Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждения
Кадуйского муниципального района
"Детский сад №14 "Теремок"
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Первой группы раннего возраста №4
Срок реализации программы 2022 - 2023год
Авторы:
Федорова А.С.
Содержание.
1. Целевой раздел………………………………………..3
2. Содержательный раздел……………………………..10
3. Организационный раздел……………………………18
4. Методическое обеспечение………………………….33
5. Приложение………………………………………… 34
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.:МОСКВА – СИНТЕЗ,
2016 г.
Рабочая программа первой группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад№14»Теремок» в соответствии с ФГОС (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
В основе разработки программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155),
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014),
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержденным постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.304913)
Основная часть представлена:
- Вариативной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
- Примерной образовательной программой дошкольного образования (одобрена протоколом федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15),
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) используется:
- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
- Устав МБДОУ «Детского сада»
- Цель и задачи Программы.
Цель Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.3. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.
Основными участниками реализации программы являются: дети раннего возраста, родители (законные представители), педагоги.
Первая группа от раннего возраста от 1 до 2 лет.
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
Для детей раннего возраста это:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- эксперементирование с материалами и веществами(песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми пердметами-орудиями (ложка, совок, лопатка);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;
- индивидуальные игры воспитателя с детьми(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизации, строительно-конструктивная).
1.5.Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кх» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.
Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «И я куся?» — то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах. Поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.
Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит 241 уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
II.Содержательный раздел
2.1. Содержания психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет
2.1.1.Задачи воспитания и обучения
Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Развивать эстетическое восприятие.
Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.
Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
Учить играть, не мешая сверстникам.
Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.
2.1.2. Воспитание при проведении режимных процессов
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2–3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.)
Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют).
Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.
Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.
Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.
Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.
Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т. п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.
У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
Развивать активную речь. Развивать умение детей первой подгруппы произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из двух слов («дай мне», «на» и др.).
Побуждать детей второй подгруппы к замене облегченных слов полными; напоминать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. Содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями, состоящими из трех и более слов (к 2 годам).
2.1.3.Воспитание в играх-занятиях
В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия.
Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.0
С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по 2–4 человека). Длительность игры-занятия 3–6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4–6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6–10 минут.
Развитие речи
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
• существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
• глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
• наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
Способствовать формированию интонационной выразительности речи. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т. д.).
Приобщение к художественной литературе
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Развитие движений
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).
Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой — с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
Музыкальное воспитание
Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Начинать развивать у детей музыкальную память.
Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.
Развивать умение детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Праздники, музыкальные игры, развлечения
Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.
Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.
2.2 Модель взаимодействия с семьями воспитанников.
Направление | Задачи | Формы работы | Периодичность сотрудничества |
Педагогический мониторинг. | Изучение своеобразия семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение удовлетворенностью родителей ДОО. | - социологические срезы; - изучение медицинских карт; - посещение на дому; - анкетирование, опрос; - наблюдение, собеседование с детьми. | По мере необходимости 2-3- раза в год По мере необходимости |
Педагогическая поддержка родителей. | Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдрежки в решении проблем воспитания детей Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности. | -выставки литературы, игр, совместного творчества; - ежедневные беседы и консультации; - наглядная информация; - день открытых дверей; - общие родительские собрания; | По плану педагогов По годовому плану |
Педагогическое образование родителей | Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков. Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей. | - семинары; - практические занятии; - родительские собрания; - информация на сайте ДОО; - информационные уголки в группах и холлах ДОО; | По плану |
Педагогическое партнерство. | Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях. Объединение усилий для развития детей, приобщение родителей педагогическому процессу, создание условий для творческой самореализации родителей и детей. | - создание альбома «Моя семья»; - различные акции; - создание РППС в группах, на территории детского сада; -участие родителей в проектной деятельности; - совместное проведение мероприятий. | По плану воспитателей |
2.3.Особенности организации образовательной деятельности и разных видов культурных практик.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение или повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, обществах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, дружбы, любви, заботы, а также негативного опыта недовольства, протеста, обиды, ревности.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольникам относятся:
Игра (сюжетно-ролевые, дидактические, с правилами, подвижные, музыкальные)
Продуктивная деятельность (по замыслу, по сюжетам сказок, под музыку)
Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты, путешествия)
Чтение художественной литературы (чтение и обсуждение произведение разных жанров, книг, детских энциклопедий)
Создание ситуаций (педагогических, проблемных, морального выбора)
Беседы (социально-нравственного содержания, рассказы воспитателя из личного опыта, об интересных фактах)
Наблюдение (за трудом взрослых, за явлениями природы, сезонные наблюдения)
Изготовление атрибутов для игр, создание макетов, украшений для группового помещения)
Проектная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность, опыты)
Оформление выставок (коллективных и индивидуальных)
Подыгрывание на музыкальных инструментах
Пение (совместное)
Физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, физкультминутки, динамические паузы, ритмическая гимнастика).
