Конспект занятия "Откуда беруться болезни?"
план-конспект занятия (средняя группа)

Кошельник Марина Александровна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию детей

Тема: «Откуда берутся болезни?»

Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.

Форма организации детской деятельности: рассуждение

Форма работы: групповая, в подгруппах

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье;

- расширять представления детей о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно.

Развивающие:

- совершенствовать навыки игровой деятельности в игре с правилами;

- использовать ИТ для закрепления знаний детей о пользе и вреде для нашего организма;

- закрепить навыки размещения предметов на листе бумаги – ориентировку на листе.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье;

- воспитывать доброжелательное отношение к людям;

- формировать умение работать в команде;

- воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Коммуникативное», «Социализация».

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвященных здоровью и его сохранению, чтение стихов о здоровье, о занятии спортом, загадывание загадок на данную тему, беседы о здоровье, гигиене, о продуктах питания, о здоровой и вредной для здоровья пище. Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит». Проведение физкультурных разминок, точечного массажа, гимнастики после дневного сна, хождение по оздоровительным коврикам, закаливающие процедуры.

Оборудование: письмо от Красной Шапочки, картинки с больным ребенком и здоровым, проектор, слайд – презентация. Плакаты: «Полезно», «Вредно», картинки фруктов, овощей и других продуктов, картинки с ситуациями.

Ход НОД

  1. Организационно-мотивационный этап

Педагогическая цель: мотивировать детей на деятельность, помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи.

Цель для детей: проявление интереса к предстоящей деятельности через сюрпризный момент.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? Вы догадались?

Предлагаю сесть на ковер (читаю письмо)

«Здравствуйте, дорогие дети. У меня заболела бабушка. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю как. И откуда, только берутся эти болезни? Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой? »

Воспитатель: Что же, ребята, поможем Красной Шапочке?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас уже болел? (дети поднимают руки)

Воспитатель: А теперь поднимите руку, кто еще н разу не болел?

Воспитатель: Вам нравится болеть? (Дети: Нет!)

Воспитатель: А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А вашим родителям нравится, когда вы болеете?

Дети: Нет!

Воспитатель: Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.

- Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете?

(дети строят предложения)

Воспитатель: Посмотрите вот на эти две картинки. Вы можете определить, где ребёнок больной, а где – здоровый?

Почему вы так думаете? (рассуждения детей)

2 этап с опорой на личный опыт детей

Педагогическая цель: активизировать личный опыт детей, их знания.

Цель для детей: включится в активное выполнение игровых заданий.

Формирование проблемы:

Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете? (ответы детей)

Воспитатель: про микробы даже стихотворение есть, послушайте его, оно называется «Микроб» (читаю стихотворение)

Там, где грязь, живут микробы

Мелкие – не увидать.

Их микробов, очень много,

Невозможно сосчитать.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

Обобщение:

Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Когда они находятся вне организма человека, они не могут причинить вред человеку. Но стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас. А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.

Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии, что с нами произойдёт?

Дети: Мы выздоравливаем.

Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?

Дети: То мы начинаем болеть.

Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?

Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость…

Воспитатель: И что нужно делать?

Дети: И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.

Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить? (Ответы детей)

Воспитатель: Как микробы легко могут попасть в наш организм? Объясните, почему вы так думаете.

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья:

(Дети формулируют правила)

- мыть руки перед едой;

- мыть руки с мылом после улицы;

- мыть руки после посещения туалета;

- не грызть ногти;

- проветривать комнату;

- заниматься физкультурой;

- закаливаться;

- кушать витамины и т. д.

Игра с правилами:

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит? » (Я называю причину, от чего болит, а дети показывают, что болит с помощью пантомимы).

В. – душно, шумно Д.- болит голова

В. – вы съели много сладостей Д. – болят зубы

В. – порезалась, упала Д. – болит палец

В. – грязные руки, немытые фрукты Д. – болит живот

В. – продуло Д.- болит ухо

В. – вы пили холодное молоко Д. – болит горло

Молодцы, настоящие актёры!

