Технология "Клубный час"
статья
«Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а также умения планировать деятельность, оценивать результаты.
Основной целью клубного часа: развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Солнышко»
Выступление на тему «Технология «Клубный час» в ДОУ»
Воспитатель: Салькова Е. В.
Что такое «Клубный час»?
Автором педагогической технологии «Клубный час» является Наталья Петровна Гришаева - старший научный сотрудник института социологии РАН.
«Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а также умения планировать деятельность, оценивать результаты.
Основной целью клубного часа: развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
При проведении данной технологии решаются следующие задачи:
- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
- Развивать умения ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
- Развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
- Развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
- Развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Суть данной технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Гришаева Н.П. выделяет несколько видов «клубных часов».
- Свободный «Клубный час»: дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
- Тематический «Клубный час»: включенный в ситуацию или тему месяца.
- Деятельностный «Клубный час»: в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
Перед проведением «Клубного часа» все сотрудники детского сада и родители предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
В коридоры здания выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» детям напоминают правила поведения:
- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
- Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
- Помогай проводить занятие, если оно походит во время «Клубного часа».
- Говори спокойно.
- Ходи спокойно.
- Передвигаясь по лестнице, держись за перила.
- Возвращайся в группу по сигналу звонка.
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Затем дошкольникам озвучивается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение (круг рефлексии). Воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.
После проведенного «Клубного часа» педагоги собираются на собрании, где обсуждается данное мероприятие и проблемные моменты, которые возникли.
«Клубный час» также может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности.
Рекомендации для проведения
«Клубного часа» в ДОО
Для того чтобы «Клубный час» в вашем детском саду прошел более интересно, мы рекомендуем воспользоваться полезными рекомендациями при организации данного мероприятия:
- Система «Красные кружки»: Каждому ребенку перед «Клубным часом» в его группе выдается маленькая сумочку. В неё кладется три красных бумажных кружка. Она одевается через плечо, и с ней ребенок ходит в течение всего «Клубного часа». Кружки забирают, если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа». Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два, три кружка, то ребенок пропускает следующий «Клубный час».
- Дети-волонтеры: В старших групп можно назначить волонтерами 2-3 ребенка. Педагоги их готовят к проведению небольшой деятельности в младших группах. (например: игра, танец, стих, и т.д). Во время «Клубного часа» дети приходят «в гости» к малышам и проводят с ними что подготовили.
- Знаки: На ручку двери, в которую ребенку можно или нельзя зайти, можно повесить значки красного цвета (нельзя заходить) или зеленого (можно зайти).
- Указатели: Можно приклеить на стены коридора указатели с картинками (на картинке изображена та деятельность, которая ожидает ребенка), чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве детского сада.
Круг рефлексии:
В конце «Клубного часа», когда дети вернуться в свою группу, в кругу рефлексии можно задать детям такие вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти?
- Смог ли ты это осуществить то, что планировал, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
- Таблица для фиксации проблем:
В кругу рефлексии воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
Для удобства фиксации возникших проблем мы рекомендуем использовать данную таблицу:
Имя ребенка | Хочешь ли ты ещё пойти в гости в другие группы на «Клубном часу»? | Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? | Смог ли ты осуществить то, что планировал? | Удалось ли соблюдать правила? |
|
|
|
|
|
Заключение
«Клубный час» формирует важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста - произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Благодаря «Клубному часу» педагоги могут выявить интересы и предпочтения детей, а также их индивидуальный потенциал.
Дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Выбравшись из ежеминутной опеки взрослых, они очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца.
Дошкольникам интересно «путешествовать» по детскому саду, знакомиться с детьми других групп, а также узнавать что-то новое и самостоятельно выбирать деятельность.