Развитие мелкой моторики
статья
Ознакомительный материал по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ростова Елена Юрьевна
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
«…Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяет влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы.
Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук, затем развивается такой навык как удерживание вложенного предмета, но постепенно мелкая моторика ребенка совершенствуется и к школе он уже может управлять своими руками, держать карандаши, рисовать, а некоторые дети и писать.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. В своей работе я раскрываю значение данных видов деятельности дошкольников.
При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы. С самого рождения ребенка родители используют всевозможные потешки, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», но тем самым, они преследуют развлекательную функцию этих пальчиковых игр, не догадываясь, что таким образом, уже с рождения начинает развиваться мелкая моторика малышей. Как уже упоминалось выше, продуктивная деятельность одна из важнейших в развитии дошкольника. В своей практике я использую следующие виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование и многие другие. Одним из наиболее эффективных средств является лепка. При лепке ребенок упражняет и развивает свои руки и пальцы. Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто. Наибольшее предпочтение мной и моими воспитанниками отдается соленому тесту: во-первых, это экологически чистый и гипоаллергенный продукт, во-вторых, разработка рук начинается уже в процессе замешивания теста. При использовании любого из вышеперечисленных материалов для лепки массируются активные точки пальцев и, соответственно, улучшается работа всей нервной системы. Начинать использовать лепку для развития мелкой моторики необходимо с раннего возраста дошкольника и совершенствовать путем усложнения приемов и лепки мелких деталей. Затронув тему лепки, нельзя не упомянуть о пластилинографии. Создавая картины в этой технике, дети не только развивают мелкую моторику, которая способствует формированию речи, но также происходит обогащение сенсорного опыта ребенка, он может ощутить пластику, форму и вес. Картина, выполненная пластилинографией, помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус и развить координацию движений. Несомненно, с раннего возраста дошкольника можно начинать нанизывать бусины на нити, создавая всевозможные украшения, усложняя этот вид деятельности, необходимо перейти с бусин на бисер, а вместо ниток использовать леску. Использование этих материалов потребует определенного уровня мелкой моторики дошкольника. Еще одним важным средством развития является бумага. Здесь ее использование безгранично: это и создание кукол для теневого театра, игрушки в технике оригами, обрывные и мозаичные аппликации, конструирование и рисование. Сравнительно новым видом продуктивной деятельности стали ниткопись и аппликация из нарезанных ниток. Эта работа очень кропотлива и требует усердия и усидчивости. Ниткопись также является прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования и развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов деятельности. Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, ниткопись, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание.
Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:
- мозаики;
- шнуровки;
- застёгивание и расстегивание пуговиц;
- штриховки;
- раскраски;
- работа с пластилином и т.д.
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...