"Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания"
статья (младшая группа)

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Народное творчество как средство и условие

осуществления национального воспитания

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представителен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки).

Народное творчество воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулирует развитие его творческих способностей, личности.

У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа.

Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.

Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей.

Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне.

Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась в старину и к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истинно народное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник.

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».

Вывод: Простата, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Это делает народное творчество важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории....

Консультация для педагогов «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»

Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народн...

Консультация для педагогов "Народное творчество, как средство и условие осуществления национального воспитания".

Консультация для педагогов«Народное творчество,как средство и условие осуществления национального воспитания»Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной н...

Консультация «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»

Консультация «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»...