Воспитатель: Чтобы расти сильным и быть здоровым, что нам необходимо кушать?

Дети: Витамины, рыбу, мясо, сок, фрукты, молоко, творог, крупу…

Воспитатель: В каких продуктах много витаминов?

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: Все ли вкусные продукты могут быть полезными?

(Высказывание детей)

Воспитатель: Есть продукты полезные, есть продукты вкусные, но они могут быть не очень полезными для нашего организма, а есть продукты вредные.

Воспитатель: А сейчас присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим слайды, если вы видите изображение полезное для вашего здоровья, вы хлопаете в ладоши, если не полезное – топаете ножками.

Показ слайдов

Воспитатель: Ну что же, молодцы вы у меня, все знаете.

Индивидуальная работа:

Воспитатель: (называю имена детей, которые сомневались или неверно отвечали), мы с ребятами очень надеемся, что теперь вы запомнили, не всё, что вы любите полезно для вашего здоровья.

3 практический этап

Педагогическая цель: создать условия для обобщения и закрепления полученной информации в практической деятельности.

Цель для детей: выполнить правильно задание.

Воспитатель: А сейчас ребята, я вам предлагаю вам оформить два плаката. На одном мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другом мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья.

Плаката два и поэтому вам нужно разделиться на сколько команд?

(ответы детей)

Дети делятся на команды, при помощи счетных палочек двух цветов.

Работа в командах:

Дети самостоятельно делятся на две команды. Проговаривают правила работы в команде

Выбирают капитана. Дети подходят к столам, совещаясь, выбирают картинки, и прикрепляют их на соответствующие плакаты.

4 заключительный этап.

Педагогическая цель: вывести детей на самоанализ.

Цель для детей: оценить свои знания и умения.

Вместе с детьми рассматриваем плакаты, обсуждаем, капитаны объясняют выбор команды

Воспитатель: Теперь эти плакаты мы отправим Красной Шапочке и её бабушке, чтобы посмотрев на них, они сразу поняли, что полезно, а что вредно для здоровья.

Постановка новой проблемы:

Воспитатель: Друзья, а знаете ли вы, что витамины бывают разными А, Б, С… Витамина А много в морковке это полезно для зрения.

(ответы детей)

Воспитатель: вот об этом мы и поговорим в следующий раз.

А сейчас поделитесь с друзьями, что вам сегодня понравилось, что нового вы узнали?

Похвала.

Список используемой литературы:

Книга Дарьи Понаморевой «Спокойная мама - счастливые дети»

Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-путешествия по окружающему миру для средней группы «У медведя в бору грибы ягоды беру…»

Занятие предназначено чтобы закрепить знания детей об изменениях в природе, формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах и расширять кругозор детей о пользе природных витаминов для чело...

Конспект спортивного развлечения совместно с папами во 2-ой младшей группе «С Вас берем пример во всем!»

Конспект спортивного  развлечения  совместно с папами во 2-ой младшей группе«С Вас берем пример во всем!»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; формировать представления о растениях леса: грибах и ягод...

Конспект НОД по пожарной безопасности во второй младшей группе «Чтобы не было беды-спички в руки не бери»

Конспект НОД по пожарной безопасности во второй младшей группе «Чтобы не было беды-спички в руки не бери»...

«Чтобы не было беды, спички в руки не бери» конспект НОД с использованием развивающих игр Воскобовича для детей разновозрастной группы (от 3-х до 5-и лет) компенсирующей направленности с нарушением зрения

Комплексная игровая обучающая ситуация по систематизации раннее приобретённых знаний воспитанников младшего возраста об огне и пожаре....

«Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится» конспект занятия по НОД"Дары природы. Ягоды"

Конспект НОД «Дары природы. Ягоды» Задачи: • Обучающие: Развитие лексического строя речи: обогащение словаря детей на материале лексической темы «Ягоды». Учить выделять общие и индивидуальные призн...

«Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится» конспект занятия "Ядовитые ягоды"

Конспект занятия «Ядовитые ягоды» Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Задачи: • Образовательные: - нау...