Консультация для педагогов "Песочная терапия в детском саду"
консультация

Елена Сергеевна Андреева

Консультация для педагогов "Песочная терапия в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему «Песочная терапия в детском саду»

     Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем и задач, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
     Активизация эмоциональных состояний происходит при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим ребенка. Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игре. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии». Это и является моей педагогической находкой.
 

        Впервые песочную терапию стала применять на практике английский педиатр  Маргарет Ловенфельд, работавшая в 20-х годах 20-го века. Детям предоставлялся поднос с песком, вода и фигурки, с помощью чего они создавали композиции, часто называемые «Мой мир», поэтому Маргарет назвала этот метод «Построение мира». Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии для взрослых, а также семейной психотерапии. На сегодняшний день данную проблему изучают российские педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова,       Л.Б. Баряева, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина и др.

        Использование песочной терапии в практической деятельности с дошкольниками позволяет решать следующие задачи:

- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

-развитие мышления, воображения;

-развитие речи;

-подготовка руки к письму;

-коррекция нарушений внимания и поведения;

-коррекция эмоциональных нарушений;

-снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

        Главный принцип песочной терапии – провести линию между внутренним и внешним миром ребёнка. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки животных и людей, морских обитателей, растений, машинки, сказочные персонажи. Ребенок создает композиции, которые очень многое могут сказать о нем, о его переживаниях. Строя песочные композиции, дети неосознанно выстраивают их и внутри себя, приводя в порядок мысли, спокойно переживая страхи, устраняя всё негативное. 

      Метод песочной терапии эффективен в первую очередь для детей, которые:

  • переживают кризисы возрастов (3, 6-7, 13-15 лет);
  • подвергаются серьезным стрессам;
  • очень впечатлительны и эмоциональны;
  • пережили потерю близкого человека, унижение, серьезную травму – эмоциональную или физическую;
  • замкнуты, скрытны, не умеют выражать свои эмоции и не общаются со сверстниками;
  • имеют задержки развития – речевого, физического, психомоторного;
  • имеют нарушения зрения, речи, слуха.

         Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя образовательную деятельность. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством: снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

       Во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней и начинают стимулировать их работу. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы – внимание. Играя с песком, ребенок входит в состояние, которое даёт ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, эмоциональное напряжение, тревожность.

 В процессе рисования песком происходит развитие творческого потенциала детей, так как рисование на песке требует проявление фантазии и воображения. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

   В работе с детьми младшего дошкольного возраста песочная терапия используется в форме игр и упражнений, таких как «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Следы зверей», «Мои пальчики» и т.д. Малыши охотно расставляют фигурки зверей, машинки, домики на песке.

      Дети средней группы, помимо пальчиковых игр с песком, охотно рисуют. Так же деток очень привлекают сюжетные игры с морскими обитателями, животными и т.д.

       А с ребятами старшей группы я практикую песочную терапию на занятиях по художественно-изобразительной деятельности, на занятиях по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.

Использование песочной терапии в работе с детьми помогает:

-разобраться в себе, визуализировать внутренний мир;

-снять напряжение – как физическое, так и моральное;

-развить творческие задатки;

-самостоятельно выходить из проблемных ситуаций;

-ощутить комфорт и покой;

-сформировать у ребенка логическое, аналитическое и образное мышление;

улучшить мелкую моторику.

   -дают детям возможность почувствовать себя более успешными;

    -помогают детям легче адаптироваться в коллективе.

Уважаемые коллеги, я рекомендую и вам попробовать внедрить песочную терапию в свою трудовую деятельность. Рада поделиться своим опытом работы с песком. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальная терапия в детском саду"

Статья содержит материал по музыкальной терапии для педагогов ДОУ....

Консультация для воспитателей "Применение Су-Джок терапии в детском саду".

В консультации рассказывается о методе Су-Джок и о том, как её использовать в детскомсаду. Картотека игр с Су-Джок массажером....

консультация для родителей "Су-Джок терапия в детском саду"

В консультации подобран материал о су-Джок терапии и ее применении в детском саду. Материал рекомендован для родителей и воспитателей....

Консультация для воспитателей Арт-терапия в детском саду

Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами....

Консультация для воспитателей «Мастерская малышариков» - использование арт терапии в детском саду.

   Арт терапия – представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, ис...