со стилем заказчика, создает готовый образ.
Дизайнер – то же самое что модельер – проектировка моделей, но модельер следует стереотипу моды (классика – делает классику), а дизайнер делает что-то новое, свое.
Механик по ремонту швейных машин – проверяет оборудование перед началом работы швейного ателье, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки, производит замену старой детали на новую.
Манекенщица (модель) – это человек, который своим визуальным образом продвигает, демонстрирует и рекламирует одежду.
Фотограф – выполняет фотосъемку готовых изделий одежды, фотографирует как саму одежду, так и манекенщиц (моделей) в одежде, составляет каталоги, отправляет фотографии в журналы мод, на выставки, создает рекламу для швейного ателье.
Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел (кабинет).
Шофер – привозит оборудование, ткани, фурнитуру, увозит готовые изделия в магазины, салоны.
Грузчик – загружает в машину готовые изделия, разгружает в магазине.
Директор – нанимает сотрудников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках оборудования, тканей, фурнитуры и т. п., о рекламе услуг, контролирует работу специалистов, принимает жалобы и предложения от посетителей.
Варианты начала игры
1. В магазин «Ткани» приходит покупатель, который покупает ткань для костюма или платья, продавец выслушивает пожелания покупателя и предлагает покупателю несколько видов ткани, покупатель выбирает понравившуюся ткань. Покупателю отмеряют необходимый метраж ткани, отрезают. Пробивают чек. После чего покупатель идёт в ателье и делает свой заказ.
2. «Швейное ателье». В ателье приходит заказчик, который подходит к приемщику. Приемщик делает прием заказа. Закройщик снимает мерки с заказчика, демонстрируется каталог одежды. Если нет подходящих вариантов, то к заказчику приходит модельер и вместе с заказчиком делают рисунок одежды. Затем эскиз отдается закройщику, следом швее. Позже приходит заказчик на примерку, а потом забирает готовый заказ.
3. Демонстрация одежды. В городе проходит показ мод. В нем участвуют знаменитые модельеры города. Модельер подготовил все варианты одежды. Приходят манекенщицы, которых красят стилисты, им делают прическу. Потом проходит показ мод, модели друг за другом демонстрируют одежду на подиуме. Фотографы фотографируют весь показ. В конце показа приглашают модельера на подиум.
4. Выставка кукольной одежды. Несколько детей это модельеры. Они подготавливают разную одежду. Модельеры могут воспользоваться помощью стилистов и дизайнеров. После чего передать образцы закройщикам и швеям. После окончания работы проходит выставка готовой одежды.
5. «Визит к стилисту». Посетитель приходит к стилисту. Стилист беседует с посетителем. Пересматривает одежду посетителя. Изменяет его внешний вид: макияж, прическу. Идут к модельеру, объясняют, какая одежда нужна посетителю. Модельер и его группа создают новую одежду для клиента в соответствии с новым имиджем. Посетитель благодарит стилиста, модельера и всех помощников за хорошую работу.
6. Создать проблемную ситуацию: порвалось платье или куртка, обратиться за помощью в швейное ателье.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
− Приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
− Приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, требование установить кабель-каналы.
− Необходимо наладить поставку готовой продукции в магазины одежды;
− Расширение производства: открытие дополнительного цеха по пошиву штор.
2. Предложения:
− Открыть буфет или столовую для персонала и клиентов;
− Поставщики ткани и фурнитуры просят очень дорого, необходимо сменить поставщиков, поиск других вариантов;
− Необходима хорошая реклама ателье, чтобы привлечь больше посетителей.
− Выпуск и показ эксклюзивной коллекции одежды.
3. Создание проблемных ситуаций:
− Что делать, если невозможно скрыть дефект одежды (придумать и нашить элемент декора);
− У меня проблемы с нестандартной фигурой и я не могу подобрать себе платье на праздник. Что делать? К кому обратиться?
− Отключили свет, что делать? (обзвонить клиентов и перенести выполнение заказа на более поздний срок);
− Сломалась швейная машинка, что делать? (вызвать механика по ремонту швейных машин);
− Закончилась нужная ткань, что делать? (обратиться к директору с просьбой привезти еще такую ткань);
− Сработала пожарная сигнализация, что делать? (организовать вывод всех сотрудников из ателье, позвонить в пожарную).
Окончание игры
1. Рабочий день закончен. Клиентов нет. Сегодня в ателье хорошо потрудились, а завтра наше ателье откроется, и снова мы продолжим работу.
2. Ателье закрывается на перерыв, после чего мы опять продолжим.
3. В ателье отключили свет, работники временно распускаются по домам.
