Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников в детском саду"
консультация

Сазонова Анна Николаевна

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_trudovoe_vospitanie_doshkolnikov_v_dou.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

   Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

- Принцип развивающего образования (системности и последовательности).

- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий).

- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий ).

Виды труда в ДОУ:

  • Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.).
  • Хозяйственно-бытовой труд - направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
  • Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
  • Ручной труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Компоненты трудовой деятельности:

  • Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий
  • момент.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться.
  • Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
  • Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
  • Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание.

2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания.

Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа - Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Средняя группа - -1 раз в неделю

Старшая группа - 1 раз в 2 недели

Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

- Младший возраст - Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

- Средний возраст - Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.

- Старший дошкольный возраст - Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

  Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

- Младший возраст - Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

- Средний возраст - Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

- Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

- Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.

- Средний возраст - Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки).

- Старший дошкольный возраст - Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

- Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

- Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"

"Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми. В. А. Сух...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...