2.4. Способы поддержки детской инициативы.
Важнейшим условием реализации Программы является поддержка детской инициативы, создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. В ДОУ созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности и ее участников
• Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• Поддержка и помощь детям при проявлении самостоятельности
• Творческая инициатива (включенность в игру, как основную творческую деятельность ребенка)
• Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала)
• Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, эмпатия, общение)
• Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность)
Благодаря этому основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №14 «Теремок» становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
- Организационный раздел.
- Социальный паспорт группы.
№ | Критерии | Количество |
1 | Общее количество детей в группе Из них мальчиков Из них девочек | |
2 | Количество полных благополучных семей Количество полных неблагополучных семей (пьянство, наркомания, судимость и т.д.) | |
3 | Семьи, где один родитель Из них количество семей разведенных родителей | |
4 | Количество неполных неблагополучных семей | |
5 | Количество семей с опекаемыми детьми | |
6 | Количество многодетных семей |
Паспорт здоровья детей
Группа здоровья | 1 | 2 | 3 |
Количество детей |
- Описание развивающей предметно-пространственной среды.
У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.
В образовательном пространстве обязательно должны быть:
- Средства обучения.
Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон, звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
2. Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
3. Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
- эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).
Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:
- «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.
- «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
- «Рабочая», предусмотренная для организации партнерских форм занятий ребят.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.
У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы. Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей. С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры, всевозможные ширмы и раздвижные столы.
Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности малышей:
· природные материалы;
· предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.
Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами. Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.
Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.
Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.
Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.
Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.
Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
Физическое развитие
Двигательный центр «Юные спортсмены»
· Балансир (доска на полукруглом основании);
· Метательные мешочки;
· Полоса препятствий;
· Кольцеброс;
· Разноцветные кегли;
· Детские скакалки;
· Комплект резиновых мячиков;
· Маленький пластмассовый обруч;
· Гимнастическая палка.
Центр здоровья
· Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
· Схема «Чистим зубы правильно»
· Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
· Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека», «Что полезнее?»;
· Навесное пособие для развития дыхания.
Познавательное развитие
Математический центр «Мы учимся считать»
· Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
· Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
· Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
· Блоки Дьенеша;
· Головоломки;
· Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
· Крупный и средний строительный конструктор;
· «Лего»;
· Игровые наборы;
· Мозаика с образцами;
· Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
· «Автосалон»;
· Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
· Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).
Центр экологии и труда «Экология и природа».
· Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки;
· Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
· Картина сезонов, модели года и суток;
· Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
· Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
· Наборы объемных и плоских игрушек;
· Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
· Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
· Дидактическое лото «Что для чего»;
· Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
· Наборы парных картинок;
· Карточки на произнесение согласных звуков;
· Серии картинок «Времена года»;
· Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
· Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
· Детские книги;
· Портреты детских писателей;
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
· Стенд с детскими рисунками и поделками;
· Раздаточный материал для художественного творчества.
Центр музыки «Веселые нотки».
· Игрушечные музыкальные инструменты;
· Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
· Аудиосредства (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
· Различные виды театров;
· Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
· Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей.
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
· Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
· Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
· Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
· Комплект для ролевой игры «Магазин»;
· Штурвал для ролевой игры «Моряки».
Центр безопасности
· Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
· Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт
· Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
3.3 Календарный учебный план-график.
