Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация в доу"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №16»
Консультация для воспитателей на тему:
«Ранняя профориентация в ДОУ»
Разработала:
воспитатель Багрова Г.В.
г. Богородск,2024
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.
«Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек — строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем, работа должна доставлять ему радость»
Организации ранней профориентации в ДОУ.
Вспомните свое детство, а кем вы в детстве хотели стать и много ли профессий Вы в то время знали и знали ли вообще. Хотелось ли Вам знать, где работают Ваши родители, побывать у них на работе и не только у них. Кто Вам рассказывал о мире профессий, и рассказывали ли вообще. А когда Вы окончили школу, с легкостью ли Вам удалось сделать выбор в своей будущей профессии.… Наверняка многим было трудно его сделать. Конечно по многим причинам, но одной из причин я думаю, была плохая осведомленность о той, или иной профессии.
Кем будут наши воспитанники, никто из нас не знает, да и сами дети об этом еще не задумываются. Ведь выбор о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Поскольку Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования, социализации ребенка. А дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Поэтому именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии профессий, о том, что к любому труду людей надо относиться уважительно. Однако перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущее. Таким образом, происходит постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Что же такое ранняя профориентация?
Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть ранняя профориентация.
Что нужно для организации ранней профориентации? Как осуществляется знакомство дошкольников с миром профессий в условиях ДОУ?
Знакомство дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Использование различных методов – наглядных, словесных, практических, игровых. Многообразие используемых форм работы. Сюда относится экскурсия, беседа, презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, работа с родителями.
Практика показывает, что самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями, которые на глубинном, подсознательном уровне закладывают у ребенка представления о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать. Поэтому так важно определиться в том, каким образом педагоги отстраивают взаимодействие с семьей, делая родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых и т.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, ребёнку сложно их понять. Поэтому для решения задач по реализации ранней профориентации необходимо применение современных образовательных технологий, которые играют важную роль в формирование представлений дошкольников о мире профессий.
Наиболее эффективными технологиями в реализации профориентационного направления являются:
1. Технология проектной деятельности
2. Технология исследовательской деятельности
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
4. Технология интегрированного обучения
5. Информационно-коммуникационные технологии
6Технология квест - игр
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно также без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно - развивающей среды, которая должна быть насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Продуманная профессионально – ориентированная среда, откроет возможность для индивидуального развития ребенка, его интересов и возможностей, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями, актуальными для нашего региона , города.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с миром профессий, с трудом взрослых должно это осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов.
И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании".
Данный материал рассказывает о необходимости вести работу по профориентации с детьми уже в детском саду....
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"...
Консультация для родителей: «Профориентация детей в дошкольном возрасте»
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном возрасте"...
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании»
Консультация для родителей«Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личност...
Консультация для родителей. «Профориентация дошкольников в дошкольном образовании»
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знан...