УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
статья
Определить потенциал одаренности ребенка с раннего возраста при помощи установленных средств сегодня пока невозможно. Важно осознавать уникальность каждого ребенка и вкладывать в его развитие как можно больше. Одаренность - это совокупность природных задатков и развивающей среды. На сегодняшний день, является важным научиться развивать одаренность с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Машкова Татьяна Александровна
педагог – психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№11 «Олененок»
Каданцева Екатерина Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№11 «Олененок»
Аннотация. Определить потенциал одаренности ребенка с раннего возраста при помощи установленных средств сегодня пока невозможно. Важно осознавать уникальность каждого ребенка и вкладывать в его развитие как можно больше. Одаренность - это совокупность природных задатков и развивающей среды. На сегодняшний день, является важным научиться развивать одаренность с самого раннего возраста.
Ключевые слова: одаренность, развитие.
Чтобы выяснить каким образом развивать одаренность у детей, необходимо разобраться, что такое одаренность. Одаренный ребенок – это тот ребенок, который имеет какие – либо выдающие способности в том, или ином виде деятельности. Одаренность – это довольно сложный психический процесс, в котором объединены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Одаренность может быть постоянной, а может иметь временный характер. Признаки одаренности могут быть явными, а могут – скрытыми. Признаки этого явления проявляются в виде высокого уровня или специального.
Общая одаренность, по мнению А. М. Матюшкина, должна рассматриваться как высокий творческий потенциал, который развивает «познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминирования познавательной мотивации у творческого (одаренного) ребенка» [2].
Существует два мнения проявления одарённости: 1. исключительная редкость, 2. одарённостью наделен каждый ребенок. Благодаря глубоким интегративным процессам в психике ребенка, мы можем наблюдать успешность в широком спектре деятельности. Именно это создает условия для формирования различных видов одаренности [3].
Для дальнейшего развития одаренности необходима микросреда, в которой развивается ребенок, в которой общается и растет. На первых этапах развития человека ближайшее окружение является наиболее мощным средством для воздействия на формирование личности. Н. С. Лейтес выделял в развитии сенситивные периоды, когда ребенок становится наиболее чувствительным и восприимчивым к некоторым воздействиям, к отдельным сторонам действительности, к умственному росту в определенном направлении. Возрастное созревание характеризуется определенной последовательностью сенситивных периодов, открывающей большие, а иногда и чрезвычайные возможности развития.
Необходимо обратить особое внимание на дошкольный период развития ребенка. Дошкольное детство – особая пора развития. Оно идет необычайно быстрыми темпами и все изменения наглядны и впечатляющи. Ребенок активно познает мир и себя. Создаются большие возможности для развития психики. Это проявляется в эмоциональной непосредственности, большой потребности в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, в легкости возникновения новых образов, необычных суждений. Мария Монтессори считала, что период от 0 до 6 лет – самый важный в жизни человека. Все остальное надстраивается и развивается на его основе. С года важна предметно – манипулятивная деятельность, чтобы развивать одаренность. Ребенок проявляет самостоятельность, взаимодействует с предметами различного рода. Чем больше вещей потрогает ребенок, тем больше впечатлений он получит, что в свою очередь поспособствует дальнейшему развитию. Именно эти действия стимулируют поиск ребенка и его мышление. Ближе к двум годам у ребенка появляется большая потребность в сотрудничестве со взрослым. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним, но ненавязчиво. Важно также отметить, что если родители не желают участвовать в совместной деятельности со своим ребенком, полагая ее целиком его собственной заботе, то рано или поздно столкнутся с такими тревожными симптомами, как сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов. В дальнейшем предметно – манипулятивные действия преобразуются в сюжетно ролевую игру. Здесь очень важно поддержать общение ребенка со сверстниками и поспособствовать разносторонней игре.
К пяти годам уж могут проявляться первые задатки одаренности. Очень важно поддержать ребенка в этот период, когда остро развито воображение, как говорил К. Д. Ушинский.
Конечно, нельзя исключать роль семьи в развитии одаренности. Важно отметить, что развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком такие родители как бы выходят за круг бытовых проблем, подходят к ним творчески. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Такое внимание приводит к переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. И это только на пользу одарённому ребенку.
При помощи родителей, педагогов задатки превращаются в способности, и только в исследовательской деятельности. Однако никакая деятельность сама по себе не развивает способности. Развивает только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно, необходимо моделировать положительные эмоции: «удивление – интерес – радость». «Способные» дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей», так считают многие ученые. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Но способности – это не главное, в придачу к ним ребенок должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. А приобрести все это возможно в игре, в исследовании, в общении. Если у ребенка недостаточно знаний, умений и навыков, то и одаренности не будет. Вот мы и подошли к словам В.А. Сухомлинского, что «нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети».
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее выявленной форме. Мы должны повсеместно направлять детскую энергию на всестороннее развитие, на развитие их творческого потенциала. Характер развития одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию. Первоочередная задача родителей и педагогов – прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребенка и помогать этим способностям развиваться.
Источники:
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4
- Лейтес Н. С. Возрастые предпосылки умственных способностей. //Советская педагогика. –1974. – № 1. – С. 97—107.
- Лейтес Н. С. Психология одарности дтей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416с.
file:///C:/Users/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0/Downloads/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
- Блинова В. Л., Блинова Л. Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно- методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2010. 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей и воспитателей «Условия и способы развития сюжетно – ролевых игр для успешной социализации дошкольников»:
Раскрыты конкретные условия и способы развития игры для социализации дошкольника....

Консультация для родителей "Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников"
В данной консультации рассказывается о всех возрастных группах и характрех игровых действий в сюжетно - ролевой игре...
Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности
Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация....

Выступление на педагогическом совете "Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры" с презентацией
Выступление на педагогическом совете "Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры"...
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....

Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружаю...

«Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 23.10.2019г....