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Первая группа раннего возраста | |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 раза в неделю |
Развитие движений | 2 раза в неделю |
Игры со строительным материалом | 1 раз в неделю |
Игры с дидактическим материалом | 2 раза в неделю |
Музыкальное | 2 раза в неделю |
Всего ОД | 10 |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Игровая деятельность | Ежедневно |
Общение при режимных моментах | Ежедневно |
Прогулка | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Самостоятельная игра | Ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | Ежедневно |
Оздоровительная работа | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
- Расписание образовательной деятельности
Режим дня
Прием детей, игра………………………………………………………7.00-8.00
Утренняя гимнастика…………………………………………………..8.00-8.10
Подготовка к завтраку, завтрак ……………………………………….8.10-8.30
Самостоятельная деятельность ………………………………………..8.30-9.00
Подготовка и проведение ОД
1–е занятие (ПН,СР)…………………………………………………….9.00-9.15
1-е занятие (ВТ,ЧТ, ПТ)………….……………………………………..9.10-9.25
2-е занятие ……………………………………………………………….9.25-9.40
Второй завтрак………………………………….. ………………………..9.40-9.45
Подготовка к прогулке, прогулка ……………………………………….9.45-11.45
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед …………………11.45-12.20
Подготовка ко сну, сон …………………………………………………12.20-15.00
Постепенный подъем, полдник ………………………………………..15.00-15.15
Полдник ………………………………………........................................15.15-15.20
Подготовка и проведение ООД (ВТ, ЧТ,ПТ)…………………………15.40-15.55
Самостоятельная деятельность (ПН,СР)………………………………15.20-15.45
Подготовка к прогулке, прогулка (ПН, СР)……………………………15.45-16.35
Подготовка к прогулке, прогулка (ВТ, ЧТ, ПТ)………………………15.55-16.35
Подготовка к ужину, ужин …………………..........................................16.35-17.00
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход домой…… 17.00-19.00
| |
Формы организации. | Ранний возраст |
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов. | |
| 1,5-2 года |
1.1. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. | 4-5 минут ежедневно. |
1.2. Физкультминутки. | Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут). |
1.3. Игры и физические упражнения на прогулке. | Ежедневно 5-6 минут. |
1.4. Закаливание: |
|
- воздушные ванны | Ежедневно после дневного сна. |
- босохождение | Ежедневно после дневного сна. |
- ходьба по массажным дорожкам | Ежедневно после дневного сна. |
2. Специально организованная деятельность. | |
2.1. Совместные занятия в спортивном зале. | - |
2.2. Физкультурные занятия на свежем воздухе (динамические паузы). | - |
2.3. Корригирующая гимнастика. | - |
2.4.Дополнительные образовательные услуги (кружок, секция) | - |
3.Спортивный досуг. | |
3.1. Самостоятельная двигательная деятельность. | Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка). |
3.2. Спортивные праздники. | - |
3.3. Досуги и развлечения. | 1 раз в квартал. |
4. Совместная деятельность с семьей. | |
4.1. Дни здоровья | 1 раз в год. |
4.2. Неделя здоровья. | - |
4.3. Консультации для родителей. | Ежеквартально. |
3.6 Модель планирования организации совместной деятельности педагога с детьми. | |||
Образовательная деятельность. (ОД) | Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичных ценностных ориентаций и социализацию | Организация РППС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы. | Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами. |
Тема Задачи: образовательная развивающая воспитательная Краткий план образовательной деятельности. 1.Мотивационый компонент 2.Основной компонент 3.Рефлексивный компонент | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами Общение с взрослым и игры со сверстниками под руководством взрослых Коммуникативная деятельность Познавательная деятельность Трудовая деятельность Восприятие смысла музыки, сказок, стихов Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Художественная литература | Игровая деятельность Двигательная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность | Родительские собрания Деловые игры Конференции Консультации и т.д. Вовлечение родителей в образовательный процесс |