Анализ игры:
- интервьюирование клиентов (заказчиков) швейного ателье: почему они посещают именно его, устраивает ли их сшитая одежда, обслуживание и работа персонала, что нравится, что нет;
- вопросы по организации игры: что планировали, что получилось, что нет, почему так вышло, что нужно сделать по-другому.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Театр»
Задачи
1. Развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Расширять представления детей о театре, о профессиях людей, работающих в театре. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке, развивать умение передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими артистами.
3. Воспитывать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах.
Развивающая предметно-игровая среда: костюмы, касса, театральные билеты, афиша, пригласительные билеты, образцы программок, ширма, цветы в вазах и корзинах, посуда, муляжи продуктов, мебель, сумки, кошельки, деньги.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Артисты – исполняют роль сказочного персонажа в спектакле.
Зрители – покупают билеты, цветы, смотрят спектакль, в антракте посещают буфет, в конце спектакля аплодируют, дарят цветы.
Режиссёр – ставит спектакли, распределяет роли.
Администратор – встречает и провожает гостей театра, решает организационные вопросы.
Второстепенные
Гримёр – гримирует артистов.
Костюмер – готовит костюмы для артистов к спектаклю.
Кассир – продаёт билеты зрителям.
Контролёр – проверяет наличие билетов.
Работник кафе – продаёт выпечку, сладости, напитки зрителям.
Продавец цветов – продаёт цветы.
Гардеробщица – принимает и выдаёт верхнюю одежду.
Варианты начала игры:
1. Воспитатель принимает на себя роль режиссёра – постановщика, объявляет, что в игровом городке состоится премьера-спектакля «Лиса, заяц и петух», приглашает жителей на премьеру.
2. В нашем городе открывается новый театр, в который приглашаются на работу артисты.
Руководство игрой
1.Обогащение содержания игры:
– открытие ателье для пошива костюмов к спектаклю;
– Приход дизайнера-оформителя для оформления декораций.
2. Предложение: пригласить фотографа, принять на работу охранника.
3. Создание проблемных ситуаций:
– Можно ли разговаривать по телефону во время представления?
– Можно ли кушать во время представления?
– Отключили свет. Что делать? (администратор извиняется за причинённые неудобства и предлагает немного подождать или перенести спектакль на другой день в зависимости от ситуации).
– Обнаружили в фойе театра подозрительный пакет. Наши действия? (Не трогать, близко не подходить, сообщить об этом администратору театра).
Если занято ваше место в театре, каковы ваши действия? (Пересесть на свободное место или обратиться к контролёру).
Окончание игры
Удачно проведен спектакль, все зрители благодарят артистов аплодисментами, дарят цветы.
Анализ игры:
– интервьюирование зрителей: что понравилось, а что нет?
– обсудить с детьми, как каждый выполнял свою роль, предложить убрать атрибуты и подготовиться к другому спектаклю.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Техническое обслуживание машин»
Задачи
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.), умение принимать и оказывать помощь.
2. Развивать конструктивные умения, умение проявлять творчество, обогащать предметно-игровую среду группового помещения, игровой опыт дошкольников.
3. Активировать словарь: «слесарь», «автомойщик», «эвакуатор».
Развивающая предметно-игровая среда: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраски автомобилей: краскопульт для покраски машин (пластиковая бутылочка со шлангом, флаконы из-под лака для волос, дезодорантов, душевой шланг), автозапчасти для ремонта (мелкий бросовый материал).
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
− директор
− менеджер
Варианты начала игры.
1. Сообщить детям о том, что на дорогах очень много автомобилей. Они часто ломаются по разным причинам. Чтобы машину отремонтировать быстро и качественно, водители обращаются на «Станцию технического обслуживания автомобилей». Для ремонта машин в мастерской имеются слесарные инструменты. А ремонтом занимается автослесарь.
2. Воспитатель – директор автосервиса объявляет: «Внимание! Уважаемые жители игрового города, автосервис проводит «День открытых дверей».
Для клиентов выставлена реклама об оказании услуг (ремонт машин, мойка, покраска). Директор автосервиса представляет услуги. Проводит инструктаж по технике безопасности «О правилах безопасного поведения обслуживающего персонала во время работы». Менеджер закупает автозапчасти, привозит их в автосалон, назначает работу. Директор следит за сроком исполнения работы, за качеством выполнения.
В мастерскую обращаются водители (ремонт машин, мойка, покраска).
Менеджер принимает заказы, распределяет работу. Кассир выдает чеки и берет деньги с клиентов за выполненный ремонт.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры – принять на себя роль директора станции техобслуживания и пригласить на работу менеджера, кассира, слесаря, автомойщика.
