СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
материал (младшая группа)

Федулеева Лариса Евгеньевна

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivy_razvitiya_sistemy_duhovno.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(из опыта работы)

Федулеева Л.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

«Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

detsad.zvezdochka68@mail.ru

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традиционной культуры, является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Эта насущная социально-педагогическая потребность современной системы образования требует незамедлительного разрешения. Но является настолько трудной, что реализовать её эффективно можно при условии внутренней перестройки, личностной переориентации на духовные ценности, путём духовного возрождения.

Педагогическое сообщество находится в тесной взаимосвязи с духовной жизнью любого общества, находящегося в движении и постоянном изменении. Очевидно, что множество стоящих перед педагогами воспитательных проблем можно решить через формирование духовных и нравственных ценностей нового поколения людей. В 1999 году академик Д.Лихачёв писал: «У нас есть планы экономического развития, планы выхода из экономического кризиса, но нет даже предложений создать план выхода из той культурной отсталости, в которой наша страна оказалась за последние 82 года. Нам грозит духовное одичание и ощущение своего одиночества в стране, обладавшей одной из самых великих культур мира».

Духовно - нравственное просвещение в «Законе об образовании» обозначено как один из приоритетов общего развития ребёнка. Проникая через все режимные моменты воспитательного процесса осуществляемого в детском саду, детям прививаются нормы нравственности и морали, формируются лучшие качества личности, развиваются способности осознания принятия нравственных основ жизни и преодоления сложностей современного существования. Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять содержание и структуру воспитания, отвечая потребностям общества в изучении национально - региональной культуры и истории, отечественных православных традиций.

Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубокосодержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.

Западные традиции расстраивают и разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье, делая ее не столь благоприятным условием развития и воспитания детей.

Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать - наследовать те духовные ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Но сейчас эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена, а без опыта духовной жизни общество существовать не может, поэтому очень важно понять, что на сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Русская Православная Церковь.

20 век научил людей сложно рассуждать о простых вещах. В 21 веке необходимо вернуться к традиционной для отечественной культуры мудрой простоте миросозерцания, неотделимой от правды и нравственности, к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному её осмыслению. В основе этих ценностей – православие.

Дошкольный возраст - это время когда закладывается фундамент воспитания ребёнка как личности, которая учится выстраивать взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающим миром.

Перспектива в работе с детьми раннего возраста заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. В раннем дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Так определилась тема реализации данного опыта: духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Мною и педагогами филиала «Звёздочка» была разработана система воспитательно-образовательной работы по данной теме, составлена программа по духовно-нравственному воспитанию детей 2-3 лет «Дорога добра».

 В ходе её достижений решаются следующие задачи:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и  трудолюбие;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

- Духовный ориентир: построение жизни и поступков на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори добро»);

- Гуманистический принцип: формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному  субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближнему).

- Природосообразность: по Я. К. Каменскому - Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве…надо только направить человека так, чтобы беспорядочные инстинкты не вывели его за пределы должного… (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

- Культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

Формы,  методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию

1.Познавательная деятельность – (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Продуктивная деятельность – (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

 3. Нравственная деятельность -  (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).

4.Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).

Формы и методы по реализации основных задач программы

- Проведение православных праздников;

- «Уроки доброты»;

- Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- Организация выставок и Мини-музея (совместная деятельность детей и родителей);

- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;

- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

- Целевые прогулки в природу;

- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе

  1. Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
  2. Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокассет).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Ожидаемые результаты освоения программы

1. Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности  в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).

3.Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).

4.Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы достигли следующих результатов:

Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

Уже сейчас можно отметить положительную динамику в работе по просвещению родителей в вопросах духовно нравственного воспитания дошкольников: родители осознают, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь они, родители, главные ответственные за воспитание своих детей.

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья детей, найти пути оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика, 1999 - №4. 

3. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005

5. С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы фор...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....