- Циклограмма видов деятельности. Формы работы с детьми и интеграция видов деятельности в режимных моментах (младший возраст)
Первая половина дня | Прогулка | Вторая половина дня | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная инициативная деятельность детей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная инициативная деятельность детей | ||
Понедельник | Коммуникативные игры (ОиСИ) Беседа и разговоры с детьми по их интересам ежедневно (ОиСИ) Трудовые поручения индивидуальные и по подгруппам, КГН самообслуживание: ежедневно (СиДБП) Дидактические игры на восприятие цвета (ПДИ+ОВСИС) | Игры с конструктором (ПДИ+ ОС) Рассматривание книг и иллюстраций (ВРК +ВХЛ) Активное бодрствование (ДА+ПДИ) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Игровом центре» (ПДИ+ДА) | 1. Наблюдение за объектами и явлениями живой природы. (ОВиСИС + Э) 2.Совместная игра воспитателя и детей(ПДИ+ДА) 3.Элементарная трудовая деятельность на участке детского сада (СиДБП+ПДИ) 4.Подвижные игры и упражнения (ПДИ+ДА) 5.Свободное общение воспитателя с детьми 6.Экспериментировани е с объектами неживой природы(Э+ПДИ) | Чтение литературных произведений ежедневно (ВХЛ+ОВ) Совместная игра воспитателя с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская): – 2 раза в неделю; (ПДИ+ ОВ и СИС) Ситуации общения ежедневно Игры с воздухом и водой (ветерки, кораблики и т.д., и т.п.) (Э+ПДИ+ОВС) | Организация самостоятельной деятельности ребенка в творческой мастерской - рисование, лепка (ПДИ + Э+ОСИС) Активное бодрствование (ДА+ПДИ) Игра на музыкальных инструментах (ПДИ+ДА) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Центре познания» (ПДИ+ДА) |
Вторник | Активное бодрствование: объединяющие подвижные игры, игровые упражнения на тему «Моѐ тело» и др. (ДА+ПДИ+ОВС) Беседы и разговоры с детьми по их интересам: ежедневно (КД+ПД) Трудовые поручения индивидуальные и по подгруппам, КГН самообслуживание: ежедневно (СиДБП) Чтение литературных произведений ежедневно (ВХЛ+ОВ+) Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг «Школа мышления»: 1-я, 3-я недели (ПИД+КД) | Сюжетно- отобразительная игра (ПДИ+ОС) Активное бодрствование: развитие движений (ДА+ ПДИ) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Центре познания» (ПДИ+ДА) | 1.Наблюдение за объектами и явлениями живой природы (ОВиСИС + Э) 2.Конструктивные игры 3.Подвижные игры и упражнения(ПДИ+ДА) 4.Совместная игра воспитателя и детей(ПДИ+ДА) 5.Элементарная трудовая деятельность(СиДБП+ ПДИ) 6. Свободное общение воспитателя с детьми (ОВиСИС+ПДИ) | Ситуации общения воспитателя с детьми: беседы, рассматривание картин, иллюстраций - ежедневно (КД+ПД) Игры с водой и песком (Э+ПДИ+ОВ) Активизирующее общение воспитателя и детей разучивание потешек, пальчиковых игр, хороводные игры(ОС+ВХЛ +ДА) Дидактические игры на восприятие формы(ПДИ+ОВиСИС) | Активное бодрствование Сюжетно-ролевые игры, ряженье(ДА+ПДИ) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Игровом центре», (ПДИ+ДА) «Физкультурном центре» (ПДИ+ДА) |
Среда | Ситуации общения ежедневно (ОВС +ПДИ) Наблюдение за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку) (ОВиСИС) Дидактические игры по ознакомлению с величиной предметов (ПДИ+ОВиСИС) Объединяющие подвижные игры (ДА+ОВС+ПДИ) Трудовые поручения индивидуальные и по подгруппам, КГН самообслуживание: ежедневно (СиДБП) | Дидактические/разви вающие игры (ПДИ+ОВиСИС+) Игра на музыкальных инструментах (ПДИ+ДА) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Игровом центре», (ПДИ+ДА) «Физкультурном центре» (ПДИ+ДА) | 1.Наблюдение за неживой природой (ОВиСИС + Э) 2.Экспериментироване с песком, с водой, со снегом (Э+ПДИ) 3.Совместная игра воспитателя и детей (ПДИ+ДА+ОВиСИС) 4.Элементарная трудовая деятельность (СиДБП+ПДИ) 5.Подвижные игры и упражнения (ДА+ПДИ+ОВиСИС) | Опыты, эксперименты: 2-я, 4- я недели (Э+ПИД+ОВ) Творческая мастерская: рисование, лепка, – 1 раз в неделю (ИЗД+КД+ЭТД) Чтение литературных произведений заучивание стихов, потешек (ВХЛ+ОВ+ПДИ) Музыкально-театральная гостиная -1-я, 3-я неделя (ВМ+ВХЛ+ПДИ+ДА) | Игры с конструктивным материалом (ПДИ+ДА) Рассматривание альбомов, иллюстраций на определенную тему (ПДИ+ВРК) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Центре творчества» (ПДИ+ДА) |
