Технология "Клубный час"
статья

Салькова Елена Викторовна

«Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а также умения планировать деятельность, оценивать результаты.

Основной целью клубного часа: развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_klubnyy_chas.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Солнышко»

Выступление на тему «Технология «Клубный час» в ДОУ»

Воспитатель: Салькова Е. В.

Что такое «Клубный час»?

Автором педагогической технологии «Клубный час» является Наталья Петровна Гришаева - старший научный сотрудник института социологии РАН.

«Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а также умения планировать деятельность, оценивать результаты.

Основной целью клубного часа: развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

При проведении данной технологии решаются следующие задачи:

  • Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
  • Развивать умения ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
  • Развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
  • Развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
  • Развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Суть данной технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.

Гришаева Н.П. выделяет несколько видов «клубных часов».

  • Свободный «Клубный час»: дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
  • Тематический «Клубный час»: включенный в ситуацию или тему месяца.
  • Деятельностный «Клубный час»: в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Перед проведением «Клубного часа» все сотрудники детского сада и родители предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

В коридоры здания выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей.

Непосредственно перед проведением «Клубного часа» детям напоминают правила поведения:

  • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие, если оно походит во время «Клубного часа».
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно.
  • Передвигаясь по лестнице, держись за перила.
  • Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Затем дошкольникам озвучивается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение (круг рефлексии). Воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.

После проведенного «Клубного часа» педагоги собираются на собрании, где обсуждается данное мероприятие и проблемные моменты, которые возникли.

«Клубный час» также может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности. 

Рекомендации для проведения

«Клубного часа» в ДОО

Для того чтобы «Клубный час» в вашем детском саду прошел более интересно, мы рекомендуем воспользоваться полезными рекомендациями при организации данного мероприятия:

  1. Система «Красные кружки»: Каждому ребенку перед «Клубным часом» в его группе выдается маленькая сумочку. В неё кладется три красных бумажных кружка. Она одевается через плечо, и с ней ребенок ходит в течение всего «Клубного часа». Кружки забирают, если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа». Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два, три кружка, то ребенок пропускает следующий «Клубный час».
  2. Дети-волонтеры: В старших групп можно назначить волонтерами 2-3 ребенка. Педагоги их готовят к проведению небольшой деятельности в младших группах. (например: игра, танец, стих, и т.д). Во время «Клубного часа» дети приходят «в гости» к малышам и проводят с ними что подготовили.
  3. Знаки: На ручку двери, в которую ребенку можно или нельзя зайти, можно повесить значки красного цвета (нельзя заходить) или зеленого (можно зайти).
  4. Указатели: Можно приклеить на стены коридора указатели с картинками (на картинке изображена та деятельность, которая ожидает ребенка), чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве детского сада.

 Круг рефлексии:

В конце «Клубного часа», когда дети вернуться в свою группу, в кругу рефлексии можно задать детям такие вопросы: 

  • Где ты был?
  • Что тебе запомнилось?
  • Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
  • Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти?
  • Смог ли ты это осуществить то, что планировал, и если нет, то почему?
  • Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? 
  1. Таблица для фиксации проблем:

В кругу рефлексии воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

Для удобства фиксации возникших проблем мы рекомендуем использовать данную таблицу:

Имя ребенка

Хочешь ли ты ещё пойти в гости в другие группы на «Клубном часу»?

Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти?

Смог ли ты осуществить то, что планировал?

Удалось ли соблюдать правила?

 

 

 

 

 

 Заключение

 «Клубный час» формирует важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста - произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Благодаря «Клубному часу» педагоги могут выявить интересы и предпочтения детей, а также их индивидуальный потенциал.

Дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Выбравшись из ежеминутной опеки взрослых, они очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца.

Дошкольникам интересно «путешествовать» по детскому саду, знакомиться с детьми других групп, а также узнавать что-то новое и самостоятельно выбирать деятельность.