Статья: «Развитие сюжетной игры в раннем возрасте»
статья (младшая группа)

В практике своей работы в детском саду большое внимание уделяю различным видам игр (сюжетным, театрализованным, дидактическим и др.) для того, чтобы все они стали единым игровым пространством воспитания и обучения детей.  Игра многолика, поэтому задача детского сада создать условия для её развития, особенно важно развивать сюжетно – ролевую игру как самостоятельную деятельность детей. Именно свободная, самостоятельная сюжетно -ролевая игра имеет наибольшее влияние на развитие личности, поэтому ее и называют ведущей деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_syuzhetnoy_igry_v_rannem_vozraste.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Лосева Наталья Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №15 Красногвардейского района г. Санкт -Петербург

Статья: «Развитие сюжетной игры в раннем возрасте»

В практике своей работы в детском саду большое внимание уделяю различным видам игр (сюжетным, театрализованным, дидактическим и др.) для того, чтобы все они стали единым игровым пространством воспитания и обучения детей.  Игра многолика, поэтому задача детского сада создать условия для её развития, особенно важно развивать сюжетно – ролевую игру как самостоятельную деятельность детей. Именно свободная, самостоятельная сюжетно -ролевая игра имеет наибольшее влияние на развитие личности, поэтому ее и называют ведущей деятельностью.

Однако самостоятельной игра детей становится не сразу. Мне как педагогу приходится учить их самостоятельно играть и для этого я должна понимать необходимость игры. Именно это понимание и придает мне уверенность в том, я иду верным путем, не подменяя игру «игровыми формами». Сначала педагог выступает в игре в качестве партнера, потом по мере того, как дети овладевают способами построениями игры, побуждает их играть самостоятельно, наблюдает за игрой, анализирует в процесс.

На первых порах я использую различные игры дидактического (обучающего) характера, с тем чтобы дать почву для развития самостоятельной игры детей.

В раннем возрасте игра носит предметный характер, в ней ребенок не самостоятелен, в дальнейшем, когда он на учится играть, игра для него становится самостоятельной деятельностью.

В этом возрасте развитие игры происходит за счет формирование игровых умений.

Формирование игровых умений в раннем возрасте – это умение понять и принять игровую задачу, владеть отдельными игровыми действиями, затем объединять их в игровые цепочки, осознавать некую принадлежность к проигрываемой роли.

Обучение игре детей раннего возраста разворачивается, в основном, в зоне ближайшего развития. Это происходит в процессе ознакомления их с предметами и способами деятельности. Для этого я использую прямые и косвенные методы обучения, направляя внимание ребенка не только на окружающие предметы, но и на способы действия с ними. Например, копать ямку, строить гараж, возить тележку. Так же направляю на взаимосвязанность цепочек действия (копать- насыпать – возить – строить), сообщаю ребенку собственную роль, о которой ребенок ещё не догадывается, но которая станет для него значимой, когда игра будет носить ролевой, а не только сюжетный характер. Например, «ты - строитель», «ты- шофер».

Учитывая принцип пространства детской реализации, я как воспитатель на всем протяжении раннего детства способствую поощрению и становлению детской самостоятельности, поддерживаю замыслы, собственную идею в игре, выбор темы и партнеров по игре.

Более подробно хочу рассмотреть структуру сюжетно – игровой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.

Мотив: первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а также с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; Ролевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре. Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

- Отобразительными - копирует действия реальной жизни.

- Изобразительными - действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой социализации детей раннего возраста. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Литература:

  1. Н.Ф. Губонава «Игровая деятельность в ясельной группах детского сада» - 2-е изд., исп. И доп. – М. Мозаика – синтез, 2023. – 144с.й
  2. Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей: Пособия для воспитателей детского сада. – М., Просвещения, 1988
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сюжетной игры в раннем возрасте

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. ...

Статья ""Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям....

Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований....

Статья «Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр...

Игрушки игровые атрибуты для организации сюжетной игры в раннем возрасте

Игрушки игровые атрибуты для организации сюжетной игры в раннем возрасте...

Обобщённый опыт на тему "Сюжетная игра в раннем возрасте"

В данном опыте хорошо раскрыты приёмы руководства игрой,взаимодействие с семьями воспитанников, организация РППС....

Статья :" Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста на дополнительных занятиях «Вместе весело играть».

Раннее детство -  период активного познания мира и социальных   отношений. Предлагаемая программа «Вместе весело играть» является комплексной и многофункциональной. Новизна ...