2. Создание проблемных ситуаций:
- срываются сроки выполнения работ (Обратиться за помощью к директору);
- потерялись инструменты. Что делать? (Заказать новые инструменты в магазине. Обратиться в детективное агентство);
- Что делать, если во время выполнения работ загорелся гараж?
Окончание игры
1. Ваши заказы выполнены, благодарим Вас, что вы воспользовались услугами нашей станции. Водители довольны работой сотрудников «Станции технического обслуживания автомобилей».
2. В случае пожара проводится эвакуация сотрудников и клиентов станции.
Анализ игры:
− интервьюирование клиентов: чем довольны, а чем нет?
− интервьюирование сотрудников: довольны ли вы своей работой?
− обсудить с детьми, как каждый выполнял свою роль;
− Кем бы вы хотели быть из работников салона в следующей игре?
Паспорт сюжетно-ролевой игры туристическое агентство «Вокруг света»
Задачи
1. Формировать представление дошкольников о том, что такое туристическое агентство, и чем оно занимается; вызвать у дошкольников интерес к познанию достопримечательностей; уточнять и обогащать знания детей о профессиях туристического бизнеса.
2. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушивать другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Стимулировать творческую активность детей в игре.
Развивающая предметно-игровая среда: вывеска Турагенство «Вокруг света», костюмы сотрудников турагентства, телефоны, бейджики, атлас мира, глобус, рекламные журналы путешествий, путёвки, ноутбуки с презентацией маршрутов направления и маршрутов туристического отдыха, сувенирная лавка, сувениры, буклеты, мобильные телефоны, камера, фотоаппарат, деньги, банковские карты, кассовый аппарат, иллюстрации достопримечательностей города.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Директор агентства – организует работу персонала, контролирует качество обслуживания, решает организационные вопросы, возможные конфликтные ситуации, проверяет и оформляет необходимые документы.
Менеджер по туризму и рекламе – встречает гостей, проводит рекламу выбранного для отдыха места, решает возможные конфликтные ситуации, предлагает чай или кофе, создает хорошее настроение посетителям, предлагает клиенту варианты проведения отдыха, предоставляет путеводитель, схемы и карты, план местности.
Туроператор – предлагает нашим клиентам посмотреть на компьютере слайды с фотографиями отелей, бронирует места в отеле, выдает билеты на самолет.
Туристы – интересуются направлениями туристического путешествия, рассматривают буклеты и журналы, выбирают маршрут поездки, готовятся к путешествию, путешествуют по выбранному маршруту (посещают экскурсии, купаются в море, фотографируются, покупают сувениры и т. д.).
Второстепенные
Экскурсовод – предлагает туристам отправиться на экскурсию по городу, в музей, рассказывает о городе и его достопримечательностях, отвечает на вопросы туристов, раздаёт рекламные буклеты.
Машинист поезда, пилот, капитан корабля, шофёр – доставляют туристов к месту отдыха и домой.
Стюардесса, проводник – обслуживают туристов во время полёта и поездки.
Администратор отеля – встречает и провожает туристов, записывает в журнал, выдаёт ключи от номеров, решает конфликтные ситуации.
Гувернантка – наводит порядок в отеле.
Повар – готовит пищу для туристов.
Официант – обслуживает туристов в столовой.
Продавец сувениров – рекламирует и продает сувениры.
Варианты начала игры
1. Семья получает известие о том, что в турагентстве ждет подарок – путёвка в любую страну. В турагентстве наших клиентов встречает менеджер по туризму и предлагает выбрать путешествие.
2. Вывешивается рекламная афиша: « Туристическое агентство «Вокруг света» предлагает совершить путешествие на сверхскоростном самолёте, поезде, совершить автотур. Вы сможете увидеть все страны и континенты, встретиться с разными животными и увидеть красоту нашей планеты. Приобретайте путёвки в нашем агентстве!».
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
- турист во время полёта заболел, ему нужна медицинская помощь, самолёт совершает экстренную посадку;
- во время путешествия на корабле перед туристами выступают известные артисты;
- проводник поезда предлагает посетить ресторан и продегустировать разные блюда;
- посещение туристами дельфинария, дендрария, зоопарка и т. д.
2. Предложения:
- Предложить вблизи турагентства открыть магазин «Туристу в дорогу».
- Организовать в туристическом агентстве игровую комнату, где дети смогут весело провести время, пока родители выбирают путёвку.
3. Создание проблемных ситуаций:
Что делать, если вы опоздали на самолёт (поезд, корабль)?
К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
Что делать, если вы потеряли билет?
Турист во время экскурсии отстал от группы, что делать?
У самолёта отказал двигатель, что делать? (стюардессе успокоить пассажиров, связаться с диспетчером и попросить разрешение на экстренную посадку, посадить самолёт, эвакуировать пассажиров и отремонтировать самолёт).
