РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семенова Ольга Витальевна
воспитатель
МДОУ « Детский сад №3 « Умка»
п.Тоншаево
Аннотация. В ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе развитие интеллекта ребенка. Причиной чего является рост уровня образованности и культуры родителей. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Текст статьи. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях. Семья — это среда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Для формирования полноценного члена общества рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира.
Познание окружающего мира у дошкольников осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.
Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.
Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.
В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Также можно выделить и несколько факторов семейного воспитания, влияющих на интеллектуальное развитие ребенка
-Позиция родителей (активная или пассивная) по отношению к развитию ребёнка и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности).Ребёнок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения.
- Стиль детско-родительских отношений.
Безусловное принятие и любовь – обязательное условие благоприятного развития ребёнка, т.е. ребёнок нравится родителям такой, какой он есть.
Кооперация. Для нее характерны заинтересованность родителя в делах и планах ребенка, желание помочь. Поэтому она также благоприятна для развития интеллектуальных способностей.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Поэтому данный стиль взаимоотношений воспитывает инициативу и твердость.
-Состав семьи и отношения внутри неё. Важным фактором здесь становится психологическое благополучие членов семьи. Разведенные родители, положительно относящиеся друг к другу и к ребенку, могут дать больше для его интеллектуального развития, чем живущие вместе мама и папа, находящиеся постоянно на грани развода. Также на интеллектуальное развитие ребёнка влияет пол родителя, т.е. мамы должны больше уделять время мальчикам, а папы – девочкам.
-Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру тоже оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. При положительном отношении родители всячески поощряют интеллектуальное развитие, радуются успехам малыша в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития.
Таким образом, семейное воспитание играет огромную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста. Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка. Развитие интеллектуальной сферы будет проходить наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д. Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца.
Большое значение имеет и отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. Социально активная и открытая позиция всей семьи, взаимодействие ее членов, участие в воспитание ребенка не только родителей, но и других родственников, общение с родителем противоположного пола оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей детей.
Список литературы.
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. - М.: Медицина, 2003. – 243 с.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
- http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Развитие ребенка, его социализация......
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»...
«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...