Четверг | Активное бодрствование: подвижные игры, пальчиковые игры, хороводные игры и др. (ДА+ПДИ+ОВС) Рассматривание иллюстративного материала (ПДИ+ОВ) Беседы и разговоры с детьми по их интересам (КД+ПД) Игры с водой (Э+ПДИ+ОВ) Слушание музыки (ВМ+ОВ) Чтение литературных произведений ежедневно (ВХЛ+ОВ) | Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Литературном центре», (ВРК+ОСИС) «Игровом центре», (ПДИ+ДА) «Центре познания» ПДИ+ДА+ОСИС) | 1.Наблюдение за трудом взрослых (ОВиСИС + Э) 2.Подвижные игры и упражнения (ДА+ПДИ+ОВиСИС) 3.Совместная игра воспитателя и детей(ПДИ+ДА+ОВиС ИС) 4.Конструктивные игры 5.Свободное общение воспитателя с детьми (ОВиСИС+ПДИ) 6.Элементарная трудовая деятельность на участке детского сада(СиДБП+ПДИ) | Игра воспитателя с детьми: сюжетно-ролевая, драматизация (ИД+КД) Чтение литературных произведений (ВХЛ+ОВ+ПДИ) Активное бодрствование: подвижные игры и др. (ДА+ПДИ+ОВС) Ситуации общения воспитателя с детьми: беседы, рассматривание картин, иллюстраций (ОВ+ПДИ+ВРК) Трудовые поручения индивидуальные и по подгруппам, КГН самообслуживание: ежедневно (СиДБП | Дидактические/развиваю щие игры (ПДИ+ОСИС) Строительно- конструктивные игры (ПДИ+ДА+ОСИС) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Игровом центре», (ПДИ+ДА) «Физкультурном центре» (ПДИ+ДА) |
Ситуации общения воспитателя с детьми: беседы, рассматривание картин, иллюстраций (ОВ+ПДИ+ВРК) Чтение литературных произведений ежедневно (ВХЛ+ОВиСИС) Предметная деятельность: действия с дидактическим материалом (ПДИ+ДА+ОВ) Трудовые поручения индивидуальные и по подгруппам, КГН самообслуживание: ежедневно (СиДБП) | Сюжетно-ролевая игра, ряженье(ПДИ+ОВиСИ С+ДА) Активное бодрствование: развитие движений (ДА+ПДИ) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Центре познания» (ПДИ+ДА) | 1. Целевая прогулка 2. Подвижные игры и упражнения (ДА+ПДИ) 3. Совместная игра воспитателя и детей свободное общение с детьми (ПДИ+ОВиСИС+ДА) | Игры с (цветным) песком Детская студия (театрализованные игры): 1- я, 3-я неделя (ПДИ +ОВиСИС +ВМ+ВХЛ) Вечера досуга: 2-я неделя – музыкальный (ВМ+ДА+ПДИ ОВиСИС), 4-я неделя – Досуг здоровья и подвижных игр (ДА+ПДИ+ВМ+ОВтСИС) Игра воспитателя с детьми: строительно-конструктивная (ПДИ+ОВ+ДА) | Рассматривание альбомов, иллюстраций на определенную тему (ПДИ+ВКР) Организация самостоятельной деятельности ребенка в «Литературном центре», «Центре творчества» (ВРК+ОСИС, ПДИ) |
.
Используемые сокращения
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками – ПДИ
2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) – Э
3. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого – ОВ и СИС
4. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.) – С и ДБП
5. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок – ВМ, ВХЛ, ВРК
6. Двигательная активность - ДА
- Традиции группы
1. «Утро радостных встреч»
Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
- «День именинника»
Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
- «Семейная мастерская»
Цель: приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.
- Календарные праздники
Методическое обеспечение
- Дудко Е.А. Рисуй со мной. Парциальная программа художественно – эстетического развития детей раннего возраста.
- Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей в ясельной группе детского сада.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет.
- Мещерякова С.Ю., Гамегузова Л.Н. Физическое развитие детей «Первые шаги»
- Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трёх лет.
- Смирнова Е.О., Гамегузова Л.Н. , Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
- Четвертаков К.В. Играем вместе. От рождения до трёх.