Потерялся на вокзале ребёнок, что делать? (обратиться к сотруднику полиции, в справочное бюро вокзала для объявления по громкой связи о потерявшемся ребёнке).
Окончание игры
1. Уважаемые пассажиры, наш самолет приземляется в России, детский садик №124.
2.Туристы вернулись из путешествия домой, привезли с собой сувениры, делятся впечатлениями о путешествии.
Анализ игры:
− Ребята, вам понравилось путешествие?
− Что вам запомнилось больше всего?
− Вы бы хотели ещё отправиться куда-нибудь?
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Фармсервис»
Задачи
1. Развивать умения получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение оказывать помощь.
2. Расширить знания детей о профессиях работников аптеки; учить соблюдать правила поведения в общественных местах. Расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Развивающая предметно-игровая среда: касса, деньги, витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, пузырьки, колбочки, мерные стаканчики, пинцет, пипетка, резиновая груша, воронка, электронные весы, бланки рецептов, штамп или печать, белый халат аптекаря, рецепты – картинки с изображением лекарств, предметов ухода за больным.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Провизор-аптекарь – принимает рецепт и заказ от покупателей, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.
Фармацевт (кассир) – изготавливает лекарство, упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки, подписывает упакованные лекарства, получает деньги от покупателя, выдаёт чек.
Покупатель – покупает лекарство, расплачивается, просит дать справку о применении того или иного лекарства, показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства.
Зав. аптекой – звонит и заказывает новую партию лекарств, выдаёт зарплату, контролирует работу сотрудников.
Второстепенные
Шофёр – привозит лекарство.
Уборщица – наводит порядок в «Фармсервис».
Варианты начала игры
1. Воспитатель: Сегодня утром, ребята, на мой электронный адрес пришло письмо от доктора Пилюлькина! Это видео письмо адресовано вам. Дети предлагают его посмотреть. Просмотр слайда со звуковым эффектом:
Дорогие ребята! Наступила зима и наши малыши простудились. Им нужны лекарства! Но вот беда – я выписываю малышам рецепты, а «Фармсервиса» у нас нет! Их срочно нужно лечить! Помогите! Ваш доктор Пилюлькин.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь малышам и всем кто простудился зимой?
Дети предлагают организовать игру «Фармсервис». Обговаривается план-сюжет.
2. В нашем городе открывается «Фармсервис», в который требуются сотрудники.
3. Компания «Фармсервис» проводит в январе акцию: при покупке продукции на сумму 1000 рублей – подарочный сертификат в подарок.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
– открытие нового отдела в «Фармсервисе» – отдела косметики (оптики);
– оказание новой услуги населению – заказ лекарства по телефону или через Интернет;
– в «Фармсервисе» нет необходимого перечня лекарств.
2. Предложения:
– предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал, пока посетитель ждет заказ;
– организовать в «Фармсервисе» фитобар.
3. Создание проблемных ситуаций:
– Что делать, если ваш заказ привезли не вовремя?
– К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
– Что делать, если в компании нет нужного лекарства?
– Забыл дома деньги. Что делать? (Позвонить и попросить о помощи близких, друзей, отложить товар.).
– Потеряли рецепт. Что делать? (Сходить на приём к врачу и выписать новый рецепт.)
Окончание игры
1. Пришло новое видео письмо от доктора Пилюлькина: Спасибо за помощь. Наши малыши получили лекарства из вашей компании и теперь идут на поправку. Приглашаем вас в Цветочный город на прогулку и отдых после трудового дня. С уважением, доктор Пилюлькин.
2.В «Фармсервисе» отключили свет, заведующий приносит свои извинения, «Фармсервис» закрывается, посетители расходятся по домам.
3. Подходит время закрытия «Фармсервиса», посетители расплачиваются и уходят в группу.
Анализ игры:
– интервьюирование клиентов: понравилось ли Вам, как обслуживает Вас компания «Фармсервис»? Что бы вы пожелали сотрудникам компании?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте
Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте...
Сюжетно-ролевая игра для старшего возраста "Космическое путешествие"
Образовательные задачи:- учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, ст...
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для старшего возраста
Представляю вашему вниманию перспективный план сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников с сентября по январь. Спланированы сюжетно-рол...
Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего возраста
Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, ...
Современные технологии работы с родителями: Сюжетно - ролевые игры детей старшего возраста.
Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельнос...
Сюжетно - ролевая игра "Банк". Старший возраст.
Цель: создать условия для ознакомления детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме, формирования умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк».Задачи:формировать ...
Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к...
- Мне нравится (1)