Приложение 1
- План взаимодействия с семьями воспитанников
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Анкетирование «Будем знакомы!» Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей. 2. Оформление стендов «Для Вас, родители» 3. Индивидуальные беседы «Режим, гигиена ребёнка» 4. Консультации: «Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет» (стенд) «Значение режима в воспитании детей младшего возраста»(стенд) «Адаптация в детском саду» (сайт ДОУ) 5.Фотоотчет о жизни детей в группе «Кнопочки» (группа вк) |
Октябрь | 1.Родительское собрание «Адаптационный период детей в детском саду» 2.Консультации:«12 игрушек, которые действительно развивают» (группа вк), «Рисуем ладошками»( сайт ДОУ). «Одежда детей осенью» (папка) 3. Фотоотчет «Совместное творчество. Конкурс «Краски осени». (группа вк) 4. Акция «День Урожая» (Всероссийская) 5. Конкурс «Отходам – нет!» (район) |
Ноябрь | 1. Добрые советы воспитателя «Капризы ребёнка. Что делать в таких ситуациях?» 2.Индивидуальные беседы «Создайте условия для здорового сна» 3.Фотоколлаж « День матери» (группа вк) 4.Консультации: « Алгоритм одевания» (группа вк), «Профилактика ОРВИ, гриппа, короновируса» (стенд) 5. Акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек) |
Декабрь | 1.Привлечение родителей к оформлению группы к новогодним праздникам Памятка для родителей «Зимние травмы» 3.Консультации: «Что такое Новый Год?» (группа вк), 4. Фотоотчет «Новогоднее настроение» (сайт ДОУ) 5.Акция «Подарок ёлочке» (новогодняя игрушка) |
Январь | 1.Фотоотчет «День Здоровья, спортивные мероприятия с семьей» (группа вк) 2.Консультация «Игра и ее роль в семейном воспитании»(стенд) 3.Акция «Чесночницы – борьба с вирусами». 4. Фоторепортаж «Счастливые новогодние каникулы»(сайт ДОУ) 5.Конкурс «Зимние забавы» |
Февраль | 1.Консультации: «Что делать, если ребенок кусается?» (сайт ДОУ), «Что нельзя приносить в детский сад» (папка), «Добрые советы воспитателя» (группа вк) 2.Конкурс для родителей «Лучшая дидактическая игра своими руками»( из крышек) 3. Фоторепортаж «Роль отца в семье: «Поиграй со мною, папа!» (группа вк) |
Март | 1.Консультации: «Материнская любовь» (стенд), «Не оставляйте малышей одних» (группа вк), «Плохое поведение ребёнка после детского сада»(сайт ДОУ) 2.Фоторепортаж «Мы мамины помощники» (группа вк) 3. . Рекомендации для родителей на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш».( сайт ДОУ) |
Апрель | 1.Добрые советы воспитателя «Прогулки с ребёнком» 2.Консультация «Выбираем одежду по сезону» (стенд), «Как избавить ребенка от вредной привычки» (группа вк) , «Профилактика авитаминоза» (сайт ДОУ) 3.Акция «Сделаем наш цветник красивым» |
Май | 1.Привлечение родителей к субботнику на участке группы 2.Консультации: «Игры с песком и водой» (сайт ДОУ), «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (стенд) 3. Презентация « Первый год в детском саду» (группа вк) |
- План работы по самообразованию
Воспитателя Ивановой Е.И. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Воспитателя Тихоновой Ж.Л. Тема: «Организация РППС в группе раннего возраста»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План по сохранению и укреплению здоровья детей
Цель работы по профилактике заболеваний детей:
-укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы:
-укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
- обеспечение снижения частоты случаев заболеваемости
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий
- забота о социальном благополучии ребёнка
- всесторонне развитие ребёнка в деятельности
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
У детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
У педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
У родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Основные направления:
Профилактические мероприятия
1. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
- рациональная организация двигательной активности
- система работы с родителями
- система закаливания
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
- строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
- коррекция режима дня и питания;
- закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
- мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Психогигиенические мероприятия
- осмотр детей специалистами и осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий и заболеваемости детей
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «ребристой дорожке»
- релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
Развитие моторики:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на улице с элементами подвижных игр
Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Дыхательная гимнастика
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Витаминизация
Формы и методы оздоровления детей
Физические упражнения
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (звуковая, улучшение осанки, плоскостопия);
- спортивные игры;
- дозированная ходьба
Гигиенические и водные процедуры
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды
Световоздушные ванны
- проветривание помещений;
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
Активный отдых
- развлечения, праздники, игры, забавы;
- каникулы, дни здоровья
Музыкотерапия
- музыкальное сопровождение режимных моментов;
- музыкальное оформление фона занятий;
- музыкально театральная деятельность
Закаливание
- «босо хождение »;
- игровой массаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
- Мне нравится (1)